Игры
Commandos: Behind the Enemy Lines
Новый поворот развития жанра (двадцать лет назад).

Оригинальности в стратегиях в реальном времени не бывает. И вообще это не то достоинство игры, о котором стоит говорить», — ошибочное мнение, рожденное в страстном, плохо скрываемом поклонении одному из бесконечных потомков Dune 2 и WarCraft, оказалось чрезвычайно распространенным в современном мире игровой индустрии. Кстати говоря, благородное слово «потомок» — прекрасная замена убогому «клон», слову, которое столь ненавистно поборникам упомянутого мнения. Однако на этот раз нам предстоит поговорить именно об оригинальности, ибо это — чуть ли не основное качество Commandos: Behind the Enemy Lines.
Когда впервые видишь игру, странно подумать, что это — real-time стратегия. Настолько необычен, неординарен оказывается игровой процесс. Фактически Commandos: Behind the Enemy Lines являет собой новый поворот развития жанра, поворот, которого так долго ждали. И уже сейчас мне становится противно при мысли о многочисленных клонах… то есть, потомках игры, которые, вне всяких сомнений, хлынут широким потоком спустя несколько месяцев, вновь заставляя думать о том, что оригинальность в играх как бы и не нужна… Но не будем о неприятном. При всем обилии игровых достоинств нам не придется рассуждать о новом качестве графики, новых технологиях и т.д. Графика вполне обычна. Но о ней несколько позже. Начнем же мы, пожалуй, с сюжета.

Скриншот был снят бесплатной версией программы. Из-за этого в верстке была обрезана верхняя часть картинки с предупреждением, – прим. из 2018.
Действие происходит во времена Второй Мировой Войны, в глубоком тылу у немцев. А солдаты вермахта — это вам не абстрактные лунатики с третьего спутника Сатурна, это реальный, исторический противник. Отлично проработано поведение немцев, которые действуют очень реалистично и вполне правильно. Игроку же уготована более благородная участь — командование маленьким отрядом боевиков. Невероятные диверсионные операции, организации побегов, уничтожение отлично охраняемых баз — все это надлежит совершить с помощью шести человек. Сложно? Очень. Тем более что силы противника превышают силы крохотного отряда в десятки раз! А что вы скажете об отличном вооружении вражеских солдат? А как насчет сражения с несколькими танками?
Игровая концепция довольно проста: у каждого бойца в вашем отряде имеются свои способности, которыми следует пользоваться в правильной последовательности. Если в какой-то миссии вам дается шесть человек, значит, использовать придется всех шестерых, если два — то хватит и двоих. Секрет кроется в чрезвычайно логичной структуре уровней — передвижение вражеских солдат, расположение боевой техники и зданий, количество спецсредств, которые выдаются диверсионному отряду. На самом деле, на каждом из уровней существует невидимая дорожка, которую предположительно должен найти сам игрок. Эта дорожка — не только перемещение бойцов, но и конкретная последовательность действий. А их, надо сказать, очень много. Короче говоря, в Commandos: Behind the Enemy Lines можно не только стрелять.
Зеленый берет, снайпер, морской пехотинец, сапер, водитель, шпион — вот специальности ваших бойцов. При всем при этом, каждый из них — незаменим в своей области. Только зеленый берет может поднимать огромные бочки с горючей смесью и карабкаться по отвесным стенам и скалам. Только снайпер может пользоваться дальнобойной винтовкой. Только морской пехотинец может плавать под водой и грести на надувной лодке. Только сапер может расставлять капканы и минировать вражеские здания. Только водитель может воспользоваться разнообразнейшей вражеской техникой и управлять всевозможными средствами сухопутного передвижения. И только шпион может переодеться в форму немецкого генерала и отвлекать простодушных немецких солдат разговорами на чистейшем баварском наречии. Комбинируя действия своих подчиненных, можно почти всегда добиться нужного результата. При этом все должны остаться живы. Это — обязательное условие каждой миссии. Смерть хотя бы одного из бойцов не прощается. Да к тому же, если эта смерть произошла в самом начале — это верный признак того, что миссию вам пройти не удастся. Как, например, переплыть на другой берег, если морской пехотинец нарвался на немецкого часового? Только в исключительных случаях вражеские солдаты могут взять одного из ваших бойцов в плен. При этом действия их настолько грамотны, что невозможно ни убежать, ни отстреляться. А чаще всего немецкие солдаты, согласно уставу, немедля открывают огонь на поражение.
Вот, к примеру, задание к одному из уровней — уничтожить плотину. Вроде бы ничего сложного: заложил динамит, да взорвал. Да вот незадача — динамит находится на вражеской базе за колючей проволокой! Что ж, пошлем туда сапера, пусть перережет проволоку! Что? Через проволоку электрический ток пропущен? Что ж, тогда пошлем шпиона на базу врага — пусть отключит электричество! Нет-нет, шпион в гражданском, для начала ему следует в форму немецкого генерала облачиться. Какие проблемы? Пусть идет в лагерь противника и забирает эту форму — вон она висит! Опять не получится — шпион плавать не умеет, а надувной лодки нет. И вот морской пехотинец погружается в воду со своим аквалангом, выплывает в нужном месте, крадет надувную лодку, плывет назад, в лодку садится шпион, который затем переодевается в форму генерала, пробирается незамеченным на базу противника и отключает электричество, потом колючую проволоку перерезает сапер, достает динамит, минирует плотину… В общем, одной миссии достаточно для сюжета захватывающего фильма. Тем более что украсть лодку вовсе не просто. Очень не просто также и переодеться в форму генерала. И совсем не просто достать динамит. Ведь кругом не тренировочный полигон, а война. Десятки немецких солдат ревностно выполняют свой долг. Достаточно одного прокола, неправильного перемещения, чтобы все эти фрицы и гансы начали громко вопить, поднимая тревогу, по которой бы из бараков высыпали тучи солдат, а из гаражей выехали бы тяжелые танки. Да что там говорить, несколько автоматных очередей и — вечная слава герою! При этом радиус поражения противников в несколько раз превышает мощь оружия наших бойцов. Пистолеты, бьющие на восемь с половиной шагов, против автоматов и винтовок врага! Я уже не говорю о том, что шесть пусть и достаточно крутых бойцов против сотни солдат, парочки броневиков да нескольких танков — это самое обычное дело. В таких условиях приходится прибегать к хитростям. Стрелять в спину и из-за угла. Расставлять капканы. Резать ножами. Устраивать ловушки. Красть технику, если есть водитель. Отвлекать вражеских солдат, если есть шпион. Прятаться везде, где только возможно. Экономить ценные боеприпасы, типа гранат и патронов к снайперской винтовке. Не бежать напролом. Думать. И еще чаще, чем думать, сохранять игру.
Очень редко удается в миссии сделать что-нибудь свое, что-нибудь, что выходило бы за рамки сценария. Так, к примеру, в уже описанной миссии на другой берег можно перебраться по плотине, не пользуясь услугами морского пехотинца. Безболезненно это может сделать лишь шпион в генеральской форме, ибо вся плотина находится под надзором пулеметчика, который, надо сказать, стреляет очень далеко. Вы не поверите, но мне удалось, используя совместные усилия всех бойцов, перейти реку по плотине. Это было сверхсложно, но при этом я не потерял ни одного из своих солдат! В принципе, можно было бы пройти так всю миссию, забыв про лодку и генеральскую форму, но какой ценой! Таким образом, я опытным путем доказал, что в Commandos: Behind the Enemy Lines можно нарушить нормальный ход сценария, что лишний раз свидетельствует о реалистичности и самостоятельности компьютерного интеллекта.
Самым удивительным элементом игрового процесса Commandos: Behind the Enemy Lines следует считать модель зрения, созданную разработчиками. Перспективная модель зрения очень логична, невероятно реалистична и именно она на самом деле позволила реализовать режим реального времени в подобной игре. Ваш боец может сколько угодно бежать за спинами вражеских солдат. Он может запросто незамеченным лежать за камнем в двух шагах от часового. Однако стоит ему только вылезти из укрытия… Стоит только шпиону в генеральской форме на глазах других солдат вонзить в тело своего собеседника шприц с ядом… При этом обзор зрения противника визуально доступен игроку! Но, увы, только одного противника. То есть, нельзя сделать так, чтобы было видно, куда смотрят сразу два или больше часовых.
Немецкие солдаты в Commandos: Behind the Enemy Lines — вовсе не безмозглые чурбаны, которые просто маршируют по заданному пути и стреляют «в сторону врага». Если часовой увидит труп, то в лучшем случае он подбежит к нему и начнет осматриваться. В худшем — начнет звать на помощь или, что еще хуже, поднимет тревогу. Поэтому трупы надлежит прятать.
Несколько хуже проработана модель слуха. Непонятно, в каком месте вражеские солдаты услышат звук выстрела, а в каком — нет. Проверить это можно только опытным путем. А было бы неплохо, если бы и область слуха была бы визуально доступна игроку! Но чего нет, того нет. При этом враги прекрасно слышат звуки выстрелов, шум двигателя, звуки радио, с помощью которого их можно заманивать в ловушку, на каком-то вполне определенном расстоянии. А посему надлежит действовать бесшумно. «Пуля — дура, штык — молодец» — золотое правило Commandos: Behind the Enemy Lines. Удар ножом всегда предпочтительнее, нежели выстрел. Подполз сзади, вжик и — дело в шляпе. Конечно, ножом резать можно только одиночных солдат, с отрядами такие фокусы не проходят. С отрядами проходят другие фокусы. Нет ничего прекраснее, чем поставить ловушку на пути следования дозорных. А для верности рядом с капканом можно положить радио, звуки которого обязательно привлекут отряд. Другое дело, что возиться так придется довольно долго. Но и это можно пережить. Неплохо, конечно, с большими отрядами справляются гранаты, которые радостно швыряются через стену, но о тишине в данном случае говорить не приходится. Грохот страшный.
Куда сложнее расправляться с танками и броневиками. Если какой-нибудь грузовик или легковушку можно взорвать несколькими выстрелами, то тяжелую технику можно только чем-нибудь взорвать. Ни о каких ножах и шприцах с ядом тут и речи быть не может. Количество взрывчатых веществ серьезно ограничено, поэтому шевелить мозгами в данном случае приходится активнее, нежели чем в борьбе с солдатами.
Переходим к грустному. То бишь, к недостаткам. Их немного, но они на общем фоне сильно бросаются в глаза. Не очень хорошо проработан режим реального времени, который многим по этой причине кажется ненужным. Весь игровой процесс вертится вокруг схемы «убил-сохранил-погиб-загрузил». Это довольно скучно и не способствует сохранению атмосферы. При этом режим реального времени — это как раз то, что придает Commandos: Behind the Enemy Lines напряженность момента, заставляет игрока переживать и быть аккуратным в своих решениях. Сами понимаете, постоянная загрузка разрушает половину положительных впечатлений от игры. При этом регулировка скорости игрового процесса напрочь отсутствует, положенная любой стратегии в режиме реального времени и которая могла бы спасти положение, нет. Заглюченный интерфейс — это вообще сказка. Играя в demo-версию, я был уверен в том, что разработчики исправят все ошибки, связанные с ним. Однако этого не произошло. Представьте себе, нажимаешь на символьное изображение ножа в нижнем правом углу экрана, и ничего не происходит. То есть совсем ничего. Нож даже не выделяется в зеленый контур, как это вообще-то положено. А когда на все действия выделено буквально несколько секунд, поневоле начинаешь тихо-громко ругаться. Хотя ничего не могу сказать, дизайн на самом высоком уровне. Все выглядит красиво, занимает минимум места на игровом экране, но проклятые баги просто выводят из себя. Анимационные чудеса тоже восхищают. Представляете, идет наш боец по снегу, а за ним остаются следы… Чудесная находка дизайнеров, не правда ли? А теперь представьте себе, что наш боец ползет по снегу. Знаете, что за ним остается? Правильно, абсолютно те же следы ботинок 45 размера. Из чего можно сделать вывод о нечеловеческом происхождении бойцов, у которых ноги растут даже на животе. Не очень эстетично выглядит горка трупов, которая остается после удачного сражения, но это не недостаток, а суровая правда жизни.
Выглядит Commandos: Behind the Enemy Lines красиво. Ничего фантастического, никакой трехмерности и тем паче поддержки 3D-акселераторов, но… красиво. За исключением поддержки нескольких высоких разрешений ничего особенно примечательного в игре нет. Хотя, в принципе, больше ей ничего и не нужно. Четкая графика, яркие цвета, красивые детализированные объекты — действительно больше ничего не нужно. Хотя анимацию можно было бы сделать и более сложной. Взрывы, выстрелы — скромно, но со вкусом. Поражают диапазоны масштабирования. С высоты птичьего полета можно изучить весь уровень, а максимальное приближение дает возможность рассмотреть самую незначительную деталь. Гигантское разнообразие уровней также восхищает. Ливийские города, базы в пустынях, заснеженные леса, сотни разнообразнейших объектов, выполненных с необыкновенной точностью — все это компенсирует откровенно средние графические технологии.
Commandos: Behind the Enemy Lines — это совершенно новый подход к жанру стратегий в режиме реального времени. Подход творческий и грамотный. Перед нами игра, которую нельзя сравнить ни с Dune 2, ни с WarCraft, ни с представителями новой моды action-стратегий. Немного похоже на SWAT 2, но там совсем другие игровые принципы. Гораздо больше похоже на Jagged Alliance, но Commandos: Behind the Enemy Lines идет в режиме реального времени. Конечно, игру нельзя назвать идеальной, есть что исправить, есть над чем подумать. Оригинальна — да. Ну, а кроме своей оригинальности Commandos: Behind the Enemy Lines еще и интересен. А этого-то уж точно достаточно. Кстати говоря, пока еще ничего не слышно о выпуске дополнительных миссий к игре, однако вряд ли стоит сомневаться, что Eidos add-on все-таки выпустит. В конце концов, дополнительные миссии в Commandos: Behind the Enemy Lines куда более важны, чем в любой другой real-time стратегии.
Академик
Рецензия из журнала “Страна Игр” №09(28), сентябрь 1998 года
- Игры5 лет ago
PlayStation не виновата
- Игры5 лет ago
Пост-обзор Final Fantasy XIII
- Игры5 лет ago
Spec Ops: из грязи в князи
- Игры5 лет ago
Почему все говорят об игре “Великий Султан”
- Игры5 лет ago
10 причин поиграть в Arcanum
- Игры5 лет ago
Куда плывут “Корсары: Черная метка”?
- Игры5 лет ago
Светлая сторона YouTube: Alina Gingertail
- Игры5 лет ago
Xbox уходит из России?