Свяжитесь с нами

Игры

10 причин поиграть в Arcanum

«Мой умственно отсталый друг, у меня есть задание, соответствующее вашим ограниченным способностям»

Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura… Как же давно вышла эта игра. Помню, как в счастливые аспирантские деньки увидел диск с притягивавшей внимание обложкой. Была в ней какая-то неправильность, не сразу ставшая понятной. И только через пару минут дошло: позади недружелюбного эльфийского лица просматривался… дирижабль! Да, тогда я еще толком не знал, что такое стимпанк. Но очень скоро познакомился с ним и буквально влюбился.

Глупо рассказывать об Arcanum и совсем не сказать о направлении, ставшем для проекта основой. Стимпанк (или паропанк) демонстрирует альтернативную схему развития человечества (а то и фэнтезийной планеты, как в нашем случае). С уклоном в развитие паровых машин, как легко понять из названия. При этом оружейные технологии в таких мирах шагают достаточно далеко, появляются сухопутные крейсера на паровом ходу, пулеметы, активно развивается воздухоплавание. Космические корабли, правда, просторы Большого театра не бороздят, но уж на телеграф-то можно рассчитывать.
Атмосфера в таких вселенных сравнима с днями, трогающими сердце любого британца. Вокруг – викторианская Англия или нечто похожее на нее. Время, когда прогресс семимильными шагами мчался вперед, церковь под напором нигилистов стремительно теряла свои позиции, джентльмены за стаканом виски общались в клубах на темы от политики до спорта и погоды, а прекрасные дамы в длинных платьях и шляпках требовали равных прав со своими половинками. И в то же время продолжалась промышленная революция – кругом чадили фабрики, города переполнялись бывшими крестьянами, которые шли в рабочие, да и детским трудом никто не гнушался. Все, прямо как на церемонии открытия Лондонской олимпиады.

В 2001-м к числу авторов паропанка добавилась Troika Games. Как принято сейчас говорить: «молодая и амбициозная» студия из Калифорнии. Впрочем, молодая весьма условно – ведь у ее истоков стояла троица талантливых разработчиков, покинувших Interplay после создания Fallout. Опыта им было не занимать, желания тоже, оставалось найти точку приложения сил. И она нашлась, став одной из величайших игр рубежа тысячелетий. С тиражом в 234 тысячи копий – почти как у Fallout и Fallout 2 вместе взятых! По тем временам это было выдающееся достижение для RPG. И все, несмотря на то, что работы над Arcanum поначалу велись втроем, и лишь чуть позже число сотрудников компании доросло до двенадцати.

Казалось бы, команду ждало блестящее будущее, но… Но великие разработчики не всегда становятся классными управленцами. Troika Games покатилась под откос – следующие ее проекты (The Temple of Elemental Evil и Vampire: The Masquerade – Bloodlines) имели гораздо меньший успех, хотя игра по вампирской тематика вышла необычной и во многом революционной. А затем Troika закрылась, успев объявить о создании постапокалиптической RPG и продемонстрировать пару скриншотов напоследок. Но печальный финал – не повод забыть об Arcanum? Где мы бродили по улицам городов, освещенных газовыми фонарями. Где общались на короткой ноге с королями и ворами. Где бегали голышом по улицам и сражались с тварями с других планов бытия. Творили безумства и злодейства, помогали ближним и совершали неожиданные поступки. Все, как в жизни..

1. Я – тот, кто я есть

Ролевая система – альфа и омега любой RPG. В Arcanum она вышла просто на загляденье. С непривычки несложно и запутаться, ведь кроме стандартных характеристик есть три типа навыков – умения (торговля, огнестрельное оружие или обезвреживание ловушек), технологические и магические дисциплины. Поди угадай, что важнее в первые часы – знание, как создать восстанавливающие усталость пилюли, повышенная разговорчивость или понимание, с какого конца браться за меч?

Хотя «запороть» персонажа в Arcanum сложно, но подумать перед его (ее) созданием надо. Желательно подольше. Неочевиден даже выбор пола: пусть женщины получают на очко больше в Телосложении и на очко меньше – в Силе, главное-то не в этом. Главное, что часть квестов проходится мужским и женским персонажем по-разному! А что вы хотите, в XIX веке феминисток легко было пересчитать по пальцам одной руки, представители же сильного пола это движение и вовсе игнорировали. Так и в творении Troika Games – не жалуйтесь, если останется один вариант: прокладывать дорогу к вожделенной «экспе» собственным телом.

Но не полом единым живет персонаж, а еще и прошлым своим. Выбравший предысторию Dark Sight в темноте получает нехилые бонусы, страдая от яркого света, как гремлины из одноименного фильма. Выросший на отдаленной ферме технофоб с ужасом смотрит на винтовки в магазинах, считая их порождением дьявольских сил. А продавший душу этим самым силам не имеет никаких шансов добиться к себе нормального отношения. Каждая предыстория что-то дает, но что-то и отнимает. Готовы ли вы пожертвовать Интеллектом ради Красоты? Или увеличить шанс критического промаха ради 10-процентной прибавки к опыту? Не готовы? Нет проблем, есть вариант отказаться от прошлого, начав писать историю с чистого листа.

2. Люби меня, как я тебя

Во многих RPG принято никак не реагировать на действия героя и на сам его образ. Во многих, но не в Arcanum. Каждое действие влияет на окружающую среду и меняет будущее, порой для всей планеты в целом. Хотя первое впечатление формируется практически классическим способом – «по одежке». Красота (да-да-да, здесь это отдельная характеристика!) и Обаяние определяют реакцию людей и нелюдей лишь при первой встрече, дальше все идет по дорожке, проторенной разговорами и поступками.

Забавно, что NPC не стесняются комментировать свое отношение к нам. Попробуйте ради эксперимента раздеться и пробежать по улицам крупнейшего города игры Таранта. Узнаете о себе много нового, просто заговаривая с прохожими. А уж фантазия у разработчиков что надо: «Могу посоветовать вам хорошего портного, милочка», «наверное, не смогла найти себе парня, раз разгуливает голая», «как ужасна ваша нагота», «вас ограбили разбойники?» – вот лишь малая часть фраз, встречающих появление женщины в купальнике на улице. Некоторые же и вовсе откажутся с ней общаться, как король одной хиреющей державы. В самом-то деле, зачем тратить время на особу, поправшую все нормы морали и нравственности?

Отношения влияют и на прохождение, с начала и до конца. Ненавидящий вас NPC напрочь откажется выдавать квесты, и хорошо, если не набросится с кулаками. А поймавшие персонажа на краже стражники не дадут спокойно жить, заставив вырезать их всех. Параллельно подвинув стрелочку на циферблате «добро – зло» сами понимаете в каком направлении и ухудшив реакцию многих и многих. Мир вообще чутко реагирует на происходящее: так, раскрыв тайну «изобретателя» паровой машины, вы вынудите его покинуть мегаполис, и потом услышите, как ваш подвиг обсуждают в тавернах. А рассказав редактору газеты о своих похождениях, прочитаете о них же в следующем номере. Разговаривайте, слушайте, читайте – и узнаете о своих подвигах от совершенно чужих людей. Приятно знать, что ты – не последний по влиянию на континенте, черт возьми!

3. Сейчас как колдану!

Магия и технология в Arcanum – близнецы-братья. Но близнецы, истово ненавидящие друг друга. Героев-магов и на пушечный выстрел не подпустят к поездам, так как исходящие от них эманации способны вызвать крушение. Да и «пушки» в руках волшебника бесполезны чуть более чем полностью. Пистолеты, винтовки и батарейки в его руках превращаются в ненужный хлам, место которому на помойке (ну, хорошо, в лавке старьевщика, пусть хоть какую-то копеечку принесет). Но кто сказал, что путь мага скучен? Думаете, он будет уныло брести по долинам и по взгорьям, прежде чем доковыляет до ближайшего городка? Как бы не так! Исследуйте телепортацию, и в мгновение ока окажетесь в любой ключевой точке карты, где были хоть раз.

Магия в игре невероятно разно­образна. Представьте только: 16 школ по 5 заклинаний в каждой! Есть почти все, что душеньке угодно. Колдуны становятся невидимками и подсматривают содержимое сундуков. Улучшают характеристики (свои и товарищей) и лечатся от яда. Вызывают элементалей и поднимают мертвых. Очаровывают врагов и превращают их в овечек. Воскрешают мертвых и, конечно же, наносят урон, наносят урон, наносят урон. Одним только заклинанием дезинтеграции можно снять 30-40 тысяч очков жизни. Поверьте, это просто немыслимое число, рядовой герой обычно хвастается сотней с небольшим хитов. Хотя дезинтеграция – палка о двух концах. Да, от зловредного босса, нарвавшегося на убийственное заклинание, не останется и мокрого места, но ведь и вещичек тоже. Стоит ли прибегать к радикальным методам? Особенно если хочется подобрать новенький балахон с убойными характеристиками.

Мага развивать в разы проще – пока технолог бегает от монстров в реальном времени (или ходит в пошаговом режиме), сохраняясь на каждом шагу, юный «Гэндальф» вовсю жарит молниями и занимается самолечением. Одна беда – маны как ресурса нет, приходится тратить очки усталости. Доведете их до нуля – сляжете прямо на поле битвы без чувств. И вряд ли подниметесь. Ах, да, и еще не стоит ходить к торговцам инженерными товарами. Все равно не сможете с ними нормально работать – ненависть у них к заклинателям врожденная.

4. Я пушку соберу руками

Неужели технологом быть бессмысленно? Нет, нет и еще раз нет! Во-первых, это вначале ему тяжело. Позже у инженера появится почти все то же, что и у мага. Он научится лечить повреждения и восстанавливать выносливость, скует себе экипировку и танком пройдется по тем локациям, куда раньше и сунуться боялся. Вы уже догадались, чем стиль игры этого парня отличается от его заклятого коллеги? Правильно, технолог все старается сделать сам. И в этом его главная прелесть.

Казалось бы, вариаций развития у него меньше: всего-то восемь направлений исследований с семью чертежами в каждом. Но стоит заглянуть в магазины, как с удивлением обнаруживаешь: базовым набором схем знания не исчерпываются. И скоро провозвестник нового мира сам смастерит гранатомет и обеспечит себя патронами, изобретет способ усыплять врагов прямо в бою и воскрешать павших соратников. И на коленке соберет пару роботов-помощников, лечащих и помогающих в сражениях. Лишь бы были детали.

Запчасти – слабая сторона технолога. Если у торговцев (или в попавшихся по пути мусорных бачках с сундуками) селитры нет, пополнить патронташ придется, тратя свои кровные. Посему первые уровней десять-пятнадцать инженер собирает всякий хлам и складирует его в гостинице. Никогда не знаешь, вдруг без грязной тряпки отвратительного вида потом не соберешь взрывчатку? И там, где маг спокойно копит деньжата, скидывая барахло старьевщикам, конструктор экономит каждую копеечку. И даже дерется мечами и топорами, лишь бы не тратить денег на боеприпасы. Хотя не все так печально – мир не так уж плохо относится к идущим по пути прогресса. Собирайте травы, делайте из них порошки, продавайте – и жизнь наладится. А станете торговать собственноручно собранным оружием, дела и вовсе пойдут на лад. «Работать, работать и еще раз работать» – девиз каждого инженера. Прямо как у крафтеров в MMORPG.

5. Глупым быть совсем-совсем непросто

За что мы еще любим Arcanum? Элементарно, Ватсон, за разнообразие способов прохождения и поведения. Мы уже говорили выше о забавном варианте – бегать нагишом по городам и беседовать с окружающими. Но это еще цветочки. А как вам идея просто убивать всех подряд, не начиная бесполезных разговоров? Ну, или более банальное – закончить сюжетную линию с нулем в графе убитых. Правда, придется прибегнуть к ухищрениям, в стиле подбрасывания отравленных предметов или чего-нибудь взрывающегося особо неугодным NPC. Но в принципе путь дипломата ничем не хуже других.

Не менее забавно побегать героем с интеллектом 4 или ниже. Игра в этом случае просто преображается до неузнаваемости. Встречаемые нами персонажи так и норовят отпускать едкие реплики в духе: «Мой умственно отсталый друг, у меня есть задание, соответствующее вашим ограниченным способностям» или «Спасибо, моя умница. Пора идти! Пока-пока!». А задаваемые ими вопросы ставят наше alter ego в тупик. Так и видишь, как скрипят шестеренки в голове у тугодума, которого спрашивают: «Ты за красных или за белых?». Ой, то есть «Ты считаешь себя магом или ученым?». Бедный паренек же стоит и с трудом выдавливает из себя: «Не знаю». Не менее интересен и дневник такого героя. «Что за цифра? Моя считать еще не уметь», «Надо сломать парная машина» – подобные фразы в нем просто неисчислимы.

История тупицы – единственное, что примиряет меня с нейтральным вариантом развития событий, без уклона в магию или технологию. Однако при желании из него реально воспитать классного волшебника (заклинания здесь зависят от Воли, а не от Интеллекта). А еще лучше прокачать Красноречие (увеличится число выдаваемых квестов, которых «базовому» дурачку достается немного). И до кучи выбрать полуогра, чтобы еще и с расовой дискриминацией столкнуться. Но и дискриминация-то в мире Arcanum – палка о двух концах. Да, полуогров не любят и требуют с них больше денег за постой. Но еще и боятся, самые отмороженные орки не рискнут просто так ввязаться с ними в драку. Частенько помогает решать проблемы, знаете ли.

6. Трое в лодке, не считая собаки

В одиночку проходить Arcanum можно, но со спутниками и веселее, и интереснее. Благо их тут пруд пруди. Даже если не пользоваться дырами в геймплее (благодаря которым связка из парочки заклинаний позволит присоединить едва ли не любого NPC), к вашим услугам почти два десятка напарников. Не каждая современная RPG похвастается подобным разнообразием. Понятно, что не все и не всегда будут готовы стать вашим соратником, но и это неплохо – чем не повод заглянуть в стимпанковский мир еще разок?

Правда, для отвлеченных бесед на разные темы подходят отнюдь не все. По поводу и без повода треплется только Вирджил, встречаемый в самом начале. И он же – единственный, не считая собаки, кто пойдет с героем до конца (если не слишком резко шарахаться из одной крайности в другую). Прочие готовы общаться в определенные моменты. Гном Магнус – в локациях, связанных с его расой. Ториан Кель – в минуты выбора между добром и злом. Рейвен – когда вам захочется пофлиртовать (закономерный исход флирта предусмотрен, но на эротические сцены не рассчитывайте, у нас же пуританское время).

Кое-какие спутники в ключевые моменты еще и решаются покинуть отряд, но есть один, что всегда и везде будет с вами до конца. Ваш верный пес, обретающийся в Эшбери. Оказавшись там, скоренько бегите искать таверну и спасайте собачку, и она ответит вам верной и преданной службой до самой смерти. А уж убить-то ее непросто, друг человека (гнома, хоббита и т.д. и т.п.) прокачивает рукопашный бой и быстро становится настоящим супероружием. Однозначный must have, другие-то слишком часто развивают совершенно ненужные навыки (увы, указывать им, что делать, нельзя). Песик же пригодится всегда и везде. Его даже кормить не надо.

7. Битва бобра с ослом

В первый раз почти все стараются проходить Arcanum по-доброму, пользуясь старыми рецептами. Помогать ближним и дальним, вежливо отвечать на вопросы, спасать мир и т.д. и т.п. Нет, так тоже можно – опыта куча, обожание большинства населения обеспечено, торговцы всегда рады видеть клиента. Приятно чувствовать себя героем, паладином в сверкающих доспехах. Только рано или поздно приестся – всего этого мы уже нахлебались полной ложкой в других играх. Слишком уж благостно и приторно все вокруг. Почему бы не встряхнуть застывший мирок? Да и кто сказал, что иначе нельзя?
Можно! Это ведь лучшее творение Troika Games, здесь необязательно быть вежливым и пушистым. К вам подбежал нищий и попросил денег? Отшейте лентяя, пусть идет работать, вон какой лоб здоровенный вымахал. От вас что-то требует NPC в обмен на информацию? Врежьте ему как следует, а лучше убейте наглеца, нечего хамить будущему владыке мира. А потом обыщите труп и окрестные сундучки, истина где-то рядом, главное – не пропустите во-о-он тот шкафчик в углу, все будет тип-топ. Дальше – больше. Встретите темных эльфов, те вам пожалуются на свою судьбу. Почему и не присоединиться к таким «няшкам»? Раз – и мы уже в их рядах. Правда, требования у них зверские, придется покончить с жителями одного городка. Но чего не сделаешь ради таких прекрасных друзей? Под конец же нам и вовсе позволят записаться в гадкие плохиши, но об этом чуть позже.

Но знайте: при таком прохождении часть побочных квестов получить вам не светит. Да и с торговцами поговорить выйдет не всегда. Кое-где героя «радостно» встретят толпы стражников, запланировавших на вечер праздник линчевания великого злодея. А мы ведь ничего противоестественного не хотели. Нам был нужен только мир. И желательно весь.

8. Конец – делу венец

После финала нам расскажут, чем и как завершились истории городов и отдельных выдающихся личностей. Особенно приятно, что мы влияем на всех. Во власти игрока сделать одни королевства процветающими, а другие – пришедшими в упадок. Развязать на континенте глобальную войну и объединить страны в единое государство. Законопатить гномов в их подземельях и помирить эльфов с их соседями. Навести порядок на городских окраинах и создать нового «пахана» преступного мира. Вернуть к жизни затерянное поселение и помочь ордам варваров стать угрозой для всех и каждого. Сделать простого мага богатейшим человеком Арканума, а борца за права рабочих – правителем своей Родины.

При этом все развилки неплохо продуманы, догадаться, к чему приведут ваши действия, нетрудно. И никогда не угадаешь (если не подсмотреть в Интернете), поменяет что-то выбор реплик в разговоре или нет? Изменит судьбы вселенной смерть парочки NPC средней руки или все останется по-прежнему? Логичность в сочетании с непредсказуемостью открывают что-то новое при каждом следующем прохождении.

А вот с судьбой героя все в разы проще. Зависит она в основном от выбора ответов в финальном диалоге с главным злодеем Керганом. Захотите ли вы помочь ему уничтожить мир? Станете единоличным диктатором в выдуманной вселенной? Предпочтете остаться в истории величайшим героем летописей? А, может, возжелаете превратиться в созерцательное божество? Вот некоторые из вариантов (их почти десяток), грустно другое  – дальше история продолжена не будет. Как бы вы ни закончили приключения, вернуться в мир Арканума нельзя. Если не начать все сначала, но это уже совсем иная история…

9. Кто вы, мистер Бейтс?

А еще Арканум кишмя кишит всякими отсылками к истории, культуре, прочим сферам человеческой жизни. Вот, например, производитель паровых машин Гилберт Бейтс и его злейший враг Эпплби – чем не напоминание об извечном противостоянии Microsoft и Apple. А вот капитан корабля Эдвард Тич, носящий то же имя, что и знаменитый пират по кличке Черная Борода. Или Док Робертс – малоизвестный у нас, но знакомый историкам Дикого Запада шериф (кем он может стать и в игре). Или товарищ по фамилии Максим, изобретатель пулемета в мире реальном и мире вымышленном. Или хоббит Андерхилл, сразу дважды отсылающий к Средиземью. Во-первых, потому что хоббитов придумал Толкин. А во-вторых, потому что Андерхилл – фамилия, которой пользовался Фродо Бэггинс, чтобы скрыть свое настоящее ФИО.

Но это – на поверхности, порой же догадаться, что имели в виду разработчики, в разы сложнее. Кто бы мог подумать, что у собаки-спутника есть реальный прототип – пес из Mad Max 2? Или что труп возле места кораблекрушения имел в качестве прообраза фотографа, снимавшего Кеннеди в день смерти (и камера в его сумках подтверждает это)? Или что Troika – фанаты настолок (иначе почему один из островов носит имя Cattan, почти как Catan в настольной игре Die Siedler von Catan)? Если же начать рассматривать портреты NPC, а потом порыться в недрах Интернета, можно обнаружить и ряд личностей, послуживших прототипами героям.

Но и без этого хватает забавных моментов. Корова в стартовом городе носит имя Старая Бесси, а ведь именно Бесси звали бывшую владелицу тамошней шахты. На просторах Арканума есть кладбище тестеров с забавными надписями на надгробиях. Возле Тихих Вод живет кролик-монстр необычного цвета (впрочем, у него как раз был аналог и в кино). А если зажать Ctrl+Alt+Журнал, увидите кучу смешных цитат из реальной жизни создателей Arcanum. И главное, вселенная хранит в себе еще немало секретов, даже через одиннадцать лет после релиза нет-нет, да появится радостный выкрик на каком-нибудь форуме: «Ребята, а я знаю, кого имели в виду под мистером X из Каладона!».

10. Полтора больше единицы

Но что же делать, если тропки Арканума исхожены сотни раз, а хочется продолжения? Ждать второй части, похоже, бессмысленно, однако есть замечательный модуль Arcanum 1.5. В нем в наличии даже новые локации – например, пещера с сокровищами дракона или подземная фабрика в Таранте. Появилась дополнительная спутница-эльфийка, расистка, но хорошая девушка. Добавлены предметы и исправлены баги (а их Troika, увы, наплодила сверх меры).

Дошли у создателей ручки и до геймплейных улучшений. Самое маленькое из них – бильярд в тавернах. Самое значительное – возможность продолжать приключаться после финала! И это просто великолепно, сколько раз нам приходилось сетовать, что приключения закончились слишком быстро (хотя по нынешним временам длительность прохождения в Arcanum просто запредельная). Есть и прочие заметные добавки: максимальный уровень героя при желании нетрудно установить на 127 (вместо 50-ти), введено не меньше десятка свеженьких предысторий, очки судьбы разрешили менять на очки характеристик и прочая и прочая. Нет, я не рискну заявить, что вышла совсем другая игра, но на хороший DLC по нынешним временам Arcanum 1.5 потянет. И что особенно здорово – он все еще развивается. Ждем новых версий!

Живее всех живых

Сегодня, в самый разгар дня, я снова прогуляюсь по улицам Таранта. Куплю у разносчика свежую газету и прочитаю раздел новостей, загляну в джентльменский клуб и перекинусь парой слов с друзьями, пройдусь по магазинам и куплю себе рецепт нового ружья, удостоюсь аудиенции у короля и приема у изобретателя самолета. А потом переоденусь в доспехи и помогу миру стать еще немного лучше, избавив его от засевшей у моста банды подонков. Не хотите присоединиться?

Андрей Окушко
Статья из журнала “Страна Игр” №09(337), сентябрь 2012 года

1 комментарий

Популярные

18+ ЗАПРЕЩЕНО ДЛЯ ДЕТЕЙ