Connect with us

Игры

Metal Gear Solid: Snake Eater

В глав­ной ро­ли – че­ло­век, по­хо­жий на Со­ли­да Сней­ка. Но не он.

«Холодная война. Мир. Змейка». Этими словами встречали читателя передовицы газет времен Metal Gear Solid 3: Snake Eater (далее – MGS3). «Игровая­Станция 2. Искусство. Кодзима», – вторим мы. Сколько уже копий сломано по поводу игры – не перечесть; пора, пожалуй, подвести итоги.

MGS3, за­вер­шая три­ло­гию, пе­ре­но­сит гей­ме­ров в прош­лое, во вре­ме­на, ког­да из слу­чай­ной ого­вор­ки име­ни­то­го конструк­то­ра ро­ди­лось наз­ва­ние но­во­го клас­са во­ору­же­ний, об­ла­дать ко­то­рым в на­ши дни (по вер­сии Код­зи­мы) стре­мит­ся каж­дое го­су­да­р­ство, а его су­ще­ст­во­ва­ние – рев­ни­во ох­ра­ня­е­мый спецс­луж­ба­ми сек­рет. Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty (да­лее – MGS2) – тра­ге­дия ос­тав­ших­ся не­нуж­ны­ми ге­ро­ев хо­лод­ной вой­ны; MGS3 пос­вя­щен ду­шев­ным ис­ка­ни­ям ве­те­ра­нов Вто­рой ми­ро­вой. В од­но­часье борь­ба бе­зус­лов­ных доб­ра со злом обер­ну­лась сва­рой в клуб­ке ши­пя­щих змей, бы­лые друзья пре­да­ли или ока­за­лись пре­дан­ны­ми собствен­ной стра­ной, рух­ну­ла сис­те­ма цен­нос­тей. Че­му ве­рить, с чь­им име­нем на ус­тах ид­ти на смерть? Сто­ит ли из пос­лед­них сил цеп­лять­ся за вер­ность при­ся­ге или луч­ше по­пы­тать­ся оп­ро­ки­нуть ста­тус кво, вско­лых­нуть бо­ло­то вза­им­но­го ядер­но­го сдер­жи­ва­ния и при­нес­ти ми­ру свою прав­ду? До­тя­нув до Ка­ри­бс­ко­го кри­зи­са, ког­да мир был на во­лос­ке от но­вой гло­баль­ной вой­ны, этот на­рыв лоп­нул, спро­во­ци­ро­вав не­из­ве­ст­ный ши­ро­кой пуб­ли­ке, но не ме­нее опас­ный конф­ликт. В глав­ной ро­ли – че­ло­век, по­хо­жий на Со­ли­да Сней­ка. Но не он.

POWER ON
Не до кон­ца по­ня­тое и при­ня­тое раз­де­ле­ние MGS2 на две гла­вы – раз. Не­на­ви­ст­ный Рай­ден в ка­че­ст­ве глав­но­го ге­роя – два. По­хо­жий на гал­лю­ци­но­ген­ный бред фи­нал – три. Эти не­дос­тат­ки – пусть и спор­ные – пре­ды­ду­щей час­ти гос­по­дин Код­зи­ма исп­ра­вил; все эти ре­ше­ния бы­ли от­ча­ян­но не­об­хо­ди­мы сю­же­ту пре­ды­ду­щей час­ти, но MGS3 об­хо­дит­ся без них. В MGS2 ав­тор хо­тел об­ра­щать­ся не­пос­ре­д­ствен­но к иг­ро­ку, ис­поль­зуя сла­бо­го, ко­леб­лю­ще­го­ся, без­ли­ко­го Рай­де­на как пос­ред­ни­ка, пус­тыш­ку, на ко­то­рую гей­мер мо­жет спро­е­ци­ро­вать се­бя. Нап­ро­тив, в MGS3 нам от­ве­де­на со­зер­ца­тель­ная роль – наб­лю­дать за вы­ход­ка­ми мо­ло­до­го Оце­ло­та (Ocelot), взрос­ле­ни­ем Сней­ка (Snake; вер­нее, Naked Snake) и – глав­ное – тра­ге­ди­ей Бос­са (The Boss; пол – женс­кий). Имен­но она – бо­е­вая под­ру­га, лю­бов­ни­ца, учи­тель, ко­ман­дир, смер­тель­ный враг Сней­ка – яв­ля­ет­ся глав­ным ге­ро­ем ис­то­рии, рас­ска­зан­ной Код­зи­мой. Раз­ру­ши­тель­нее, чем Ша­го­ход в пол­ном бо­е­вом сна­ря­же­нии, быст­рее, чем бро­сок змеи, кра­си­вее, чем цве­ту­щий луг на бе­ре­гу озе­ра; Босс не ос­та­вит Сней­ка до са­мых пос­лед­них кад­ров иг­ры. «There can only be one Boss and one Snake» – чем вам не сло­ган все­го се­ри­а­ла?

Но­вую иг­ру Код­зи­ма ре­шил сде­лать мак­си­маль­но дос­туп­ной для всех – на по­ве­рх­но­ст­ном уров­не MGS3 не вы­зы­ва­ет воп­ро­сов у тех, кто про­шел ее до кон­ца. Не раз­же­вы­вая де­та­ли сю­же­та сов­сем уж «для иди­о­тов», он объ­яс­нил, «кто же ко­го пре­дал» (от­вет на этот воп­рос так и не наш­ли мно­гие пок­лон­ни­ки MGS2) в луч­ших тра­ди­ци­ях во­ен­но-по­ли­ти­чес­ких трил­ле­ров Яна Фле­мин­га и То­ма Клэн­си. Но сто­ит коп­нуть вглубь – там все тот же Код­зи­ма. Конс­пи­ро­ло­ги­чес­кая те­о­рия MGS2 спро­е­ци­ро­ва­лась на весь мир – и здесь мож­но най­ти столь­ко скры­тых ци­тат, ту­ман­ных на­ме­ков и от­сы­лок к ре­аль­но су­ще­ст­во­вав­шим тай­ным об­ще­ст­вам, что их рас­шиф­ров­ка пот­ре­бу­ет от­дель­но­го спец­вы­пус­ка «СИ». Каж­дый по­ни­ма­ет иг­ру в ме­ру сво­ей эру­ди­ро­ван­нос­ти. Про­дол­жи­лись и пост­мо­дер­ни­с­тские иг­ры с убеж­де­ни­ем гей­ме­ра в не­ре­аль­нос­ти про­ис­хо­дя­ще­го, по­я­ви­лось пу­те­ше­ст­вие в под­соз­на­ние Сней­ка, в заг­роб­ный мир. Глу­бо­ко сим­во­лич­но и вы­не­сен­ное в под­за­го­ло­вок иг­ры действие – то са­мое по­жи­ра­ние змей, наз­ван­ное од­ной из ге­ро­инь кан­ни­ба­лиз­мом. Ведь Снейк-че­ло­век уби­ва­ет тех, кто «с ним од­ной кро­ви» во имя вы­жи­ва­ния – тех, кто в иных ус­ло­ви­ях ока­зал­ся бы с ним по од­ну сто­ро­ну бар­ри­кад. Го­во­рят, что ре­во­лю­ции, по­доб­но биб­лейс­ко­му Ле­ви­а­фа­ну, по­жи­ра­ют собствен­ных де­тей, – все­мир­но­го масш­та­ба вой­ны ни­чуть не луч­ше. На­ко­нец, Код­зи­ма без­зас­тен­чи­во ци­ти­ру­ет Джейм­са Бон­да с его по­го­ня­ми на тан­ке по Ле­ни­нг­ра­ду, не за­быв да­же о пос­тель­ной сце­не в фи­на­ле, ис­поль­зу­ет по­пу­ляр­ный де­ся­ти­ле­тие на­зад ход «наг­раж­де­ние ге­роя в Бе­лом До­ме», ос­тав­ляя в каж­дом слу­чае впе­чат­ле­ние «там, в ис­точ­ни­ке, это бы­ло сказ­кой, здесь – ре­аль­ность».

Ин­те­рес­но, что все не­ле­пи­цы Код­зи­мы как раз и по­па­ли в трей­лер, чем и выз­ва­ли шок об­ще­ст­вен­нос­ти (в ос­нов­ном рос­сийс­кой; на За­па­де yabloko moloko да­же не за­ме­ти­ли). В иг­ре они, ко­неч­но, при­су­т­ству­ют, но стро­го до­зи­ро­ван­но. Yabloko moloko и ле­та­ю­щие сту­пы ос­та­ют­ся где-то по­за­ди в джунг­лях, а впе­ре­ди – про­дол­жа­ю­ща­я­ся гон­ка во­ору­же­ний, ис­пы­та­ние Ки­та­ем ядер­ной бом­бы и свер­же­ние Хру­ще­ва Бреж­не­вым. От­дель­ное спа­си­бо – за то, что в иг­ре нет мед­ве­дей и ша­пок-уша­нок. Код­зи­ма сде­лал очень не­о­жи­дан­ный ход – по­мес­тил в тай­гу ре­аль­ных предс­та­ви­те­лей фло­ры и фа­у­ны со все­го ми­ра (Ин­дия, Япо­ния, Австра­лия, Ки­тай, Юж­ная Аме­ри­ка…), но все яко­бы ис­кон­но рус­ские ви­ды – вы­ду­мал. Не­ле­пи­ца обер­ну­лась изящ­ным ре­ше­ни­ем очень серь­ез­ной проб­ле­мы с раз­но­об­ра­зи­ем ди­чи. В са­мом де­ле, смеш­но на­зы­вать иг­ру Snake Eater и ог­ра­ни­чи­вать ра­ци­он ге­роя га­дю­ка­ми да ужа­ми.

PRESS START
Иг­ро­вой про­цесс MGS2 был слиш­ком хо­ро­шо зна­ком фа­на­там пер­вой час­ти, но­вов­ве­де­ния обес­пе­чи­ва­лись ско­рее тех­ни­чес­ким пре­вос­хо­д­ством движ­ка, не­же­ли кон­цеп­ту­аль­ны­ми про­ры­ва­ми. В но­вом про­ек­те Код­зи­ма смог сох­ра­нить ос­нов­ные идеи се­ри­а­ла – это по-преж­не­му шпи­о­нс­кий бо­е­вик со все тем же уп­рав­ле­ни­ем и на­бо­ром ос­нов­ных при­е­мов, – од­на­ко предс­та­вил но­вые ти­пы мест­нос­ти, вы­вел гей­ме­ра на отк­ры­тые прост­ра­н­ства. Что­бы адек­ват­но си­му­ли­ро­вать по­ве­де­ние раз­вед­чи­ка в ле­су, гор­ной мест­нос­ти, пе­ще­рах и во­де, пот­ре­бо­ва­лось прин­ци­пи­аль­но сме­нить сис­те­му скры­то­го пе­ред­ви­же­ния. Рань­ше дос­та­точ­но бы­ло не по­па­дать в по­ле зре­ния ох­ран­ни­ков да пря­тать­ся в зна­ме­ни­тых кар­тон­ных ко­роб­ках – от­ны­не они не­у­ме­ст­ны вез­де кро­ме скла­дов на во­ен­ных ба­зах. На опуш­ке ле­са нет шка­фов, сто­лов и тум­бо­чек, пря­чась за ко­то­ры­ми, мож­но прок­расть­ся ми­мо вра­га, мест­ность всег­да хо­ро­шо прос­мат­ри­ва­ет­ся, а за ство­ла­ми де­ревь­ев скры­вать­ся бес­­пе­р­с­пек­тив­но. И тут на по­мощь при­хо­дит но­вая фиш­ка – по­ка­за­тель «скрыт­нос­ти».

Рань­ше ведь бы­ло как? Ес­ли Снейк на­хо­дит­ся в по­ле зре­ния ох­ран­ни­ка, тот его неп­ре­мен­но за­ме­тит. Сей­час все за­ви­сит от рас­сто­я­ния меж­ду людь­ми, а так­же «скрыт­нос­ти». Ес­ли она дос­ти­га­ет 70-90 про­цен­тов, то и в трех ша­гах пе­ред со­бой нат­ре­ни­ро­ван­ный спец­на­зо­вец не уви­дит Сней­ка. Для дос­ти­же­ния эф­фек­та мож­но, нап­ри­мер, за­лечь в вы­со­кой тра­ве, об­ла­чив­шись в со­от­ве­т­ству­ю­щий ка­муф­ляж­ный кос­тюм. Нап­ро­тив, че­ло­ве­ка в бе­лом маск­ха­ла­те на скло­не го­ры, иду­ще­го во весь рост, за­се­кут, ус­лов­но го­во­ря, за ки­ло­метр. «Скрыт­ность» в этом слу­чае бу­дет иметь от­ри­ца­тель­ное зна­че­ние.
Рань­ше, как пом­ни­те, у Сней­ка бы­ли и точ­ная кар­та мест­нос­ти, и ра­дар, отоб­ра­жа­ю­щие ох­ран­ни­ков и их сек­то­ра ви­ди­мос­ти. Все это, увы, ис­чез­ло – шпи­он ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся слож­ным на­бо­ром гад­же­тов: со­нар, де­тек­тор дви­же­ния и при­бор, ре­а­ги­ру­ю­щий на при­су­т­ствие поб­ли­зос­ти лю­дей. Со­нар вы­во­дит на эк­ран все об­на­ру­жен­ные поб­ли­зос­ти жи­вые су­ще­ст­ва – а это не толь­ко вра­ги, но и мел­кие зве­рюш­ки. Де­тек­тор дви­же­ния от­лич­но под­хо­дит для об­на­ру­же­ния пат­ру­лей, но бес­по­ле­зен про­тив ча­со­вых. На­ко­нец, пос­лед­ний гад­жет «ло­вит» всех вра­гов, од­на­ко нес­по­со­бен оп­ре­де­лить их точ­ное рас­по­ло­же­ние – толь­ко пи­щит гром­че по ме­ре приб­ли­же­ния к объ­ек­ту.

Пародийный режим Snake vs. Monkey с обезьянками из Ape Escape.

В но­вых ус­ло­ви­ях край­не важ­но сна­ча­ла оп­ре­де­лить, как уст­ро­е­на ох­ра­на мес­та, ку­да Сней­ку не­об­хо­ди­мо про­ник­нуть, а за­тем уже действо­вать. Для на­ча­ла луч­ше все­го за­лечь на при­го­роч­ке, чуть вы­су­нув­шись из тра­вы, да ос­мот­реть все в би­нокль, от­ме­чая для се­бя, где сто­ят ча­со­вые. За­тем уже приб­ли­зить­ся на бе­зо­пас­ное рас­сто­я­ние, не за­бы­вая ме­нять ка­муф­ляж под цвет мест­нос­ти, оп­ре­де­лить рас­по­ло­же­ние бли­жай­ших ох­ран­ни­ков, ко­то­рых мож­но нейт­ра­ли­зо­вать, не прив­ле­кая вни­ма­ния ос­таль­ных, и дви­гать­ся к ним, пос­то­ян­но ска­ни­руя мест­ность. В слу­чае воз­ник­но­ве­ния уг­ро­зы об­на­ру­же­ния луч­ше спря­тать­ся в ук­ром­ном мес­те и пе­реж­дать. Ведь пос­ле под­ня­тия тре­во­ги из­бе­жать ги­бе­ли слож­но – при­дет­ся ли­бо най­ти бе­зо­пас­ную «но­ру» (что проб­ле­ма­тич­но), ли­бо пе­ре­ст­ре­лять нес­коль­ко де­сят­ков ум­ных и хо­ро­шо во­ору­жен­ных вра­гов. И пос­то­ян­но на­до дер­жать в «го­ря­чем спис­ке» пред­ме­тов те са­мые три гад­же­та, а на бо­лее позд­них эта­пах – еще и инф­рак­рас­ные оч­ки.

Со вре­мен MGS2 сох­ра­ни­лись боль­ши­н­ство та­мош­них эле­мен­тов геймплея. Вра­ги так же чут­ко ре­а­ги­ру­ют на звук (подк­ра­ды­вать­ся к ним луч­ше на цы­поч­ках; а для прив­ле­че­ния вни­ма­ния мож­но сту­чать ку­ла­ком по сте­не), их мож­но отв­лечь пор­ног­ра­фи­чес­ки­ми жур­на­ла­ми. Снейк уме­ет пря­тать­ся в кар­тон­ную ко­роб­ку (нес­коль­ко ви­дов), сви­сать с края под­вес­но­го мос­та, пе­ре­жи­дая, по­ка ох­ран­ник от­вер­нет­ся. Дру­гое де­ло, что прак­ти­чес­ки все фиш­ки та­ко­го ро­да при­ме­ни­мы лишь в од­ном-двух мес­тах за иг­ру – там, где мест­ность бо­лее-ме­нее пов­то­ря­ет зна­ко­мую по MGS1-2. Фа­на­ты се­ри­а­ла Metal Gear бу­дут хо­ро­шо воз­наг­раж­де­ны за зна­ние кор­ней. Нап­ри­мер, на во­ен­ной ба­зе, где хра­нит­ся Ша­го­ход, Снейк мо­жет про­ник­нуть в за­вет­ную ла­бо­ра­то­рию дву­мя спо­со­ба­ми. Пер­вый – во­ору­жить­ся кар­той и отп­ра­вить­ся ту­да «пеш­ком». Вто­рой – най­ти пус­той гру­зо­вик, заб­рать­ся ту­да и нак­рыть­ся ко­роб­кой с над­писью «To Weapon Lab». По­до­шед­ший сол­дат уви­дит ее, ся­дет за руль и сам от­ве­зет вас ту­да, ку­да нуж­но! Та­кие по­езд­ки на гру­зо­ви­ках встре­ча­лись в са­мом пер­вом Metal Gear, ес­ли пом­ни­те; бы­ли они и в MGS на PlayStation. MGS3 не от­ри­ца­ет на­ра­бот­ки MGS1-2, он вклю­ча­ет в се­бя их, – это сос­тав­ля­ет про­цен­тов двад­цать иг­ры. Еще во­семь­де­сят – но­вов­ве­де­ния, рас­ши­ря­ю­щие кон­цеп­цию шпи­о­нс­ко­го бо­е­ви­ка до не­ви­дан­ных ра­нее пре­де­лов. Splinter Cell и Commandos мерк­нут в те­ни ше­дев­ра Код­зи­мы.

Рань­ше – еще во вре­ме­на пер­вых Metal Gear на 8-бит­ных плат­фор­мах – с ли­ней­кой жиз­ни Сней­ка де­ла веч­но обс­то­я­ли пло­хо. Лю­бое по­па­да­ние быст­ро приб­ли­жа­ло ге­роя к смер­ти, а ле­чеб­ные пред­ме­ты (Ration) встре­ча­лись ред­ко. Имен­но по­э­то­му бо­ес­то­лк­но­ве­ние бы­ло не­вы­год­ным – слиш­ком вы­со­ка бы­ла их це­на для здо­ровья Сней­ка. В MGS3 Код­зи­ма от­ка­зал­ся от стан­да­рт­ной мо­де­ли. В но­вой иг­ре ге­рой мо­жет вы­дер­жать нес­коль­ко оче­ре­дей из АК-47 и ос­тать­ся в жи­вых. Од­на­ко по­ми­мо уро­на для ли­ней­ки жиз­ни, он по­лу­чит нес­коль­ко ра­не­ний, ко­то­рые при­дет­ся из­ле­чи­вать с по­мощью по­ле­вой ап­теч­ки. Каж­дую пу­лю на­до изв­лечь но­жом, за­тем сле­ду­ет об­ра­бо­тать ра­ну де­зин­фи­ци­ру­ю­щим сред­ством, за­шить ее и на­ло­жить по­вяз­ку. От ожо­гов су­ще­ст­ву­ет спе­ци­аль­ная мазь, а от пи­я­вок по­мо­жет из­ба­вить­ся си­га­ре­та. Встре­ча­ют­ся и пе­ре­ло­мы, и по­ре­зы. Ли­ней­ка жиз­ни вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся со вре­ме­нем, но лишь до пре­де­ла, ус­та­нов­лен­но­го ра­не­ни­я­ми Сней­ка – имен­но по­э­то­му их и нуж­но ле­чить. За­пас ме­ди­ка­мен­тов ог­ра­ни­чен, по­э­то­му на бин­тах или дру­гих де­фи­цит­ных пред­ме­тах мож­но эко­но­мить, ес­ли ра­на не­о­пас­на – со вре­ме­нем она и так за­тя­нет­ся. Ин­те­рес­но, что пред­мет, не­пос­ре­д­ствен­но вос­ста­нав­ли­ва­ю­щий ли­ней­ку жиз­ни (как ра­нее – Ration), су­ще­ст­ву­ет – Life Med. Вот толь­ко встре­ча­ет­ся он в иг­ре край­не ред­ко, по­э­то­му луч­ше при­бе­речь его для пос­лед­них бос­сов.

Третья но­вая фиш­ка MGS3 – раз­рек­ла­ми­ро­ван­ная в прес­се сис­те­ма пи­та­ния. Снейк, как и лю­бой нор­маль­ный че­ло­век, от пос­то­ян­ной бе­гот­ни и стрель­бы ус­та­ет. Вос­ста­но­вить си­лы (спе­ци­аль­ная ли­ней­ка Stamina) ему по­мо­га­ет еда. Все, что рас­тет на де­ревь­ях, бе­га­ет или пол­за­ет по зем­ле, мо­жет быть пой­ма­но и съ­е­де­но. Или уби­то и съ­е­де­но. Для хра­не­ния пи­щи «живь­ем» пред­наз­на­че­ны три клет­ки, «мерт­вую» снедь мож­но скла­ди­ро­вать в ме­шок в боль­ших ко­ли­че­ст­вах, но уч­ти­те – она мо­жет и ис­пор­тить­ся со вре­ме­нем – по­э­то­му наст­ре­лять кро­ли­ков «на всю иг­ру впе­ред» не по­лу­чит­ся. Проб­лем с едой в ле­сах прак­ти­чес­ки нет, од­на­ко в зда­ни­ях во­дят­ся раз­ве что кры­сы, по­э­то­му не­ко­то­рый за­пас при се­бе иметь всег­да сто­ит. Сис­те­ма охо­ты MGS3 до­ба­ви­ла иг­ре оч­ков от­нюдь не толь­ко за счет ее важ­нос­ти для си­му­ля­то­ра шпи­о­на. Кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­ние всех ви­дов змей, зве­рей, гри­бов, фрук­тов «за­тя­ги­ва­ет» по­чи­ще лов­ли по­ке­мо­нов.

Close Quarter Combat
Снейк ис­поль­зу­ет в иг­ре CQC – сис­те­му ру­ко­паш­но­го боя. Она бы­ла изоб­ре­те­на в Азии для при­ме­не­ния по­ли­ци­ей и во­ен­ны­ми и поз­же расп­ро­ст­ра­ни­лась по все­му ми­ру. CQС пред­по­ла­га­ет ис­поль­зо­ва­ние ору­жия ближ­не­го ра­ди­у­са действия – но­жи, ду­бин­ки. Ос­нов­ная идея сис­те­мы зак­лю­ча­ет­ся в том, что­бы быст­ро сок­ра­тить у про­тив­ни­ка «прост­ра­н­ство для ата­ки» и нес­коль­ки­ми уда­ра­ми вы­вес­ти его из строя, не дав ему при­ме­нить свое ору­жие. Это осо­бен­но удоб­но для по­ли­цейс­ких, про­из­во­дя­щих арест прес­туп­ни­ка. При­ме­нять CQC мож­но и при на­ли­чии пис­то­ле­та – как до­пол­ни­тель­но­го уст­ра­ша­ю­ще­го сред­ства, а так­же стра­хов­ки на слу­чай, ес­ли бой пой­дет «не так» и про­тив­ни­ка при­дет­ся уби­вать. В иг­ре ут­ве­рж­да­ет­ся, что CQC изоб­ре­ли Снейк и Босс, од­на­ко в ре­аль­ном ми­ре это зас­лу­га Уиль­я­ма Фэйр­бэй­на, жив­ше­го в Ки­тае с 1907 по 1939 год. В 1940 он пе­ре­ехал в Бри­та­нию, где го­то­вил бой­цов от­ря­дов спе­ци­аль­но­го наз­на­че­ния для анг­лийс­кой ар­мии.

USE BINOCULARS
Сме­на гра­фи­чес­ко­го движ­ка по­мог­ла раз­ра­бот­чи­кам луч­ше отоб­ра­жать отк­ры­тые по­ме­ще­ния, и преж­де все­го лес. Спра­ши­вать о ко­ли­че­ст­ве по­ли­го­нов бес­по­лез­но – не в них де­ло. Луч­ше ска­жу, что хоть здесь (как и вез­де) де­ревья по­доб­ны бу­маж­ной елоч­ке – нес­коль­ко по­ли­го­нов, на­ни­зан­ных на ствол, – выг­ля­дят они так, буд­то каж­дый лис­тик смо­де­ли­ро­ван не­за­ви­си­мо. Эф­фект Shenmue. Осо­бен­но хо­ро­шо ве­ли­ко­ле­пие иг­ры ощу­ща­ет­ся, ког­да Снейк из­да­ле­ка рас­смат­ри­ва­ет мест­ность в би­нокль. А ле­жа в тра­ве ря­дом с бо­ло­том, ког­да из ди­на­ми­ков 5.1 до­но­сят­ся вер­но спо­зи­ци­о­ни­ро­ван­ные с по­мощью Dolby Pro Logic 2 зву­ки, на­чи­на­ешь буд­то ко­жей ощу­щать при­кос­но­ве­ние влаж­ной зем­ли. Ни в од­ной иг­ре, ни на од­ной плат­фор­ме до сих еще не бы­ло нас­толь­ко жи­во­го, нас­то­я­ще­го ле­са.
Как и в MGS2, для отоб­ра­же­ния сю­жет­ных сцен ис­поль­зу­ет­ся дви­жок иг­ры. Бо­лее то­го – во всех ро­ли­ках Снейк выг­ля­дит в со­от­ве­т­ствии с выб­ран­ным ти­пом ка­муф­ля­жа, а во мно­гих име­ют­ся эпизоды, где иг­ра пред­ла­га­ет пе­рек­лю­чить­ся на аль­тер­на­тив­ную точ­ку об­зо­ра. Ин­те­рак­тив­ное ки­но – как еще это мож­но наз­вать? По ка­че­ст­ву ис­ко­мые ро­ли­ки не ус­ту­па­ют луч­шим об­раз­цам – вро­де Final Fantasy X или Xenosaga. Од­на­ко Код­зи­ма пе­реп­лю­нул всех в сце­не с по­лу­ин­те­рак­тив­ны­ми гон­ка­ми на мо­то­цик­ле по вра­жес­кой ба­зе с пы­та­ю­щим­ся дос­тать ге­ро­ев Ша­го­хо­дом, фак­ти­чес­ки это ог­ром­ный сю­жет­ный ро­лик, пе­ре­ме­жа­ю­щий­ся со встав­ка­ми «шу­те­ра на рель­сах». Фе­ерич­ность зре­ли­ща лишь под­чер­ки­ва­ет­ся учас­ти­ем в ней «спец­на­за ГРУ на ле­та­ю­щих сту­пах», а тра­гич­ность раз­вяз­ки зас­тав­ля­ет вспом­нить об од­ном дос­той­ном срав­не­ния с MGS3 японс­ком ше­дев­ре – «Ко­ро­ле­вс­кой бит­ве».

USE REVIVAL PILL
Код­зи­ма сначала за­я­вил, что этот Metal Gear Solid – точ­но пос­лед­ний, затем пообещал Metal Gear Solid 4, а в нашем интервью (см. стр. 30) – сообщил, что сам сериалом более заниматься не будет… Чему верить? Воз­мож­но, «но­мер­ным» иг­рам се­рии настал ко­нец, но ведь пе­ре­шел же ког­да-то се­ри­ал от Metal Gear к Metal Gear Solid, по­че­му бы ему не сде­лать оче­ред­ной ка­че­ст­вен­ный ска­чок? Хо­ро­шо, пусть Снейк ус­та­рел (а ге­рой иг­ры – вов­се не Со­лид Снейк), но при­ду­ман­ный раз мир не­ис­чер­па­ем на сю­же­ты, а иг­ро­вой про­цесс со­вер­ше­н­ство­вать и до­пол­нять мож­но бес­ко­неч­но. Мэтр как-то упо­ми­нал, что меч­та­ет о Metal Gear Online. По­че­му бы и нет? По­ка он ду­ма­ет и тво­рит, мы мо­жем спо­кой­но прой­ти третью часть иг­ры на PS2 и ждать Metal Gear Acid (или AC!D, если угодно) на PSP.

Кодзима шутит (18+)
Снейк от­ка­зы­ва­ет сек­са­пиль­ной шпи­он­ке Еве…



… Но со­вер­ша­ет не­кие стран­ные действия с Ива­ном Рай­де­но­ви­чем Рай­ко­вым.



Константин Говорун

Рецензия из спецвыпуска “Страна Игр: Best”

1 Comment

Популярные

    18+ ЗАПРЕЩЕНО ДЛЯ ДЕТЕЙ