Свяжитесь с нами

Игры

Корсары

В истории одного из самых именитых российских игровых сериалов пока рано ставить точку.

Знакомые недоумевают: «Ну что ты находишь в этих последователях Sid Meier’s Pirates!? За последние двадцать лет такие игры практически не изменились, и суть остается прежней. Грабишь корабли, ищешь зарытые какими-то пиратами сокровища, тратишься на отчисления команде, зачем-то женишься на каких-то девах и так далее. Меняется же только графика! В чем интерес? Неужели все дело лишь в морской романтике и в знакомстве с романами Сабатини и Стивенсона в начальной и средней школе?»

Сказанное не лишено смысла: действительно, суть остается прежней, а многие задумки Сида Мейера кочуют из одной игры в другую практически без изменений. Однако полагать, что с подобными играми происходили только визуальные трансформации, – ошибочно. И уж касательно «Корсаров» – тем более. Столь же уверенно можно утверждать относительно целых жанров: в FPS все также основной целью является отстрел противников, в стратегиях – захват вражеской территории, а в гонках – победа над соперниками на выделенных участках местности. Этот материал написан не только для тех, кто хочет вспомнить былые достоинства и неудачи каждой серии «Корсаров». Сомневаетесь в находках их разработчиков – тоже добро пожаловать.

1. Корсары: Проклятие дальних морей (2000)

В 2008 году качественными играми от российских компаний сложно кого-то удивить. Это утверждение справедливо как в отношении PC, так и в отношении консолей. А всего лишь восемь лет назад редко встречались вообще какие-либо разработки от наших соотечественников, не говоря уже о ценных для игровой индустрии и общественности. Тем удивительнее было появление «Корсаров» – проекта с большой буквы, который был призван доказать всем, что в нашей стране могут делать не только задушевные головоломки для скучающих офисных работников и летные симуляторы для немногих заинтересованных ценителей. Одна только звуковая составляющая «Корсаров» уже заставляла задуматься о значимости проекта. Во-первых, музыка, исполненная оркестром Русской филармонии, написана композитором Юрием Потеенко, который также работал над звуковой дорожкой к фильму «Ночной дозор» и массе других картин (вообще у Юрия немало заслуг на музыкальном поприще – например, им написан целый ряд сочинений крупного жанра для оркестра). Во-вторых, большинство персонажей говорили голосами актеров московских театров. Самому главному герою принадлежит голос Владимира Конкина, одним из наиболее известных персонажей которого был Володя Шарапов из телесериала «Место встречи изменить нельзя». Как видите, один только подход к озвучке и музыке давал понять – эта игра должна стать хитом. И она стала – уже с момента релиза тысячи поклонников ожидали продолжения. Они его получили, но об этом мы расскажем отдельно. А пока рассмотрим внимательнее первую часть «Корсаров». Главный герой игры – молодой англичанин Николас. Судьба изрядно его потрепала, заставив не один год влачить жалкое существование в рабстве у испанцев. Но вовремя подвернувшегося шанса изменить свою судьбу будущий мореплаватель не упустил, и в конечном итоге оказался в открытом море на борту собственного судна с командой из трех десятков не менее смелых товарищей. Как поступить дальше – решал игрок. Можно было постепенно распутывать плотный клубок сюжетных линий, а можно жить в свое удовольствие в качестве виртуального мореплавателя. И даже тут был выбор – стать законопослушным гражданином и зарабатывать на перевозке грузов или топить без разбора все корабли местного архипелага. А можно сочетать в равных долях первое и второе. Конечно, в каком-то смысле игра все-таки была последовательницей Sid Meier’s Pirates! – даже в сюжете были нотки сходства: Николас изо всех сил пытался узнать судьбу пропавшего отца. Но уже в первой части «Корсаров» отличий от прообраза было больше, нежели сходств: морские сражения оказались на порядок серьезнее, игроку дозволялось прогуляться по городу (а не просто заглядывать в определенные постройки), сюжетная линия содержала не только точку начала и точку окончания, но и ряд небезынтересных промежуточных задачек. А основные (да и второстепенные также) персонажи, в отличие от сравнительно одинаковых героев Sid Meier’s Pirates!, запоминались надолго. В этом заслуга и актеров, и сценаристов. Недостатки были, но на фоне всех плюсов они не выглядели критичными. Да, у игры были высокие (даже завышенные!) системные требования, но об этом все забывали, так как по меркам 2000 года она смотрелась весьма достойно, да и какие-то аналоги найти было проблематично. Да, сложность «Корсаров» зашкаливала (особенно поначалу – бич практически каждой последующей части), но на это не обращали внимания: оторваться все равно было невозможно. Отдельные находки сейчас будут казаться устаревшими, а графика – грубоватой. Движения персонажей и восемь лет назад не были плавными, а на их мимику было страшно смотреть. Но если вы попробуете окунуться в мир «Проклятия дальних морей», то обязательно почувствуете: разработчики вкладывали в «Корсары» свою душу – такие вещи именно по прошествии длительного времени замечаешь особенно остро.


2. Пираты Карибского моря (2003)

В каком заливе затерялся сиквел – отдельная тема для беседы. Дело было так: после ошеломительного успеха первой части игры и в процессе работы над второй компании «Акелла» посчастливилось взяться за проект под названием «Пираты Карибского моря» (Pirates of the Caribbean), приуроченного к появлению на широких экранах одноименного фильма. В некоторых каталогах можно встретить эту игру под названием «Корсары II», но на самом деле Pirates of the Caribbean – не вторая часть именитого хита, а самостоятельная игра со схожей механикой. Пристальное внимание Bethesda Softworks (над которой, в свою очередь, стояла Walt Disney) не пошло разработке на пользу. Пришлось подстраиваться под фильм, и в игре так и не появился ожидаемый второй игровой персонаж, отсутствовал нелинейный сюжет, а также были беспардонно вычеркнуты работорговля и абордажи. В отличие от первой части, ни один из персонажей не был озвучен. А так как проект планировался не только для PC, но и для Xbox, «Пираты Карибского моря» ошарашивали игроков неудачным интерфейсом с большими кнопками и не менее огромным шрифтом. Работа симфонического оркестра присутствовала, но в основном звучали слабенькие мелодии тружеников Bethesda Softworks. Можно было порадоваться мини-играм, генератору квестов и красотам, которые рисовал Storm Engine 2, но поклонникам этого было мало.
«Акелла» искренне извинялась перед фанатами и клятвенно обещала выпустить в ближайшее время настоящих «Корсаров 2». Но вторая часть так и не появилась – через два года после начала «доработки» игра была переименована в «Корсары III». Дмитрий Архипов, и по нынешний день являющийся вице-президентом компании «Акелла» по разработке, прокомментировал этот ход следующим образом: «За время, прошедшее с момента анонса игры «Корсары II», проект успел вырасти и трансформироваться настолько, что просто игрой для фанатов первых «Корсаров», хардкорной альтернативой «Пиратам Карибского моря», его назвать уже нельзя. «Корсары III» – это действительно абсолютно новая игра, игра нового уровня во всех смыслах этого слова».

3. Корсары III (2006)

Была ли это игра нового уровня во всех смыслах этого слова, как нас пытался убедить Дмитрий? К сожалению, нет. А было это абсолютное поражение: критики вполне обоснованно клеили на «Корсары III» виртуальный стикер «Разочарование года». Игру сгубила спешка и желание угодить фанатам. Вы скажете: «А как же несколько лет разработки второй части и несколько последующих лет трудов над ней же, но уже под новым порядковым номером? Этого оказалось недостаточно?» Ответ прост – торопясь к новогодним праздникам (когда же издатели избавятся от желания успеть все и сразу?), разработчики поставили на прилавок недоработанную, насквозь проеденную багами игру. Отдельные задания нельзя было пройти, персонажи накрепко застревали в домах и других объектах, NPC неожиданно исчезали, в текстах встречались стилистические и фактические ошибки – список больших и маленьких недоработок не уместится даже в этом материале.
Можно было подождать патчей, но толку от них было немного. Да и самая главная проблема была даже не в багах: в «Корсары III» попросту неинтересно было играть. Основные сюжетные линии оказались на редкость скучны, и тому есть логичное объяснение – разработчики не стали перетруждать себя написанием захватывающих историй и подарили игроку свободу действий. Эта пресловутая свобода вообще была мечтой многих игроков в конце 90-х и начале нового века, но большинство разработчиков вовремя поняли, что двигаться в этом направлении необязательно и даже опасно. Все-таки далеко не всем нравится, когда нет конечной цели или хотя бы нескольких побочных – нет смысла проходить игру, нет желания жить приключением. Так вот, в компании «Акелла» этого не поняли и пошли на поводу у фанатов. Как вы знаете, так поступали многие – например, те же разработчики Tomb Raider. И они за это также поплатились. С другой стороны, у «Акеллы» попросту не было выбора – игрокам уже достаточно давно успели пообещать свободу действий, и слово надо было держать. Однако взамен интересного сюжета поклонникам забыли предложить не менее интересный окружающий мир. Он был попросту тусклым и блеклым: ни запоминающихся персонажей, ни даже возможности прогуляться по островам в любом направлении: количество построек, которые мы могли посетить, было почти таким же, как в Sid Meier’s Pirates!. А побочные квесты, щедро раздаваемые NPC на улочках городков, были откровенно проходными. И, как вы наверняка поняли из сказанного выше, не все из них можно было выполнить ввиду исчезающих персонажей и кораблей.

Корсары 3

Очередная эволюция Storm Engine – единственное, чем могли похвастаться «Корсары III». Благодаря такому качеству картинки, каждое сражение превращалось в самый настоящий праздник для глаз.


А что оставалось, кроме побочных квестов? Правильно: перевозка грузов и скорейшая отправка на морское дно вражеских кораблей – причем за эти действия можно было получить не так уж и много денег, поэтому прикупить солидный корабль удавалось только ближе к пенсии. Да и без толковой сюжетной подоплеки эти действия рано или поздно надоедали. Правда, деться от них все равно было некуда – чтобы продвинуться дальше по сомнительному сюжету, игроку приходилось получать новые и новые уровни развития. Принимая во внимание немаленькую сложность «Корсаров III» (и явно завышенные возможности наших оппонентов), до очередного поворота истории приходилось рассекать волны не один час. А даже если удавалось выжить и открыть следующую страничку сюжета – она запросто могла потребовать от вас особенных умений, которые вы до этого момента совершенно не развивали. Кто-то об этом предупреждал? Вовсе нет! Ни капли жалости – эта фраза вполне могла бы стать девизом «Корсаров III».

Нужно отметить, что после первой части разработчики стали уделять повышенное внимание наземным прогулкам. Отсюда большее количество движений и квестов именно для пеших променадов.

4. Корсары: Возвращение легенды (2007)

«Возвращение легенды» – своеобразное переосмысление третьей части, глобальное исправление ошибок и недоработок. Внешне игра практически не изменилась, и неподготовленный человек мог не понять, чем она отличается от предыдущих «Корсаров». А отличие в том, что в «Возвращение легенды» можно было играть и получать удовольствие. Это целиком заслуга Seaward.Ru Team – команды, прославившейся благодаря неофициальному, бесплатному, но качественному дополнению «Возвращение морской легенды» к игре Pirates of the Caribbean. Там было полтора десятка новых островов, более двух десятков новых поселений и другие многочисленные добавки и подливки.

Перу этой молодой и трудолюбивой студии принадлежит любопытная система PIRATES. Название составлено из заглавных букв семи основных характеристик – Power (Сила), Impression (Восприятие), Reaction (Реакция), Authority (Лидерство), Talent (Обучаемость), Endurance (Выносливость), Success (Удача). У персонажа также есть семь личных качеств (авторитет, легкое оружие, среднее оружие, тяжелое оружие, пистолеты, везение и скрытность) и семь корабельных (навигация, меткость, орудия, абордаж, защита, ремонт, торговля). Каждое умение развивается отдельно от остальных и только в зависимости от действий, произведенных игроком. Другими словами, если вы постоянно берете корабли на абордаж, то будет развиваться соответствующий навык. Если любите тяжелое оружие, то со временем его сила в ваших руках возрастет в разы и станет убойной. Этих возможностей, сплошь и рядом встречающихся в ролевых играх последнего времени, очень не хватало в «Корсарах». Но намеренно «прокачивать» персонажа уже не было необходимости: Seaward.Ru Team этого и не требовали – просто теперь это стало интересно делать самостоятельно, без понуканий со стороны разработчиков. Зато придется выполнять сначала небольшие задачи, а только после получения каперского свидетельства – солидные и более высокооплачиваемые. Но это хотя бы уже не лишено логики. К тому же, выполнение обычных для «Корсаров» заданий стало интереснее – хотя бы по той причине, что за результат нам стали платить нормальные деньги.
Да и стоит ли зарабатывать деньги, когда разработчики так постарались над основной сюжетной линией? Практически каждое сценарное задание может быть решено несколькими способами: пусть не все из них будут оригинальными, но важен сам факт – до этого момента ничего подобного в «Корсарах» не было. Нашлось место даже продолжительному и необычному романтическому квесту, который приятно разнообразит суровые будни простого искателя приключений.

Морская романтика без приключений на суше – деньги на ветер.

5. Корсары III: Сундук мертвеца (2007)

Основное отличие «Сундука мертвеца» от предшественников или других ответвлений третьей части – оригинальная система боя, которую разработчики явно подсмотрели в World of Warcraft. Сейчас это сложно назвать минусом, но старым поклонникам сложно было смириться со столь серьезным изменением. Новички же (особенно поклонники MMORPG) чувствовали себя прекрасно, ведь эта новая система отлично прижилась в «Корсарах». Абсолютно все удары и способности главных героев были «повешены» на клавиши от 1 до 9, а цель приходилось выбирать при помощи мыши.

Что до новой сюжетной линии, повествующей о жизни жестокого и хамоватого Лоренса Белтропа, то она также спорна и не нашла отклика в душах поклонников. Во-первых, история весьма непродолжительная – у опытного игрока прохождение займет едва ли больше одного вечера, что совсем уж непозволительно для «Корсаров». Во-вторых, концовка у «Сундука мертвеца» была только одна, да и та довольно сомнительная. Мы ее раскроем, чтобы было понятно всем без исключения – Лоренс заканчивал свою жизнь в петле, и помешать этому было невозможно. В-третьих, сюжет совершенно линеен – как в Pirates of the Caribbean, нам даже не давали выбрать желаемую реплику: если Лоренс решит послать собеседника куда подальше, то вы его не остановите. Зато эта непродолжительная сюжетная кампания буквально кишит разнообразными заданиями и необычными событиями: поиски сбежавших жен, ограбления в нетрезвом состоянии и запугивания купцов – найдутся задачки на любой вкус. В общем, если небольшая продолжительность и виселица в финале вас не смущают – рекомендуем.

Быстрое, но уязвимое и практически беспомощное против крупных кораблей судно – единственное, что мог себе позволить начинающий мореплаватель в «Корсарах».

6. Корсары: Город потерянных кораблей (2007)

«Можно подумать, что это уже невозможно, но игра действительно стала больше, красивее и интереснее!» – эти слова сотрудников Seaward.Ru Team являются чистейшей правдой. В отличие от «Возвращения легенды» здесь не так уж и много нелинейности, но изюминка «Города потерянных кораблей» – запоминающиеся и интересные задания, над большей частью из которых придется крепко поломать голову. Часто приходится ловить сюжетные ниточки, полагаясь исключительно на собственную интуицию, – разработчики иногда бросают нас в открытом море без каких-либо подсказок. Вернее, подсказки можно найти в дневнике главного героя, но порой они столь завуалированы, что докопаться до смысла собственными силами получится не сразу. Тем интереснее: в этом смысле «Город потерянных кораблей» – настоящий дедуктивный вызов не только новичкам, но и давним поклонникам «Корсаров».

Прогулки под водой – необычная и смелая находка для «Корсаров».

Отменная сюжетная линия – еще один плюс в списке достоинств игры. Например, предстоит побывать в том самом городе потерянных кораблей (и вы наверняка вспомните кинотрилогию «Пираты Карибского моря»). Право, этого зловещего кладбища весьма не хватало предыдущим «Корсарам»! Однако столь мрачным местом список новых локаций не ограничивается – придется также посетить столицу ацтеков Теночтитлан, где вас будут ожидать… правильно, ацтеки. А с ними – новые сокровища. Еще один важный момент: впервые в «Корсарах» игрокам была дана возможность пройтись по морскому дну. Никакого волшебства в этом нет – без водолазного костюма под воду лучше не соваться.

Схватка хотя бы с двумя персонажами уже не предвещает ничего хорошего, а уж трое и вовсе составляют реальную опасность.

Поклонникам же игра запомнилась по еще одной причине: некоторые мелодии написаны участниками форума Seaward.Ru, а всем внимательно следившим за разработкой был предоставлен редкий шанс услышать свой собственный голос в игре – разработчики еще в середине прошлого года объявили проект под названием «Народная озвучка». Фанатам было предложено записать и отправить разработчикам реплики для NPC, в огромном количестве разгуливающих по городам. Ход достаточно интересный – самые ярые почитатели не заставили себя долго ждать и завалили Seaward.Ru своими записями. В релиз вошли не все, да и большая часть реплик состояла буквально из пары-тройки слов, но ведь важен сам факт – этот шаг доказывает всем нам, насколько близко могут общаться разработчики и игровые сообщества. К тому же, этот случай в очередной раз показывает, что Seaward.Ru Team никогда не боятся попробовать что-то новое.

7. Корсары Online (2008)

Комментарий из 2018 года: Здесь был текст о MMORPG “Корсары Online”, российской локализации игры Pirates of the Burning Sea. В настоящее время неактуален.

Что дальше?

В 2012 году компания “Акелла” издала фанатскую модификацию “Каждому свое” для игры “Корсары: Город потерянных кораблей” (которая тоже выросла из фанатской модификации). На том же движке, с устаревшей на пять лет графикой и довольно высокой по меркам Steam ценой. Игра, конечно, сохранила дух тех самых старых “Корсаров”, но устарела и визуально, и идеологически. А через год вышла Assassin’s Creed IV: Black Flag, идеально раскрывающая тему пиратов на современном уровне. Казалось, что “Корсары” больше не нужны, но в 2018 году часть бывших сотрудников компании “Акелла” внезапно анонсировали игру “Корсары: Черная метка”. В истории одного из самых именитых российских игровых сериалов пока рано ставить точку.

Алексей Харитонов
Статья из спецвыпуска “Страна Игр”: Best.

Открыть комментарии

Популярные

18+ ЗАПРЕЩЕНО ДЛЯ ДЕТЕЙ