Свяжитесь с нами

Игры

Animal Crossing: New Leaf

Игра тренирует умение видеть счастье не только на отдалении, но и рядом, даже в мелочах.

В Animal Crossing приходишь, чтобы поглазеть на потешных зверей, и остаешься, потому что редко какой игре-”песочнице” удается быть настолько доброй и уютной. Часть ее обаяния – в открытиях, которые делаешь, пытаясь по-разному взаимодействовать с окружающим миром.

Animal Crossing невозможно пройти за несколько дней и даже за месяц. Сперва вообще недоумеваешь, как так может быть: ты вроде горишь желанием перепробовать все опции, залезть под каждый камень и вообще посвящать прохождению часы, а тебя искуственно ограничивают в возможностях, строго дозируя впечатления. Пятнадцать минут – и все, порция дел на день закончилась. Конечно, можно бегать вокруг палатки, где сперва поселят твоего персонажа, и трясти деревья от безделья (кстати, может выпасть что-нибудь полезное), но в целом события от этого быстрее развиваться не станут.
Симулируя жизнь в маленьком городке, Animal Crossing синхронизирует игровое время с реальным. Торговцы работают строго по расписанию, праздники привязаны к календарю. Включив консоль в 19-00, не сможешь зайти в лавку, которая открыта до пяти. Забыв в воскресенье заглянуть на какой-нибудь фестиваль фейерверков, не наверстаешь упущенное в понедельник. Даже только что посаженные яблони вырастают и начинают плодоносить лишь после того, как в действительности пройдет несколько суток.

Вдобавок, сразу доступна лишь малая часть всех увеселений. В первый день у меня, кажется, не было даже удочки, чтобы обогащаться на рыбной ловле. Спустя еще день, впрочем, тоже. Ассортимент хозтоваров в магазине обновляется каждое утро. Нет сегодня на прилавках именно того, чего тебе не хватало, – приходи завтра. Да и будущие соседи, забавные зверюшки, не спешат в одночасье расселиться по округе. Сначала появляется оградка на месте дома очередного новосела. На вторые сутки возникает само здание, но внутри – сплошь нераспакованные коробки. И лишь на третий день вся мебель расставлена по местам, а хозяин выходит подышать свежим воздухом.

Ускорить ритм жизни невозможно, если не мухлевать с установками часов. Попытка проглотить Animal Crossing залпом, захлебываясь во впечатлениях, оборачивается провалом. Собственно, ее и пройти-то нельзя. Можно наметить себе какие-то цели: сделать первый миллион на торговле редькой, заполнить весь город цветами или разными строениями, построить дом с подвалом и вторым этажом, расширить коллекцию местного музея до предела. Поначалу трудно свыкнуться с мыслью, что стахановские подвиги тут бессмысленны. А потом понимаешь, что это действительно идеальная игра на 15-45 минут в день. Она подкупает необыкновенно уютной атмосферой, забавными анимациями даже самых простых действий и богатством возможностей. Ее не осваиваешь, а как бы проживаешь, открывая для себя все новые и новые способы взаимодействия с окружающим миром и подмечая, как он меняется с течением времени.

Редька как двигатель экономики
Основной способ быстро сколотить капитал в Animal Crossing – играть на колебаниях курса редьки. Алгоритм прост: закупиться редькой в воскресенье (поставщик появляется только утром), а потом в течение недели следить, почем ее можно сбыть местному магазину. Курс скачет случайным образом, и может случиться так, что в первый день за редьку дают вдвое меньше, чем вы за нее заплатили, а во второй цена начинает расти. Соблазн влезть в установки часов очень велик, но вас сразу предупреждают, что редька чахнет от временных парадоксов.

Это не “Веселая ферма” и не Harvest Moon. Здесь можно выращивать фрукты и меняться ими с друзьями, но садоводство – просто одно из возможных развлечений, cпособ преобразить свои владения и заодно заработать немного денег. Animal Crossing – наполовину конструктор города, наполовину генератор сюрреалистических историй, но прежде всего симулятор спокойной жизни, в которой к успеху предлагают двигаться небольшими шагами, чтобы оставалось время радоваться даже мелочам, будь то урожай грибов рядом со свежесрубленным деревом или то, как забавно соседка-кошечка отчитывает твоего героя, когда он забывает об условленной встрече.

Иногда хочется, чтобы сюрпризов было побольше. Скажем, над городом периодически пролетают шары с подарками. Если сбить их рогаткой или сачком, то вывалится какой-нибудь предмет, однако это непременно будет что-нибудь, скрученное из все тех же шариков, – хоть лампа, хоть кровать. Стул эпохи рококо с неба не прилетит, как ни надейся, а ведь было бы здорово! В то же время тут умеют удивить чем-то совсем неожиданным. Едешь себе на лодке на тропический остров, капитан поет песню, и ты решаешь, что ну ее, песню эту, нужно нажать кнопку, и сцена автоматически закончится. Но не тут-то было. Жмешь кнопку несколько раз, и капитан заявляет: мол, вижу, что ты сегодня прям ерзаешь на скамейке и ножками стучишь, как невежливо с твоей стороны! В первый раз это буквально ошарашивает: надо же, герой в курсе, что я пытаюсь пролистнуть ролик!

Смешные истории накапливаются сами собой. Я, например, однажды неудачно спекульнула редькой, просчитавшись с колебаниями курса, Включаю игру, вижу, что цена уже вдвое ниже той, по которой я закупалась, и осознаю, что на дворе суббота, а на часах почти одиннадцать вечера и лавка перекупщика вот-вот закроется. В воскресенье вся моя свежая редька недельной выдержки превратится в прах, но продать ее прямо сейчас я не успеваю – все запасы лежат в доме. Бегу во весь опор домой, хватаю редьку, лечу обратно к перекупщику и оказываюсь перед закрытой дверью. Однако с треклятыми овощами все же нужно что-то делать, иначе с утра придется платить все тому же перекупщику за утилизацию гнилья (есть вариант выбросить все в мусорную корзинку, но у меня ее нет). И вот фантастическая картина: мой персонаж в ночи, давясь, жрет редьку (в количестве 800 штук) прямо перед магазином.

К слову, строительный симулятор из Animal Crossing – довольно специфический, это вовсе не The Sims. С одной стороны, действительно можно понаставить между домами статуи сфинксов, скамейки, беседки, увитые виноградом, придумать собственный дизайн дорожкам, нарисовать флаг города и расставить повсюду постеры “Меня в президенты!”. Тем более, что персонаж игрока на этот раз не просто житель, а мэр маленького города, и потому вполне в силах мотивировать сограждан на различные строительные проекты. Но в результате платить все равно приходится из собственного кармана, все возможные варианты построек открываются постепенно, за снос надоевших сооружений дерут втридорога, да еще навязывают различные ограничения (скажем, не более двух мостов на карте). То есть, построить пару-тройку беседок – весело, а вот с нуля перелопачивать ландшафт и лепить свой идеальный город – уже трудно. И если хочется большей свободы для творчества – скажем, чтоб “Звезду Смерти” на лужайке собрать дали, да побыстрее – то тут лучше присмотреться к чему-то другому.

Я и мои соседи
В Animal Crossing достаточно обширный запас возможных соседей, и по городам они распределяются случайным образом. Звери различаются не только видом, но и характерами – существует восемь типажей, у каждого из которых свой запас реплик и свои повадки. Например, кошечка Китти, поселившаяся в моем городе, отличалась высокомерностью и очень беспокоилась о своем внешнем облике, зато у нее был очаровательный домик, доверху набитый антикварной мебелью. Поскольку мебель можно выменивать, Китти оставалась одной из моих любимой соседок, пока однажды ей не взбрело в голову уехать прочь именно когда я решила на неделю оторваться от игры.

В то же время по “стритпассу” в Animal Crossing можно посмотреть, например, дома других игроков, и периодически я просто диву даюсь, разглядывая чужие владения. Люди перекрашивают предметы интерьера, коллекционируют вещи из определенных наборов, собирают трофеи за конкурсы и выигранные в лотерею шлемы Самус Аран, как-нибудь затейливо их расставляют, и в результате у кого-нибудь в подвале отыскиваешь самый настоящий центр управления полетами, а у кого-то – зал славы Nintendo или концептуальную арт-инсталляцию. Дополнительный бонус – некоторые вещи (не перекрашенные и не призовые) можно купить, их затем присылают по внутриигровой почте. Очень жаль, что место в игровом шкафу сильно ограничено – я уже и комнаты в местном музее арендовала, но все равно негде складировать все то добро, которое мне нравится и которое хотелось бы отложить про запас.

Animal Crossing наскучивает разве что тогда, когда события повторяются. Скажем, звери вновь и вновь теряют какие-нибудь мелочи, просят игрока что-нибудь отнести другим жителям или добыть определенные фрукты. Иногда это не раздражает, потому что награда за выполненное поручение всегда разная. Но если захочется сделать перерыв, игра и тут не подведет. Ты откладываешь ее на неделю, а потом поражаешься, сколько всего поменялось за твое отсутствие – звери жалуются, что давно тебя не видели, поля заросли сорняками, а на доске объявлений висят сообщения об уже отгремевших праздниках. И можно снова вливаться в спокойную размеренную жизнь: зависать в мини-играх на тропическом острове, сажать рядышком разноцветные розы и надеяться, что в результате получится цветок какого-нибудь необычного окраса, исправно возвращать енотам ипотечный кредит и ловить по воскресеньям с утра кабаниху-фермершу, чтобы купить редьку по оптовой цене. Если учесть, что с каждым новым сезоном что-нибудь обязательно меняется, то получается, что первое прохождение растягивается аж на год.

Поговори со мной
Время от времени обитатели городка просят игрока сочинить для них присказку или приветствие. Так я научила обезьянку говорить: «Каналья!», а муравьеда – приветствовать окружающих радостным «Тысяча чертей!».

Конечно, кому-то Animal Crossing покажется слишком детской и несерьезной. Мало того, что тут потешные зверюшки гуляют по лубочному городку, так еще и действие в привычные рамки не укладывается. Слишком долго нужно ждать, когда что-то произойдет, и слишком простым вещам предлагают радоваться. Мне же, наоборот, нравится, что она настраивает на созерцательный лад, тренирует умение видеть счастье не только на отдалении (“вот когда сделаю то-то, жизнь наладится”), но и рядом, даже в мелочах. Вдобавок, под “детским” часто понимают что-то совсем простенькое и слепленное наспех. А здесь, напротив, очень много внимания уделяют деталям. Именно из них складывается та атмосфера уюта, из-за которой к игре хочется возвращаться снова и снова.

Наталья Одинцова
Рецензия из журнала “Страна Игр” №11(350), ноябрь 2013 года

Открыть комментарии

Популярные

18+ ЗАПРЕЩЕНО ДЛЯ ДЕТЕЙ