Свяжитесь с нами

Игры

Почему я буду играть в Red Dead Redemption 2

Потому что ненастоящие люди лучше настоящих.

Из опубликованных на днях превью вы узнали много полезных и интересных фактов о Red Dead Redemption 2. Например, современные технологии – возможно, речь о видеокартах NVIDIA! – позволяют игре на лету изменять размер яиц жеребцов в зависимости от контекста. Прогресс встал на службу регрессу: Red Dead Redemption 2 много физического, приземленного, по-толстовски опрощеного: трете кобыле грязный бочок, режете кабанчика и снимаете с него шкуру. Жаль, что без motion-управления.

Но мне Red Dead Redemption 2 понравилась не за это, а за то что это как MMO, но без людей. Похожа на идеальные, несуществующие онлайн-миры из “Лабиринта отражений” или “Первого игрока”, но без людей. Но и до гриндилки с тупыми мобами и болванчиками-NPC не опускается. В Red Dead Redemption 2 изящно имитируется жизнь, на лету выстраиваются интересные истории. Пока в руках контроллер, а перед глазами – телевизор, этот мир и его жители реальны.

Это далеко не первая такая игра (иначе бы Лукьяненко не смог написать ту же новеллизацию Master of Orion). Возьмите хотя бы самую первую “Цивилизацию”: национальные лидеры в игре отчетливо различаются по стилю общения и этот стиль общения отражается и на их манере управления. Сталин и Махатма Ганди ведут себя как живые люди – пусть они и отличаются только несколькими рычажками в настройках AI.

Два отличных и относительно свежих примера – Dragon’s Dogma и особенно Binary Domain. Обе предлагают играть в команде с несколькими ботами, только в Dragon’s Dogma вы их создаете и воспитываете сами, а в Binary Domain налаживаете живой человеческий контакт с героями, которых придумали сценаристы. В Red Dead Redemption 2 тоже надо завоевывать доверие лошади, но с людьми все же сложнее. Люди разговаривают, люди помогают в бою; наконец, с людьми можно переспать (с кобылой в RDR2, кажется, нет). Из разговоров, помощи и секса в Binary Domain складывается уникальная, личная, неповторимая история, которая случилась с вами и другими людьми – только ненастоящими. Вишенка на торте – то, что Binary Domain – история о разумных роботах, легко проходящих тест Тьюринга. Проходя игру, вы как бы становитесь тестовым стендом Тьюринга сразу на двух слоях реальности и ничуть от этого не обламываетесь.

Вы можете спросить: а зачем играть с виртуальными людьми, когда можно с живыми? В дни выхода Binary Domain авторов на голубом глазу спрашивали, где же онлайн, где же кооператив? Дескать, не смогли? Но юмор в том, что живые люди хороши для выполнения работы – скажем, отлично стреляют друг в друга на поле боя в Battlefield или вместе зачищают подземелья от аборигенов в Gear of War, но обычно отвратительны как персонажи интересной истории. Особенно не лицом к лицу, а виртуально, в Интернете.

Есть, конечно, люди с опытом живых ролевых игр или PBEM-стратегий, но даже они в глубине души всегда осознают нереальность происходящего, а раз так – случайно и по чуть-чуть разрушают эффект присутствия и для вас. Виртуальные персонажи (как леопард, не знающий о пошлости расцветки собственной шкуры) и не подозревают о внешнем мире – об ачивках и срачах, о дисконнекте и стримах, о мемасиках и политоте.

У Стругацких в “Далекой радуге” мельком проскакивало, что когда машина “ведет себя” – это страшно. Наверное, если “вести себя” начнет беспилотный автомобиль, мне тоже будет не по себе. Но когда персонаж игры действует как живой человек, но без недостатков живых людей, – действует логично, не выходит из игры в истерике, не поминает чью-то мамку, – мне всегда невероятно радостно. Зато меня пугает Fallout 76 с толпами идиотов в моей ненаглядной камерной Пустоши.

Игр с правдоподобными выдуманными персонажами – очень много. Не так давно я почти две недели играл в RimWorld: игру, где нужно организовать колонию первопоселенцев на далекой планете. У меня там было все: бешеные феминистки ночью нападали с ножом на спящих мужиков, безумные врачи разбирали пленных врагов на органы, а уставший от крови убийца бросал пулемет, снимал с себя бронежилет и дауншифтился в животное. И все эти поступки были логично обусловлены характером персонажей, внешними обстоятельствами и – немного – моим влиянием. Важно именно то, чтобы влияние игрока не было основным определяющим фактором; в реальность персонажей The Sims или Dungeon Keeper поверить очень сложно.

Именно востребованность “MMO-подобной игры без людей” и объясняет популярность сериала Animal Crossing от Nintendo (к слову, свежий выпуск недавно анонсировали для Nintendo Switch). Я люблю повторять историю о том, как я опоздал на встречу с начальником, потому что корова из Animal Crossing: New Leaf пригласила меня на день рождения на то же (синхронизированное с реальным) время. Хотя Animal Crossing визуально и похожа то ли на “Веселую ферму”, то ли на The Sims, на самом деле именно ограниченность контроля над игрой и ярко выписанные характеры персонажей (которые могут приходить в мир и покидать его как им заблагорассудится) и делают Animal Crossing совершенно невероятным опытом.

Именно поэтому в Red Dead Redemption 2 мне нравятся не графика (что толку восторгаться, через десять лет она будет нам казаться отвратительной), не сюжет (к слову, GTA меня бесит тем, что романтизирует бандитизм, но на Диком западе грань между легальным и нелегальным была очень зыбка, и к RDR у меня претензий в этом смысле нет), не мир (ковбои никогда не привлекали меня), а населяющие его люди. Если, конечно, они действительно живут в мире RDR2 – как герои Shenmue жили в мире Shenmue – а не ходят кругами по городу и повторяют по кругу одни и те же три фразы. Искренне надеюсь, что пара часов наедине с игрой меня не обманули.

Константин Говорун

Сказать спасибо:

12 комментариев

Популярные

18+ ЗАПРЕЩЕНО ДЛЯ ДЕТЕЙ