Свяжитесь с нами

Игры

В России не умеют продавать

Откуда берутся все эти фото пустых полок с играми для Nintendo Switch

Будучи проездом в Казани, я зашел в местный “М.Видео” посмотреть на полки с играми. Есть у меня такое хобби: в каждом городе, в каждой стране захожу в местные магазины с играми и с прессой посмотреть, как выглядят там полки. Очень многое говорит о стране и рынке.

Вот так выглядела полка с играми в “М.Видео” в Казани в ТЦ Кольцо (самый центр города) в конце июня.

Я опросил читателей – везде такая же история.

В Белгороде значительно лучше:

А эталонная выкладка обнаружилась внезапно в Череповце. Хотя и там мало игр (штук двадцать), но это хотя бы выглядит красиво.

Куда же подевались все игры? Может быть, их просто нет на Nintendo Switch?

Нет, просто они все сели на трактор и улетели в Испанию!

Вот так выглядит полка с играми Nintendo в Мадриде, в сети Fnac.

Чувствуете разницу? В Испании у случайного человека, который зашел в магазин, складывается ощущение, что на Nintendo Switch хватает игр, можно брать консоль. В России складывается ощущение, что игр катастрофически нет. Вообще нет. Даже The Legend of Zelda: Breath of the Wild нет.

Если присмотреться, видно, что многие игры в испанском магазине дублируют друг друга (хотя некоторые, наоборот, прячутся внутри стопок, и их надо искать). Можно еще сказать, что в России игры покупают плохо, поэтому их и не выкладывают.

Но если под Nintendo уже выделена полка, то почему бы на ней не расставить игры, которые лежат на складе, чтобы люди могли их купить? Как можно выделить место на полке, но не использовать его? Какой смысл держать его пустым? Какой смысл выкладывать на полку несколько консолей, какие-то случайные аксессуары, но не игры? Почему не сделать выкладку сбалансированной везде (хотя бы как в Череповце): по одной-две консоли каждого цвета, много игр и разумное количество аксессуаров? И почему бы эту красивую выкладку не сделать более утилитарной: меньше воздуха, меньше свободного места, больше игр? Чтобы было ощущение, что игр много (как в Испании)?

На складе при этом товар лежит: очевидцы говорят, что если спросить у продавца, то он смотрит в базе данных и обнаруживает, что да, на складе игр больше, чем на полке. И приносит их покупателю.

К сожалению, сейчас не найду скриншоты, но я слышал много еще более смешных историй (уже не об “М.Видео”). Например, магазин может держать на одной полке контроллер от Wii U, на другой полке – зарядное устройство для 3DS, а на третьей – пару игр. В разных местах. Или продавцы могут отговаривать людей покупать игры Nintendo. Продавец отговаривает людей от покупки.

Я никогда не работал в магазине и не знаю точно, в чем дело. Я бы понял, если бы магазины в принципе не продавали игры Nintendo, потому что им это кажется невыгодным. Но зачем браться продавать их и делать это так? Зачем тратить место на полку впустую (в прямом смысле слова)?

Речь сейчас не о том, кто прав, а кто виноват. Твиттер “М.Видео” уже поговорил со мной, узнал адреса магазинов и обещал разобраться с проблемой. Через месяц я снова опрошу читателей, и мы посмотрим, изменилось ли что-то.

Речь о том, что дистрибуция хороших вещей в России – это почти всегда проблема. Российские интернет-магазины могут продавать товары, которых у них физически нет в наличии (поэтому в России невозможно платить за товары вперед, карточкой на сайте, без общения с оператором и оплатой курьеру). Российские интернет-магазины не могут доставлять товары нормально – они почти всегда используют курьеров-идиотов, неспособных приехать к конкретному времени. Есть какие-то проблески в отдельных сегментах (например, Delivery Club), но в целом все очень печально. А в офлайн-ритейле на клиента накидываются продавцы и навязывают ему ненужные товары. И никакие волшебные слова не помогают – люди зомбированы и действуют по алгоритму.

Как правило, человек, который хочет купить конкретный хороший товар, который ему нужен, в России должен страдать и превозмогать.

Забавно, что этой проблемы нет у книжных магазинов. В наше время книги (ну, фантастика и фэнтези) издаются тиражом в несколько тысяч экземпляров на всю Россию. И почему-то можно зайти почти в любой крупный книжный магазин и купить то, что нужно. В крупных книжных магазинах есть даже полки с мангой на русском – совершенно нишевая вещь. Аккуратные полочки, плотно набитые томиками манги. Можно листать, и ни один идиот-консультант не подойдет и не начнет компостировать мозг. И ровно в той же Казани напротив того же “М.Видео” есть книжный, где все это есть. Наверное, потому что почти вся дистрибуция книг в России принадлежит издательству “Эксмо” (которое знает, как продавать книги, которые сама же печатает).

Но таких исключений очень мало. Люди или плохо мотивированы продавать товары (отсюда и пустые полки, и криво работающие интернет-магазины), или сверхмотивированы продавать самые дорогие товары с максимальной наценкой и побыстрее. Золотой середины, комфортной для клиентов и прибыльной для производителей и ритейлеров, нет.

И это, конечно, печально.

Константин Говорун

42 комментария

Популярные

18+ ЗАПРЕЩЕНО ДЛЯ ДЕТЕЙ