Свяжитесь с нами

Игры

Путь Nintendo

В колонке речь о Nintendo Wii, но если заменить Wii на Switch, ничего не изменится.

Выход Nintendo на первое место – событие, которого следовало ожидать еще год назад. Увы, независимые издательства не слишком радуются по этому поводу.

(Колонка была написана в 2007 году, когда Nintendo Wii внезапно стала лидером на рынке домашних консолей, а Nintendo DS – вполне ожидаемо осталась лидером на рынке портативных консолей. Курс акций Nintendo бил рекорды; в то время Nintendo на какое-то время стало второй по величине компанией во всей Японии. Очень похоже на то, что происходит с Nintendo Switch в 2018 году, верно? – прим. из 2018 года)

История взаимоотношений Nintendo со сторонними компаниями никогда не была особенно красивой. В конце 80-х и начале 90-х независимым издательствам было запрещено поддерживать одновременно NES и ее конкурентов (вернее, конкурента – Sega Master System). Или ты не работаешь с Sega, или лицензии на выпуск игр для NES (самой популярной системы в то время) тебе не видать. В итоге игры для Master System делали только сама Sega и несколько эксцентричных издательств. Время шло, антимонопольные органы отследили ситуацию, и Nintendo уже не могла диктовать свои правила партнерам, зато могла стричь с них небывало высокие лицензионные отчисления. Когда на рынок пришла Sony, практически не имевшая собственных студий разработки, она вынуждена была создать максимально привлекательные коммерческие условия именно для независимых издательств. Они пошли косяком, создали настоящие хиты и превратили PlayStation в лидера рынка.

В дальнейшем Nintendo не раз пыталась исправить положение и заручиться поддержкой партнеров, но получалось как-то не очень. И дело было уже отнюдь не в неумении работать с людьми или в каких-то жестких требованиях. Издательства очень хорошо видели, что на приставках от Nintendo продаются огромными тиражами только… игры от самой Nintendo. Конечно, Sony тоже научилась делать хорошие проекты, но все равно лучше всего продаются вещи от Square Enix, Take-Two, Electronic Arts. Меж тем на той же Nintendo Wii половина всех проданных игр – продукция самой Nintendo. Почему так получается? Неужели всему виной «раскрученные персонажи», вроде Марио? Если обратить внимание на оценки, то можно посмотреть на десятку самых рейтинговых игр для DS по статистике GameRankings.com.

1. Mario Kart DS
2. Advance Wars: Dual Strike
3. Castlevania: Dawn of Sorrow
4. New Super Mario Bros.
5. Meteos DS
6. Planet Puzzle League
7. Kirby: Canvas Curse
8. Elite Beat Agents
9. Animal Crossing: Wild World
10. Super Mario 64

Лишь один (!) из этих проектов – Castlevania – игра от Konami, все остальные издавались Nintendo. И в списке лишь три игры о Марио. Если обратиться к PlayStation 2, получится следующая картина.

1. Resident Evil 4
2. Grand Theft Auto: San Andreas
3. Grand Theft Auto III
4. Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty
5. Gran Turismo 3: A-Spec
6. Grand Theft Auto: Vice City
7. Tony Hawk’s Pro Skater 3
8. Pro Evolution Soccer 2
9. God of War
10. Burnout 3: Takedown

Здесь уже только две игры от Sony. Заметим, что списки лучших игр очень сильно пересекаются со списками самых продаваемых.

Проблема с приставками от Nintendo, по мнению независимых издательств, заключается в том, что они самодостаточны. Конечно, Nintendo выпускает не так уж много хитов – не более одного в месяц – но обычному геймеру этого хватает. В конце концов, нашлось же в мире почти 25 млн. человек, которые приобрели GameCube и были довольны жизнью. Поклонник игр, покупающий Nintendo Wii или Nintendo DS, хорошо знает, что там непременно будут хиты от Сигеру Миямото (Mario и The Legend of Zelda), и в первую очередь он обращает внимание на них. Во вторую – на другие игры от Nintendo. Играм от независимых издательств достается минимум внимания, а если они еще и объективно хуже, чем проекты Nintendo, то у них и вовсе нет шансов. Можно возразить мне, напомнив, что на DS выходит достаточно много игр не от Nintendo. Штука в том, что производство проектов для DS обходится очень дешево и окупается даже при очень низких продажах. Даже вещи для Wii – и те уже намного дороже. С Wii появляется еще одна проблема. И на DS можно было пойти проверенным путем – сделать простенький платформер по мотивам популярного фильма. От Nintendo Wii ждут инновации. Ждут чего-то необычного. Необычное – это всегда риск. А рисковать игровые издательства чаще всего боятся.

Перед Nintendo сейчас стоит очень сложная задача – убедить партнеров, что им нечего бояться конкуренции с играми от Nintendo. Хороший тому пример – миллионные продажи Red Steel и Rayman Raving Rabbids. Не удивлюсь, если окажется, что Nintendo намеренно откладывает релизы некоторых проектов и не пытается даже сделать, например, «правильный теннис для Wii» или «сборник мини-игр круче, чем Rayman Raving Rabbids». Она лишь намечает пути развития – с Wii Sports и WarioWare – и фактически предлагает партнерам готовые идеи. Дескать, берите, пользуйтесь, делайте, зарабатывайте деньги. При этом Nintendo нужно не потерять доверие покупателей и все же выпускать собственные хиты строго отмеренными порциями.

Насколько у нее получается, мы сможем узнать на Tokyo Game Show, где Nintendo как раз не присутствует. Если мы приедем и увидим, что игры для Nintendo Wii доминируют на выставке, то это будет означать, что партнеры поверили Nintendo и смогли создать что-то действительно достойное. Пока вещи, вроде Nights для Wii и спешно адаптированных игр с PS3, особых восторгов не вызывают. Мы хотим увидеть настоящие проекты нового поколения.

Константин Говорун
Колонка из журнала “Страна Игр” №19(244), октябрь 2007 года

P.S. из 2018 года (Константин Говорун):
Серьезно, стратегия “выпускать по одной игре в месяц и собирать все деньги аудитории” как работала, так и работает до сих пор. Возможно, игры сторонних производителей консолям Nintendo (вернее, их владельцам) просто не нужны? Прошло одиннадцать лет, а вопросы все те же. Только раньше были игры, “спешно адаптированные с PS3”, а теперь игры, спешно адаптированные с… гм, тоже PS3?

12 комментариев

Популярные

18+ ЗАПРЕЩЕНО ДЛЯ ДЕТЕЙ