Connect with us

Игры

Blue Dragon

Рецензию на игру, которая должна была помочь Xbox завоевать Японию. Бонус-трек – рассказ о тарифе MTC Gamer.

Так уж вышло, что ролевые игры на Xbox и Xbox 360 появлялись редко – тем более, проекты от именитых японских разработчиков. Однако союз легендарного Хиронобу Сакагути и организованной им студии Mistwalker с корпорацией Microsoft, казалось, призван поправить дело. Первый проект Сакагути после его ухода из Squaresoft, амбициозная Blue Dragon, вызвала настоящий переполох в Японии, но, добравшись до США и Европы, немедленно попала под перекрестный огонь критики. Попробуем разобраться почему.

Сюжет Blue Dragon – форменное разочарование для тех, кто ждал очередной эпопеи в духе любой из последних Final Fantasy. Трое подростков – упрямец Шу, рассудительный Дзиро и их решительная подруга Клюк – собираются избавить свою многострадальную деревню от ежегодных нападений смертельно опасной песчаной акулы. Мерзкая тварь появляется в окрестностях поселения каждый раз, как небо закрывают зловещие лиловые тучи, и разрушает все на своем пути, не гнушаясь и убий­ством мирных жителей. Герои, несмотря на юный возраст, умудряются заманить акулу в ловушку и быстро выясняют, что мнимый хищник на самом деле – машина, управляемая с огромного воздушного корабля. Корабль этот и прячется за лиловыми тучами, и именно на его борту для неразлучной троицы начнется полное опасностей приключение, непременным итогом которого станет спасение мира. Увы, вслед за более чем стандартным началом следует не менее стандартное и предсказуемое развитие событий. Ничего нового сценаристы Blue Dragon придумать не смогли, да и уже хорошо проверенными приемами пользовались неохотно. Так что не ждите появления таинственных злодеев, любовных интриг и неожиданных поворотов сюжета; все это – в других играх.

Быстрый воздушный корабль – отличное транспортное средство. Жаль, появляется довольно поздно.

В отличие от многих традиционных RPG, где бои происходят случайным образом, а противников нельзя увидеть до начала сражения, в Blue Dragon монстры свободно разгуливают по карте, позволяя вам заранее подготовиться к схватке – либо, если драться желания нет, попытаться избежать столкновения. Более того, слабые противники и сами могут предпочесть слинять. Недруги посильнее, скорее всего, нападут, едва заметив вас. Вы, в свою очередь, можете перехватить инициативу, подкравшись к оппоненту с тыла – в этом случае герои получат право первого хода. Другая интересная особенность Blue Dragon – возможность стравливать монстров друг с другом, либо последовательно драться с несколькими группами противников без передышек. Для этого они должны оказаться в специальной «зоне поражения» (вызывается правым «триггером»), после чего смело выбирайте пункт Fight All Enemies и стартуйте схватку. Еще одна интересная находка – так называемые Field Skills, которые зачастую позволяют наносить урон врагам, даже не вступая с ними в бой.

А вот боевой системой Blue Dragon авторы игры могут заслуженно гордиться. В первые полчаса – пока герои не обзавелись помощниками-тенями – она кажется абсолютно заурядной и напрочь лишенной хоть какой-то «изюминки». Стандартная пошаговая механика, виденная нами десятки, если не сотни раз, не предвещает никаких сюрпризов. Но стоит на экране появиться грозным чудищам ярко-синего цвета, как все решительно меняется. Именно тени становятся главным оружием приключенцев, а также источником их магических способностей – и чем сильнее тень, тем, соответственно, могущественнее тот или иной персонаж.

Разработчики не забыли о мини-играх. Вот вам, к примеру, воздушные перестрелки.

Для каждой тени существует список специализаций или, иначе, классов – например, вы можете сосредоточить внимание на Черной или Белой Магии, изучать технику ближнего боя, либо осваивать защитные заклинания (Barrier Magic) и вспомогательные чары (Support Magic). Любая специализация открывает героям доступ к списку навыков, которыми и предстоит пользоваться в бою. Поначалу навыков совсем немного, в лучшем случае один или два, но по мере того как растет сила теней и углубляются их познания, полезных умений в вашем распоряжении появляется все больше и больше. Да-да, тени, также как и их хозяева, могут учиться и набирать опыт – и чем больше специализаций освоила тень, тем разнообразнее арсенал атак и суперприемов. К слову, переключаться с одной специализации на другую разрешено в любой момент – и пренебрегать данной возможностью не стоит; в противном случае, слишком увлекшись, например, Черной Магией, вы рискуете недосчитаться каких-либо навыков в другой области.

Ну а что же сами герои – могут ли они хоть что-нибудь без поддерж­ки драконов, фениксов и саблезубых тигров? Очень и очень немногое, ведь у них при себе даже оружия нет, только немногочисленные амулеты – вроде браслетов, колец и сережек, влияющих на силу, скорость, прочность защиты и мощь заклинаний. Кроме того, они умеют пользоваться различными предметами. Список стандартен для любой RPG: медикаменты, противоядия и тому подобные штуки.

Но если боевая система многослойна и интересна, собственно сражения не слишком увлекательны – хотя бы из-за невысокого уровня сложности. Судите сами: на протяжении всего первого диска (а это примерно 10-15 часов) вы едва ли встретите одного-двух действительно сильных противников – да и те будут из числа боссов. Что до рядовых монстров, то они откровенно слабы, и схватки с ними очень быстро превращаются в монотонный и напрочь лишенный увлекательности процесс. Сами понимаете, в подобных условиях многочисленность супостатов – а карты обычно буквально кишат агрессивно настроенной живностью – нисколько не помогает улучшить ситуацию. Положение несколько исправляется с переходом на третий диск, но к тому времени очень многие, вероятно, от Blue Dragon безнадежно устанут. Между тем именно к финалу потенциал игры раскрывается хотя бы отчасти. Появляется возможность свободно путешествовать по миру, выполняя разнообразные дополнительные задания; искать ранее пропущенные сокровища и, главное, встретить достойных оппонентов, до поры до времени прятавшихся невесть где. Вот и гадай теперь: то ли у разработчиков слишком поздно проснулось вдохновение, то ли таким образом они решили проверить терпение поклонников.

Популярность Blue Dragon в Японии оказалось достаточной для запуска одноименного аниме-сериала, стартовавшего в апреле этого года, и создания манги – Blue Dragon Secret Trick (за ее иллюстрирование отвечает Сибата Ами) и Blue Dragon Ral Grado, над которой трудится Такеси Обата, известный по манге Death Note.

Графика – еще одно безусловное достоинство Blue Dragon. Хотя кукольная внешность созданных Акирой Ториямой персонажей далеко не всем придется по душе, отрицать заслуги Mistwalker и Artoon в том, что касается красоты картинки, было бы как минимум некорректно. Причем, на первый взгляд, ничего невероятного или выдающегося не найти: лишь поиграв несколько часов, начинаешь замечать множество приятных мелочей, о которых часто попросту забывают. Модели героев и монстров не только отличаются завидной детализацией, но и вдобавок отменно анимированы; декорации и красивы, и разнообразны – даже самая заурядная пещера кажется чуточку волшебной благодаря самым незначительным штришкам. Но, конечно, лучше всего удались разработчикам разнообразные спецэффекты – благо, простор для их демонстрации огромен, любое сражение буквально расцвечено молниями, взрывами и вспышками пламени. Правда, разговор о графике был бы незавершенным, не упомяни мы один крайне неприятный недостаток: постоянное «подтормаживание», особенно заметное во время сражений. Появление на экране нескольких монстров либо использование какой-нибудь чрезмерно зрелищной магии моментально приводит к неприятным «рывкам» картинки. Привыкнуть к ним можно, но неужто не было способа решить проблему, хотя бы к запуску игры за пределами Японии?

С другой стороны, музыка оставляет куда более противоречивые ощущения. Работу Нобуо Уемацу халтурой не назовешь, но слишком уж велико сходство с саундтреками Final Fantasy, да и разнообразия мелодиям заметно не хватает. А вот к работе актеров претензий нет – жаль только, развернуться им негде: чересчур незатейливы диалоги.

Разумеется, в мире Blue Dragon вовсю процветают товарно-денежные отношения: в любом населенном пункте можно найти продавцов, охотно обеспечивающих вас всем необходимым за некоторое количество золотых монет. Золото же, в свою очередь, приходится выколачивать из монстров, выуживать из сундуков, а то и просто находить под камнями – если, конечно, хватит терпения проверять каждый.

Близкое знакомство с Blue Dragon оставляет очень странное ощущение несоответствия… несоответствия амбиций разработчиков (вспомните, с какой помпой объявляли проект) консервативному, где-то даже неброскому содержанию получившейся игры. Странно видеть ее, со столь продуманной боевой системой и, вместе с тем, порой до смешного легкими и под конец однообразными сражениями. Странно смотреть по три-четыре сюжетных ролика чуть ли не каждый час, в то время как собственно сюжет можно пересказать в нескольких предложениях. Странно обнаруживать в DVD-боксе целых три диска, тогда как и одного было бы достаточно – если, конечно, выкинуть большую часть упомянутых заставок. Мы (по крайней мере, многие из нас) ждали от Сакагути новую эпическую сагу, по размаху сопоставимую с Final Fantasy, а получили едва ли не полную ее противоположность. Обидно? Да, пожалуй, немного обидно: в конце концов, никто не любит обманываться в ожиданиях.

Но, в то же время, Blue Dragon едва ли можно назвать плохой или посредственной игрой. Она красива, местами очень увлекательна и в чем-то, безусловно, самобытна; в ней есть обаяние традиционных 16-битных RPG, обаяние, которое современные блокбастеры с многомиллионными бюджетами успели изрядно подрастерять. Безусловно, поклонникам жанра стоит обратить внимание на Blue Dragon. Но считать игру полноценной заменой Final Fantasy все же не стоит.

Red Cat
Рецензия из журнала “Страна Игр” №20(245), октябрь 2007 года

PS. из 2018 года (Константин Говорун):

В верстке этой рецензии есть забавный блок:

Что это вообще? Это часть проекта MTC Gamer – тарифа для мобильных телефонов, совместного проекта “Страны Игр” и МТС. Пакет с таким тарифом продавались в салонах МТС по всей России. Фишкой тарифа был SMS-сервис (и, кажется, WAP-портал) с актуальной информацией об играх. Что рекламным менеджерам (это был именно рекламный проект, на котором компания отлично заработала), что МТС было не так важно, что там за информация, лишь бы “об играх”. Также было важно, чтобы тариф продвигался прямо на страницах журнала, в блоках об актуальных играх.

В итоге я придумал, что там должны быть короткие новости об играх (как сказали бы сейчас, “в твиттер-формате”), а также советы по прохождению или чит-коды для конкретных игр. Читаешь рецензию на игру, посылаешь ее код на короткий номер, – получаешь в ответ короткий текст с советом. Удобно.

Другое дело, что вся эта история с одной стороны была довольно технологичной и современной, поэтому ее и удалось продать МТС, но с другой стороны – ерунда какая-то. WAP-портал был доступен вообще с любого телефона, да и SMS-сервис работал не только с тарифом МТС Gamer. Я не видел ни одного живого человека, который бы всем этим пользовался. И я не видел, чтобы МТС со своей стороны как-то действительно активно продвигал тариф.

Хотя сама по себе идея геймерского тарифа для мобильных телефонов с какими-то классными дополнительными сервисами, – это хорошо.

14 комментариев

Популярные

    18+ ЗАПРЕЩЕНО ДЛЯ ДЕТЕЙ