Свяжитесь с нами

Игры

“Петька VIII: Покорение Рима”. Рецензия

Cложная атмосфера взаимоотношений идейных-коммунистов-осознающих-себя-героями-чужой-игры и прочий пост-Пелевин-модернизм

Даже политика, как часть повседневной жизни, имеет не только сознательно-официальную сторону. Люди не просто ходят на выборы или устраивают революции. Они еще практически всегда переживают по этому поводу. А потом смеются над своими (и чужими заодно) переживаниями. Политический фольклор – оборотная сторона любой системы, свободная реакция людей на жесткие рамки. Впрочем, чтобы в полной мере им насладиться, нужно жить и дышать осмеянной эпохой, помнить ее: трюк состоит в том, что шуткой шутку делают реальные воспоминания конкретного человека о былой серьезности высмеиваемых «истин». Beauty is in the eye of the beholder.

К Петьке и Василь Иванычу это имеет прямое отношение. Почему, как вы думаете, игры с их участием, с одной стороны, пользуются устойчивым спросом, а с другой – в «приличном геймерском обществе» считается хорошим тоном лишний раз пнуть «ПиВИЧа» за плоские шутки и бесталанный сюжет? Не в последнюю очередь дело в… возрасте критиков.

Толика сортирного, то есть, простите, презервативного юмора. Где на картинке «изделие №2» – догадайтесь сами.

Тут ведь какая загогулина получается. Для того, чье политическое самосознание проснулось под частушки о «плане Путина», Советский Союз – мифическое государство прошлого с расписной майки. И в этом нет ничего особенного – смена поколений неизбежна, но нет зазорного и в обратном. Между прочим, те, кто без «Яндекса» помнит ответ на загадку «От Ильича до Ильича без инфаркта и паралича» – люди отнюдь не старые и тоже играют в игры.

Только человеку, который кожей чувствует прикосновение серпа и молота, шутки «Петьки» раскрываются в полном объеме. Ведь даже нередкие отсылки к ЖЖ-сленгу и прочей ультрасовременности подаются здесь через призму восприятия мира «советскими людьми». Которыми, к добру или к худу, все еще продолжает оставаться существенное число россиян. Ну, или, по крайней мере, достаточное для поддержания сериала на плаву.

Коротенечко так

Словом, если мы с вами, читатель, договорились о правомочности краснознаменного юмора, настало время побеседовать собственно об игре. А то лекция какая-то исторически-психологическая получается, а не статья. Впрочем, с остальными составляющими – графикой, загадками – все вполне обычно, даже скучно рассказывать. Все это мы уже видели. В Ankh (первом и втором), в Simon the Sorcerer 4 или в «Яйцах Фаберже». Та же «кукольная» графика, прикрывающая мультяшностью недочеты дизайна и недостаток полигонов. Хотя анимация Анки сделана не в пример лучше движений Саймона.
Та же возможность поиграть за разных персонажей по очереди. Анка – один из них, и ее история, наверное, лучшая во всей игре.

Визуальный стиль хоть и спорный, но не вызывает отторжения. К тому же, после Culpa Innata это уже почти шедевр…

Знакомый двигатель сюжета класса «примени то на это». Адекватная схожим играм вероятность застрять посреди истории, потому что где-то что-то не углядели и недособирали. Мини-игр – одна штука, пазлов не замечено.

Так, по мнению разработчиков, Чапая представляют себе инопланетяне.

Негусто? То-то и оно, что, может быть, в любом другом случае все это – минус, но только не в этот раз. Вспомните ушаты негатива, доставшиеся сериалу от придирчивых «народных наблюдателей». А если отмыть бомжа безродного, тут-то и выясняется, что он вовсе не бомж, отнюдь не безродный, а тоже «дОцент с прОцентами» и кое-что может.

Интерфейс, как и написано на коробке, удобен. В нем тоже встречаются приколы. Так, слово «Touch» в списке возможных действий – совсем не ошибка… локализации.

Ловим Му-Му в полете


Поэтому мы и возвращаем игру «в строй», ставим в ряд с остальными проектами того же класса. Конечно, придирчивый читатель может заметить, что в свое время образцы для сравнения получили оценки разные настолько, что объединить их в какой-то общий класс попросту невозможно. Но это если мерить баллами, чего мы, конечно, делать не станем. Если провести небольшое исследование, обнаруживается, что не только каждое отдельно взятое издание по-разному отнеслось к перечисленным играм, но и от издания к изданию оценки той же самой игры варьируются очень сильно. Причина? Во многом – в эмоциональных отзывах: «О, какие клевые гэги», либо «Тьфу, какой тупой юмор».

Намеки на связь первых большевиков с оккультно-мистическими кружками тоже обыгрываются. Даже если не знать об этих намеках и их роли в истории последнего времени, все равно смешно.

Догадываетесь? Субстрат у этих игр, в целом, схожий, а шутки на нем прорастают разные. С «Петькиным» же юмором мы, вроде бы, только что разобрались.

Вечера на хуторе близ Гадюкино
О сюжете игры следует сказать немного больше. Анализ корней здешнего юмора – это хорошо, но вот какую форму принял его плод? Происходящее отдает винегретом. Национальное русско-советское блюдо, непременный атрибут праздничного застолья, кстати.
Начинается все с расследования Анки, вдруг оказавшейся помимо воли женой Чапая. Дальше в дело вступает тяжелая артиллерия намеков на виртуальную реальность происходящего, сложная атмосфера взаимоотношений идейных-коммунистов-осознающих-себя-героями-чужой-игры и прочий пост-Пелевин-модернизм. Вынесенный в заглавие Рим станет местом действия только ближе к концу. И, в общем-то, история совсем не о нем, а о том самом полупелевинском взгляде, которым смотрит бывший советский человек на свое прошлое через призму новых и пугающих технологий, развлечений, быта. Как уже обсуждалось, само по себе это не хорошо и не плохо, это нишево. Впрочем, несмотря на все повороты и выверты, сюжет не сбоит, логики (своей, постмодернистской) не теряет, не буксует. Пасторальный эпизод с Анкой хорош даже с позиций заматерелых петьконенавистников.
Древнеримский ревнивый мавр. У дизайнеров промашка вышла – таких домов с балкончиками в Риме не будут строить еще примерно тысячу лет. А то и полторы.

Патриотические лозунги


И это не только вопрос очень трудно дающейся человеку «толерантности»: тяжело бывает признать право на существование чего-то, лично тебе не нужного. Это еще вопрос профессионализма – поняв причину «народного гнева», найти в себе (в редакции, в коллегах) силы повернуть против общественного мнения, без предвзятости глянуть на парию. Да, и умение прощать тоже важно. Разумеется, среди восьми инкарнаций «Петьки» вполне мог затесаться объективный отстой – с ошибками, нестыковками, очевидной халтурой. Да, про это можно и нужно говорить, умолкая только тогда, когда планка качества опускается уж совсем низко (как известно, про плохие игры мы не пишем). Есть свои недостатки и в этой серии (напоминаем про скудость полигонов). Но ни «грехи отцов», ни неблизкая тематика юмора – не повод заранее гробить игру. Ведь, если, при всех недостатках, она умудрилась пережить столько продолжений, не означает ли это, что в основе своей похождения ПиВИЧей имеют нечто достаточно сильное и устойчивое?

Марина Петрашко
Рецензия из журнала “Страна Игр” №08(257), апрель 2008 года

9 комментариев

Популярные

18+ ЗАПРЕЩЕНО ДЛЯ ДЕТЕЙ