Свяжитесь с нами

Игры

Лучшие восьмибитные файтинги

Невероятные битвы суровых кучек пикселей.

Файтинги, битвы один на один, расцвели на шестнадцатибитных машинах: этому жанру как воздух необходима красочная крупная графика, которую могут обеспечить только соответствующие вычислительные мощности. Тем не менее, даже на 8-битной приставке Famicom или NES можно было со вкусом поспарринговаться. Сегодня мы расскажем о самых лучших файтингах для этой платформы.

Karateka



Платформы: NES/Famicom
Разработчик: Broderbund
Издатель: Soft Pro
Год выхода: 1984

Karateka такая древняя, что кажется, будто эта игра была всегда. Она настолько впиталась в культуру, что воспринимается как воплощение самой идеи файтинга, хотя представляет собой нечто большее, нежели просто череда драк. Игра, созданная в 1984 году двадцатилетним Джорданом Мехнером для компьютера Apple II, была, по выражению Эрика Шайи (создателя Another World), «первой попыткой создать драматическое окружение в экшн-игре». На киноэффект работают анимация, монтаж геймплея и заставок, а также музыкальные темы каждого события. Все это есть в версии для Nintendo, а удобное управление создает из элементов единое целое.

Yie Ar Kung-Fu



Платформы: NES/Famicom
Разработчик: Konami
Издатель: Konami
Год выхода: 1985

Yie Ar Kung-Fu с толстячками-персонажами выглядела довольно наивно, но для своего времени была весьма прогрессивной игрой. Вместо вежливого обмена ударами с противником, как в Karate Champ или той же Karateka, герои Yie Ar Kung-Fu летали по экрану и кидались фаерболами – такой геймплей в начале девяностых стал характерным для 2D-файтингов.
Версия для Famicom представляет собой своеобразный ремикс оригинальной игры с аркадного автомата – с другими противниками и значительно упрощенными фонами. Аркадная Yie Ar Kung-Fu выглядит лучше, но управление удобнее в консольном варианте.

Best of the Best: Championship Karate



Платформы: NES/ Famicom
Разработчик: Loriciels
Издатель: Electro-Brain
Год выхода: 1992

Совпадение с названием фильма является не более чем маркетинговым ходом – вы не найдете здесь сюжета, только изнуряющие тренировки (любители современных MMORPG назвали бы их «грайндом») и то, ради чего все, собственно, и затевалось – красочные бои. Боевая система игры довольно гибка, а графика, как всегда у Loriciels, выверена до мелочей – анимация персонажей заставляет вспоминать ротоскопию, использовавшуюся в Prince of Persia и Karateka, что само по себе уже является мерилом качества. Прибавьте к этому весьма неплохой арсенал боевых приемов, стилизацию видеоряда под телетрансляцию – и вы получите рецепт хита.

Teenage Mutant Ninja Turtles: Tournament Fighters



Платформы: NES
Разработчик: Konami
Издатель: Konami
Год выхода: 1993

Черепашки-ниндзя получают от своего заклятого врага Шредера необычное письмо с предложением провести турнир, чтобы определить, кто же из них самый великий воин… и соглашаются принять участие и состязании. Кроме черепашек и собственно Шредера, присутствующих в каждой версии игры, есть и другие персонажи, скажем, NES-версия позволяла сыграть за героя-самоучку в хоккейной маске Кейси Джонса и дракона-воина по кличке Hothead.
Многие считают TMNT: TF лучшим файтингом на NES вообще. В игре появились многие черты, характерные для 16-битных представителей жанра: масса суперударов, бонусные предметы, полностью настраиваемые условия боя (включая гандикап) и даже режим турнира! Все это вкупе с неплохой графикой и драйвовым саундтреком позволило игре выделиться на фоне однообразных пиратских адаптаций 16-битных файтингов для NES.

Joy Mech Fight


Платформы: Famicom
Разработчик: Nintendo
Издатель: Nintendo
Годы выхода: 1993

К 1993 году создатели игр для 8-битной приставки Nintendo научились использовать ее возможности по максимуму. Игры вмещали больше графики, они были технически совершенны, стилистически выверены и отточены до последнего пиксела. По-другому и быть не могло – этим проектам приходилось конкурировать с уже появившимися 32-битными консолями. Поэтому каждый выпущенный картридж должен был быть потенциальным хитом, иначе не стоило и соваться на быстро сужающийся восьмибитный рынок – качество гарантировал не только опыт, но и сугубо коммерческие соображения. Так, только деловым расчетом можно объяснить то, что такая высококачественная игра, как Teenage Mutant Ninja Turtles: Tournament Fighters, вышла лишь в США и Европе, а потрясающая Joy Mech Fight (вы также можете встретить вариант написания Joy Mecha Fight) – лишь в Японии. Европа – Япония: счет 1:1. Но свой гол Япония забивает головой. Авторы Joy Mech Fight не пытаются сделать 16-битную игру (дружно смотрим в сторону TMNT: TF). Зачем? Вместо этого они используют минусы оборудования, обращая недостатки морально устаревшей платформы в достоинства. Анимация героев занимает слишком много места на картридже? Joy Mech Fight разделяет каждого робота на несколько независимых спрайтов в манере, которую позже с большим успехом используют знаменитые Vectorman и Rayman, и оперирует уже не пожирающими память растровыми картинками, а только координатами этих летающих в воздухе кусочков. Как побочный эффект, анимация в Joy Mech Fight – плавная настолько, насколько это возможно, а рост персонажей – раза в два больше, чем в любом другом 8-битном файтинге. Самих же роботов, благодаря комбинациям спрайтов, получилось несколько десятков – рекордное число, которого только позже достигнут такие монстры, как Mortal Kombat Trilogy и The King of Fighters.

У стандартной Famicom нет ни дополнительных кнопок X и Y, ни тем более шифтов. Чтобы возместить небольшое количество простых ударов, роботы Joy Mech Fight были наделены богатым арсеналом спешлов, большинство из которых выполнить очень легко, например, зажав «вниз плюс A». Никаких проблем с прокруткой джойстика (потому что ее нет), а самим спецприемам можно обучиться в режиме tutorial.

Сюжет напоминает классические перипетии в духе «хороший сумасшедший профессор – плохой сумасшедший профессор», которые были заезжены еще в Megaman. Роботы, как водится, используются для порабощения мира, и путь только один –обезоружив противника в бою, перепрошить его голову и сделать бывшего врага союзником.

Интересно, что автором концепции и программистом игры стал не какой-то маститый профессионал, а посетитель семинара Nintendo для создателей игр по имени Коити Хаясида. На этом семинаре он предложил идею игры Battle Battle League, которая со временем превратилась в Joy Mech Fight. Позже Хаясида работал над Super Mario Sunshine и Super Mario Galaxy.
Joy Mech Fight как минимум стоит вашего внимания, на что косвенно намекает и ее релиз на Virtual Console. Как уже было сказано, на Западе игра не вышла, но существует неофициальный перевод на английский, хотя язык этого файтинга в известной мере универсален, и многое понятно без слов.

Алексей Беспалько, Иван Костин
Статья из журнала “Страна Игр” №13(262), июнь 2008 года

P.S. из 2018 года (Константин Говорун):
Разумеется, в списке нет Master Fighter и других нелегальных портов Street Fighter II на NES, тут речь идет только об официальных релизах для официальных восьмибитных платформ, а не “Денди”.

14 комментариев

Популярные

18+ ЗАПРЕЩЕНО ДЛЯ ДЕТЕЙ