Игры
Почему Сапковский прав
Можно сказать: да, пусть по закону он имеет право что-то еще требовать, но как насчет справедливости?

Давайте поговорим о том, почему писатель Анджей Сапковский действительно может требовать у разработчиков “Ведьмака” деньги.
Я не юрист (хотя и имел дело с документами) и не видел договор Сапковского с CD Projekt, заключенный в темное время в начале нулевых. Вполне возможно, что он составлен туманно. Может быть, Сапковский написал там что-то, вроде “делайте что угодно, мне пофиг”. Может быть, речь действительно идет только об одной игре (и юридически второй и третий “Ведьмак” – как бы ее главы, можно ведь и так повернуть). Адвокаты Сапковского и CD Projekt разберутся и наверняка порешают дело до суда. 16 миллионов писатель вряд ли получит, но какие-то деньги – наверняка. Так будет выгоднее абсолютно всем.
Меня смущает другое. В соцсетях истерят: дескать, продал права за копейки – сам виноват. Сапковского обвиняют в том, что он ненавидит игры, хотя он об этом не говорил. Писатель постоянно повторяет, что игры ему неинтересны, он их не пробовал и пробовать не хочет. А это (даже если вам за игры обидно) немного другое. Ну и, конечно, люди посмеиваются на новостью: вот дедушка с ума сошел, деньги какие-то требует. То, что по польским законам это допустимо, в соцсетях пропускают мимо ушей. Ведь дедушка сам отказался от процентов, взял какие-то копейки, подписал договор, до свиданья.
В каком-то смысле поведение Сапковского похоже на недавнюю новость из российских реалий: владелец земли сдал ее в аренду под клубничное поле за копейки, а когда увидел, сколько фермер на урожае заработал, вдруг резко начал просить еще. Нечестно ведь, раз договор подписан – он подписан.
Но представьте себе, например, что вашего дедушку уговорили продать квартиру за тысячу долларов, а он по незнанию согласился? Если бы дело касалось вас лично, реакция становится совершенно другой, верно?
В случае с Сапковским польское законодательство, кажется, на стороне наивных авторов, которых могут случайно обмануть партнеры. Так что даже если договор подписан – это еще не конец истории.
Можно сказать: да, пусть по закону он имеет право что-то еще требовать, но как насчет справедливости? Ведь Сапковский – давайте будем честны – до успеха видеоигр был широко известен только на родине и умеренно известен в России. Сапковский – это не Джордж Мартин, не Урсула ле Гуин, не Роберт Джордан, не Глен Кук и уж точно не Джоан Ролинг. Ближайший аналог – Алексей Пехов; тоже популярен в России и нишево известен за рубежом. Ну или Ник Перумов, если Пехов вам кажется недостаточно крутым. В любом случае название “Ведьмак” – совсем не то, ради чего геймеры во всем мире покупали игры по мотивам. Так почему же писатель должен получать долю от сверхприбылей проекта, который целиком создан в CD Projekt? Ведь он даже никак не участвовал, не интересовался, а как деньги пошли рекой – вдруг нанял адвокатов?
Такая точка зрения понятна. Дескать, “Ведьмака” можно было просто назвать иначе – на качестве и на продажах это бы никак не сказалось, только на лицензии бы деньги сэкономили. Но можно подумать чуть дольше и понять, что на самом деле без творчества Сапковского не было бы и игры.
Когда кинокомпания или игровая компания покупают лицензию ради названия, очень часто они этим названием, парой имен персонажей и какой-то общей канвой сюжета и ограничиваются. Условно говоря, сериал Altered Carbon прекрасно обошелся бы без первоисточника, да и Shadow of Mordor совершенно не нужны все эти отсылки к “Властелину колец”: игра скорее отвергает идеи Толкина, чем развивает их. Но в случае с “Ведьмаком”, если обратите внимание, все совершенно иначе. Несмотря на все различия в сюжете, несмотря на огромную работу, проделанную сценаристами и дизайнерами CD Projekt, вселенные книги и игры очень сильно пересекаются. Если не ныть о деталях (о боже, в игре у Трисс нет шрама на груди! не канон!), то игры заимствуют у книг не только персонажей с миром, но и дух, смысл, тон и творческий метод. Квесты в третьем “Ведьмаке”, например, написаны ровно как рассказы Сапковского из первого тома книги; стиль настолько схож, что можно подумать, будто сам писатель со второго аккаунта и подрабатывал в CD Projekt.
Если же кто-то скажет, что взамен книги Сапковского стали сильно лучше продаваться, то вот это как раз не факт. Есть и другое мнение – многие неофиты считают, что книги написаны по мотивам игры, что как раз принижает роль Сапковского (даже если вдруг позитивно влияет на продажи). Серьезно, мне на его месте было бы обидно с таким столкнуться.
Из “Ведьмака”-игры просто невозможно вырезать творчество Сапковского – останется только дурацкое размахивание мечом перед носом у чудовищ, которое как раз так презирает писатель. А раз нельзя вырезать из продукта, на котором заработали сильно больше ожидаемого, – извольте поделиться. Вам ведь еще сиквел делать, а для этого лучше всем жить дружно.
Константин Говорун
Сказать спасибо:
- Игры5 лет ago
PlayStation не виновата
- Игры5 лет ago
Пост-обзор Final Fantasy XIII
- Игры5 лет ago
Spec Ops: из грязи в князи
- Игры5 лет ago
Почему все говорят об игре “Великий Султан”
- Игры5 лет ago
10 причин поиграть в Arcanum
- Игры5 лет ago
Куда плывут “Корсары: Черная метка”?
- Игры5 лет ago
Светлая сторона YouTube: Alina Gingertail
- Игры5 лет ago
Xbox уходит из России?