Connect with us

Игры

“Ведьмак” на Netflix

Лучший сериал по мотивам “Ведьмака” в этом году.

В соцсетях, кажется, впервые после финала “Игры престолов”, все одновременно смотрят один и тот же сериал – теперь это “Ведьмак” на Netflix. За радостными напевами про “чеканную монету”, впрочем, несложно разглядеть: экранизация книг Сапковского не то чтобы идеальна. Ладно, скажу прямо: местами она прямо чудовищна. Но я все равно досмотрел до конца и получил удовольствие. Почему?

“Ведьмак” хорош, потому что сериал снимался для любителей фэнтези, со всем почтением к первоисточнику и не за три копейки. Он хорош, потому что ну а с чем сравнивать-то? Если не с “Игрой престолов”, то с “Легендой об искателе” и “Хрониками Шаннары”, которые очевидно примитивнее. Он хорош, потому что мы (пока) не зажрались, а еще потому что отдельные сцены – драка с падаванами Ренфри, например, или история о страшной Иеннифер и угрях, или та самая песня Лютика – вышли очень убедительно. Этого уже достаточно, чтобы отбить подписку на Netflix по эмоциям.

Но если отдельные яркие сцены и фансервис в нетфликсовском “Ведьмаке” хороши, то как цельное и законченное произведение это ерунда какая-то.

Например, в сериале есть экспозиция ключевых персонажей, а вот экспозиции мира нет совсем.  

Возможно, я ослеп, но за все восемь серий я ни разу не видел на карту мира, ни даже титры, которые бы показывали, где сейчас находятся герои (а они кузнечиками скачут из точки в точку). И это притом, что география чрезвычайно важна для понимания сути сюжета. Полезно знать, что Цинтра – прибрежная страна, Скеллиге – острова неподалеку (где живут, условно говоря, местные викинги), и что при завоевании Севера нужно идти сразу через Содден, а не гнать армию на запад к Цинтре. Где находится Аретуза, сколько стран уже захватил Нильфгаард? Что-то герои рассказывают на словах, но куда проще было просто взять и показать.

К слову, во времени ориентироваться так же сложно, как и в пространстве. Сценаристы нарезали рассказы на кусочки и склеили их так, что время прыгает туда-сюда на десятки, если не сотни лет, и это не маркировано никак. Если в Westworld такая игра со зрителем была частью концепции, то здесь это лишь досадная помеха. 

Обучение Иеннифер в Аретузе – какой-то чертов стыд. Сценаристы словно не придумали, как выглядит магическая академия в этом мире, и ограничились только парой зловещих вступительных тестов. Ведьмак в сериале использует знаки (один или два раза), но сериал не объясняет, что это такое. Он пьет эликсиры – и тоже вопросы: зачем, почему, отчего их нельзя дать выпить Лютику. Сериал показывает, как люди гнобят низенького мужичка, но не уточняет, что это другая раса – краснолюды. Сериал вываливает на зрителя горы терминов, вроде “Сопряжение Сфер”, так, будто он должен приходить к экрану подготовленным.

Конечно, неподготовленный зритель понимает общую канву – вот есть злые нифльгаардцы, вот в лесах прячется девочка Цири с загадочной силой, а вот Геральт – он охотится на монстров за деньги. А за пределами этого – что?

Примерно здесь же стоит вспомнить и о тех самых темнокожих жителях фэнтезийной Польши, о которых вы наверняка слышали задолго до релиза. Конечно, мир Ведьмака – это не совсем  фэнтезийная Польша. Конечно, в нем могут быть люди с любым цветом кожи. Даже на Севере. Потому что Сопряжение Сфер же. Хей, да вся Цинтра может быть населена монголоидами, потому что а почему нет? Пришли когда-то и поселились, что не так? 

Но есть один нюанс: голову-то тоже включать надо иногда.

Средневековый уклад жизни, уровень технологий и уровень, скажем так, гуманизма в сериале “Ведьмак” заданы вполне четко, и никто сценаристов за язык не тянул.

И дальше возникают вопросы. Например, такой: а почему бытовой расизм по отношению к эльфам в сериале есть, бытовой эйблизм по отношению к калекам есть, ненависть к любой инаковости есть, а вот на цвет кожи никто не обращает внимание? Это вообще как?

Допустим, по каким-то магическим причинам цвет кожи абсолютно неважен. Тогда почему в кадрах что с рыцарями, что с солдатами, что с деревенскими жителями, как правило 19 человек из 20 – белые, и только один – отчетливо нет? Почему нет смешения крови? Общество в Ведьмаке не может быть настолько мобильным, что вот вдруг взял и объявился в глухой деревне (не в торговом порту) чужак с далекого юга, поселился и живет себе отдельно, не размножается. И так в каждой деревне. Или у вас плавильный котел народов, или чужаков не любят – определиться стоит же.

Если взять тех же дриад, к цвету кожи которых часто придираются, то там как раз все предельно четко. Их кастинг правдоподобен, они действительно выглядят как группа людей, которые долго живут вместе.Темнокожий рыцарь Данек при дворе Каллантрэ – тоже нет вопросов. Ко двору в приморской стране вполне может прибиться крутой чужеземный воитель (но не очень понятно, почему на него на смотрит косо очевидно расистское общество, которое между делом геноцидит эльфов). Фрингилья – вообще предельно понятно. В волшебницы набирают девочек со всего мира – вот и в ней силу разглядели.

Однако стремление разнообразить актерский состав у шоураннеров просыпается в основном там, где это не нужно, а где уместно – засыпает. В армии Нильфгаарда – полно солдат покоренных народов юга, и там можно было развернуться на полную катушку. Кагыр, Лютик, Йож вполне могли бы выглядеть иначе, и мир бы не перевернулся. Слушайте, даже все краснолюди и все эльфы могли быть темнокожими, что отлично подчеркнуло бы антирасистский месседж что книги, что сериала. Но шоураннеры словно боялись гнева фанатов, не пошли на радикальные решения и ограничились точечным токен-кастингом там, где это по возможности не противоречит образам из игры. То есть, натыкали разнообразных лиц где-то на втором плане, чтоб было. Получилось безопасно, но местами очень глупо.

Отсюда и остроухий темнокожий мальчик, помогающий Цири. Он вообще откуда такой? И почему у него откровенно африканские по дизайну шмотки в заснеженном лесу? 

Впрочем, дизайн одежды и доспехов, архитектура домов и замков, а также макияж героинь – это полный провал, без оговорок (и дизайнера костюмов уже уволили, кстати). Они невыразительны, они безыдейны, они некрасивы. Например, волшебницы в мире “Ведьмака” обязаны выглядеть по-настоящему волшебно, а не эксцентрично. Они должны излучать неземную красоту, королевскую роскошь, божественное величие – на это они, в общем-то, и променяли детородные органы, а не на исправление горба. Но в сериале это просто так себе накрашенные тетки в театральном реквизите, которые бродят по павильонам и наговаривают скрипт, в который не веришь. И если Иеннифер хотя бы условно красивая и держит правильное выражение лица, то Трисс вечно корчит недовольно-плаксивые рожи, словно ее обидели в Интернете.

“Ведьмак” очевидно снимался не за три копейки, но местами выглядит как привет из девяностых, если не восьмидесятых – то ли как “Конан-варвар”, то ли как “Зена – королева воинов” (не имею ничего против ни того, ни другого, но почему так-то?). Сцены “выбегают стражники и ощетиниваются алебардами”, например, дико наигранны. Сцены “Ведьмак решил трахнуть то, что лежит рядом” абсолютно лишены химии и вообще ни из чего не следуют. Это такая осознанная стилизация с заходом на кринж, или просто не смогли снять нормально? 

Почему так, почему? Черт с ней, с “Игрой престолов”, но в этом году вышел, например, эстетически безупречный “Карнивал Роу”. Если к истории и могут быть вопросы, то мир и образы персонажей нарисованы отлично. Или вот на днях стартовал четвертый сезон “Пространства” – прямо идеальный пример разнообразного кастинга здорового человека.

Наконец, если все диалоги и сцены из рассказов и прекрасны, то там, где литературный первоисточник сводился к паре строчек, сценаристы откровенно плывут. Вот, например, в чем смысл метаний Иеннифер в академии? В Аэдирн хочу волшебницей, а в Нильфгаард не хочу? Сейчас не хочу идти на прививку красоты вместе с классом, а вечером вдруг передумала и хочу? Вокруг простой и понятной истории о том, что волшебница променяла способность иметь детей на красоту, накрутили какие-то бессмысленные, нелепые метания, – и зачем? А зачем вот эта беготня Цири кругами по одинаковому заснеженному лесу почти весь сезон? Пожалуй, единственное исключение – финальная битва, которая была упомянута в рассказах, но не прописывалась детально. Она сделана любопытно.

Вот и в итоге и получается, что смотришь “Ведьмака”, чтобы собрать бинго из хороших фансервисных моментов. Поняшил Геральт Плотву – ставишь галочку, получила Трисс те самые шрамы на груди – ставишь еще одну. А все, что между галочками, пропускаешь мимо глаз и ушей, как страшный сон. 

Константин Говорун

3 комментария

Популярные

    18+ ЗАПРЕЩЕНО ДЛЯ ДЕТЕЙ