Игры
Рецензия на Monkey King: Hero is Back
Глупая макака-забияка или Великий Мудрец, Равный Небу?

«Путешествие на Запад» занимает особое место среди самых значительных классических произведений китайской литературы, «Троецарствия», «Речных заводей» и «Сна в красном тереме», во многом благодаря главному герою, Прекрасному Королю Обезьян, проказнику Сунь Укуну, одному из самых известных героев азиатской культуры. Его славе могут позавидовать не только герои древних мифов, Геракл, Беовульф и Король Артур, но и современных — Бэтмэн, Железный Человек и Человек-паук. Роман У Чэнъэня имеет бесчисленное количество литературных, театральных, кинематографических и мультипликационных адаптаций. Те, чье детство прошло в перестроечное время, скорее всего, помнят мультфильм «Сунь Укун: Переполох в небесных чертогах» — истинную жемчужину китайской анимации, а отаку, вне всякого сомнения, знают, что при создании Dragon Ball Акира Торияма вдохновлялся приключениями бессмертного плута. Мастера восточных единоборств и актеры Джет Ли и Донни Йен представали в образе Сунь Укуна в фильмах «Запретное царство» и «Царь обезьян». Не обошел стороной легендарный шельмец и видеоигры. Так, он является одним из персонажей DotA2 и League of Legends, а в 2013 году стал протагонистом «Enslaved: Odyssey to the West», научно-фантастической адаптации «Путешествия на Запад» от британской студии Ninja Theory.
В 2015 году китайская анимационная студия October Media выпустила мультфильм «Король обезьян» — вольную адаптацию легенды о Сунь Укуне, рассчитанную в большей степени на юного зрителя. При скромном бюджете в 16 млн. долларов картине удалось собрать внушительные 153 млн., тем не менее, ее нельзя назвать повсеместно известной: в сети есть лишь горстка обзоров, а в России она вышла в прокат только на следующий год, и в соперничестве с «Зверополисом» и «Книгой Джунглей» осталась незамеченной. Год или два назад, по чистой случайности, я посмотрел мультфильм с сыном, когда мы наткнулись на него, прыгая с одного детского канала на другой, словно мартышки с ветки на ветку. Это славный мультик с забавным трио главных персонажей — отважным мальчиком Люэром, учеником пожилого даосского монаха, получеловеком-полусвиньей Чжу Бацзе, чревоугодником и простофилей, и самим Королем Обезьян Сунь Укуном, острословом и мастером кунг-фу. К сожалению, противостоянию добра со злом, живописно изображенному посредством компьютерной графики, не хватает контраста. Карикатурный главный злодей (в фильме его зовут не иначе, как Темный Властелин), окруженный тупоголовыми миньонами, горными троллями, старается тягаться с диснеевскими тяжеловесами — дядюшкой Шрамом, визирем Джафаром и колдуньей Малефисентой, — но проигрывает им по части харизмы и коварства. Главным достоинством картины, на мой взгляд, являются захватывающие экшн-сцены, многие из которых достигают уровня голливудских блокбастеров и по исполнению, и по хореографии, и по динамике. Особенно запоминающимися являются эпизод бегства Люэра от горных троллей, выполненный одним кадром, и финальная битва Сунь Укуна с Темным Властелином, напомнившая мне схватку Нео против Агента Смита из заключительной части «Матрицы».
16 октября, четыре года после выхода мультфильма, китайский издатель Oasis Games совместно с Sony Interactive Entertainment и THQ Nordic выпустил видеоигру по мотивам первой работы October Media. Игру разработала небольшая японская студия Hexa Drive, которую крупные разработчики привлекают для работы над спин-оффами и DLC для известных франшиз (The 3rd Birthday от Square Enix, Resident Evil 7: Not a Hero от Capcom), но в основном для создания ремастеров, которых в портфолио команды предостаточно: Rez HD, Okami HD, The Legend of Zelda: the Wind Waker HD. Не каждый аспект Monkey King: Hero is Back выдерживает критику в контексте современного геймдизайна: техническая и геймплейная стороны проекта напоминают о играх эпохи PS2, но вопреки этому она доставляет удовольствие и заставляет вновь сожалеть из-за практически полной утраты игр среднего эшелона — проектов с небольшими амбициями и бюджетом, которые звезд с неба не хватают, но намекают на потенциал и усердие своих создателей. Monkey King: Hero is Back — яркий пример вымирающего вида midtier и возможный кандидат в будущий топ PS4 Hidden Gems на канале Metal Jesus Rocks. И вот почему.
Оригинальный мультик довольно вольно обращается с первоисточником. Так, монах Сюанцзань, путешествующий по Шелковому пути в Индию за буддистскими сутрами, превратился сразу в двух персонажей — старца Шифу и его подопечного, сироту Люэра. Силу Короля Обезьян ограничивает не обруч на голове, а браслет. Чжу Бацзе называют просто Свиньей, а третьего помощника Сюанцзаня, демона-людоеда Ша Уцзина, нет и в помине. Миссией трех непутевых героев мультфильма становится не достижение Западного Рая Будды и получение священных свитков, а спасение младенцев от Темного Властелина, который жаждет принести их в жертву ради обретения бессмертия.

В целом, видеоигра повторяет канву мультфильма, но строит повествование иначе, возвращая некоторые элементы из романа и добавляя собственные сюжетные ходы. Увы, но игра потеряла большую долю юмора: снова обретший свое имя Чжу Бацзе больше не вызывает смех своими гротескными превращениями, а взаимоотношения Сунь Укуна и Люэра утратили иронию. В мультфильме, Король Обезьян часто забавно сокрушался, что ему, знаменитому герою, проведшему 500 лет в ледяной глыбе, судьба подкинула новую свинью — удовольствие быть нянькой для малолетнего сосунка.

Главный антагонист, которого теперь зовут Хуньдун (в китайской мифологии он олицетворяет бесконечный хаос, из которого возникла Вселенная) — та же картонная фигура, одетая в темную мантию, с устрашающим макияжем на безразличном лице. Ему все также не хватает самоиронии и экранного времени — он появляется лишь дважды в последней трети игры. Возможно, для детей, на которых рассчитаны мультфильм и игра, злодеи не должны иметь сложносочиненный характер и неоднозначные мотивы, как у Дарта Вейдера или Таноса, но все-таки должны вызывать и другие эмоции помимо страха и не так явно заявлять, что они Самый Жуткий Злыдень, размахивая транспарантом с надписью «Привет. Я — Последний Босс».

Игровой процесс, опять же, собран с прицелом на ребенка и не ставит много требований перед навыками юного геймера. В Monkey King: Hero is Back нет выбора уровня сложности, игра великодушно относится к линейке жизни героя, предоставляя множество способов ее восстановления: из врагов выпадают зелёные орбы (иероглифы), а в магазинчике экстравагантной Мадам Заяц можно обменять найденные ресурсы на различные зелья и снадобья.
Приключение не злоупотребляет временем игрока: оно разделено на девять глав, в среднем занимающих три четверти часа на прохождение. Думаю, за десять часов можно выполнить все, что игра предлагает помимо основной задачи: собрать все безделушки (здесь ими являются свитки с записями, дневниками, заклинаниями и хрониками) и получить все способности, чтобы услышать заветный «треньк» платинового трофея.

Monkey King — незатейливый beat’em up с небольшими вкраплениями трехмерного платформера. Разработчики не стесняются копировать эталоны жанра character action (или, если хотите, слэшеров) – циклы Devil May Cry и God of War. Сунь Укун обладает сильной и слабой атаками, из которых можно выстроить примитивные комбо, маневром уклонения (который можно также использовать, чтобы встать на ноги после нокдауна, если дважды быстро нажать клавишу R2), магическими способностями и Rage Mode, многократно усиливающим удары и длящимся краткий промежуток времени. После смерти враги взрываются разноцветным фейерверком орбов: красные нужны для прокачки магии, желтые для восстановления магии, а зеленые – здоровья.
Есть в Monkey King и клише, присущие жанру – арена испытаний, где приходится биться с волнами врагов, как в одном из уровней God of War 3 или Dante’s Inferno, и излюбленный прием линейки Devil May Cry – горнило, включающее каждого босса игры, прямо перед финальной схваткой. Будет в игре и поединок с доппельгангером и превращение в убергероя во время сражения с заключительной, чудовищной формой главного злодея.
Вообще, Monkey King будто прибыл из предыдущего поколения консолей, которое изобиловало слэшерами средней руки: Afro Samurai, Blades of Time, Conan, El Shaddai: Ascension of Metatron, Heavenly Sword, Lollipop Chainsaw, Ninja Blade, Viking: Battle of Asgard, X-Blades, X-Men Origins: Wolverine. Я специально не упоминал лучших представителей, вроде Bayonetta или Ninja Gaiden II – у Monkey King пупок развяжется мериться с ними силой, – а вот в ряду вышеупомянутых игр она смотрится весьма неплохо. Однако больше всего игра мне напомнила Mini Ninjas от IO Intercative. Проекты роднит азиатская эстетика, милая мультяшная графика и несложный игровой процесс, как раз для маленьких игроков. Но к чести создателей Hitman следует заметить, что Mini Ninjas сделана гораздо талантливее. Обе игры могут стать своеобразным руководством по жанру action-adventure. Уже потом можно предложить ребенку Okami, современные Зельды или Darksiders – они все-таки гораздо требовательнее, чтобы потом, в отрочестве, познать ярость и мощь Кратоса, восхититься грацией Байонетты и позавидовать чувству юмора и крутости Данте.

Уровни по большей части представляют собой длинные коридоры с небольшими ответвлениями. В некоторых предусмотрено несколько путей прохождения, от простого с минимальными угрозами в виде рядовых врагов – горных троллей разной масти, до сложного с самыми опасными противниками – ожившими доспехами или кабанами с дубинами. В конце каждого уровня игрока ждет босс. Для удобства навигации в игре предусмотрена карта. Чтобы получить к ней доступ, необходимо найти ее часть и скопировать в дневник.

Нельзя сказать, что уровни имеют сложную архитектуру, в них сложно заблудиться, учитывая их зачастую линейную природу, но карта облегчает жизнь во время прохождения более открытых этапов. Самый раздражающий элемент Monkey King – огромное количество загрузок между частями уровней. Доходит до смешного: чтобы попасть в небольшую комнату внутри дома, а потом выйти из нее, всякий раз приходится наблюдать экран загрузки. Это напоминает структуру уровней игр серии Monster Hunter до прошлогоднего World (кстати, Hexa Drive принимала участие в создании Monster Hunter Freedom Unite для iOS) – локации вроде бы большие, но разделены на маленькие (даже крошечные) участки с загрузками между ними. В эру огромных, бесшовных миров, как в the Witcher 3: Wild Hunt, GTAV и Red Dead Redemption 2, это выглядит как неуклюжий анахронизм, говорящий о слабой технической подкованности разработчиков. Даже, Yakuza справилась с этим досадным упущением, а Monkey King никак не может соперничать по плотности и насыщенности вымышленного района Камуротё.
Кроме того, в первой трети Monkey King маскирует загрузки между уровнями долгими (слишком долгими) прогулками с болтовней героев – темная сторона вездесущего interactive storytelling. А еще Monkey King заслуживает звание чемпиона по количеству невидимых стен. Они повсюду. Порой кажется, что играешь не за Короля Обезьян, а Императора Мимов. Игра создана на движке Unreal Engine и полностью заимствует художественную стилистику мультфильма. Локации красивы, но не настолько, чтобы подолгу ими любоваться и жалеть об отсутствии фоторежима. Вместе с прекрасной музыкой Кейске Ито (второй проект композитора в этом году, он также принимал участие в написании музыкального сопровождения для Bloodstained: Ritual of the Night) они создают необходимую иллюзию грандиозного приключения по сказочному Китаю.
К несчастью, не обошлось без технических огрехов. Мне дважды пришлось перезапускать игру, чтобы продолжить прохождение (в игре не предусмотрен выход на титульный экран). В первый раз энергетический залп крокодила покрыл экран белым туманом (или, возможно, это Король Обезьян призвал волшебное облако, чтобы улизнуть от неприятеля), а во второй – я застрял в текстуре, пытаясь прихлопнуть назойливого жука с драгоценным кристаллом на спине.

Несмотря на многочисленные технические недоработки, одноклеточную боевую систему и бесконечные заимствования из более компетентных игр, Monkey King – добротный проект. Да, опытный игрок смутится общей скромности и простоте игрового процесса, но здесь достаточно приятных мелочей, которые скрасят часы, проведенные за игрой: замечательная музыка, приятная графика и достойная озвучка (я играл на английском, однако, игра полностью переведена на русский язык, но в ней все те же набившие оскомину голоса, которые мы слышим в каждом втором локализованном проекте). На протяжении всего приключения меня развлекали поиски Божков Земли, славных карапузов, аналогичных кодама из Nioh. В Monkey King эти духи, похожие на крошечных старичков, нужны не для увеличения запаса эликсиров, а для прокачки персонажа – линеек здоровья и магии, а также числа ударов в комбо. Кстати, чтобы отыскать их все, придется активно пользоваться магией – заклинанием «Мысленный взор». В остальном магия более чем бесполезна – игру можно пройти, вообще не используя боевые заклинания.
Сценаристы добавили больше отсылок к легендам и мифам Древнего Китая. Как и в романе, в пещеру, где был заточен Сунь Укун, Люэра направила Бодхисатва Гуаньин – одно из наиболее почитаемых существ божественного происхождения в Китае, заступница всех живых существ. В игре статуи Гуаньин позволяют сохранять прогресс, получать и улучшать магические способности, а позже отправляться обратно в ранее посещенные локации (чтобы, например, отыскать Божков Земли). Также Сунь Укуну предстоит схватка с Лазурным Драконом – символом Востока и весны. Игру можно сравнить с детской интерактивной энциклопедией по преданиям Древнего Китая. Если у вас есть дети, младшие братья или сестры, играйте в Monkey King вместе с ними.
Monkey King: Hero is Back так же далека от идеала, как и реальная гора Хуаго от мифической горы Плодов и Цветов – родины Сунь Укуна. Возможно, в будущем разработчикам удастся совершить кульбит на расстояние в сотни тысяч миль, чтобы подарить геймерам приключение, которого заслуживает Великий Мудрец, Равный Небу. Это же путешествие понравится только детям. Хотя и они, скорее всего, предпочтут скин Сунь Укуна в Fortnite. Я же пойду и отыщу остальных Божков Земли, чтобы получить их благословение.
Никита Пичурин
- Игры5 лет ago
PlayStation не виновата
- Игры5 лет ago
Пост-обзор Final Fantasy XIII
- Игры5 лет ago
Spec Ops: из грязи в князи
- Игры5 лет ago
Почему все говорят об игре “Великий Султан”
- Игры5 лет ago
10 причин поиграть в Arcanum
- Игры5 лет ago
Куда плывут “Корсары: Черная метка”?
- Игры5 лет ago
Светлая сторона YouTube: Alina Gingertail
- Игры5 лет ago
Xbox уходит из России?