Connect with us

Игры

Рецензия на Metal Gear Solid: Peace Walker

Правильный портативный Metal Gear Solid

«Страна Игр» пристально следила за разработкой Peace Walker. Сразу после анонса игры (а это случилось ровно год назад, на прошлогодней E3) мы опубликовали большое превью, сразу после TGS – наши впечатления от показанной демоверсии. Оба материала ставили перед читателем главный вопрос: получится ли у Kojima Productions наконец-то настоящий Metal Gear Solid для портативной консоли?

Чтобы понять значение этого вопроса, нужна историческая справка. Роман MGS и PlayStation Portable начался в 2004 году (с ума сойти – шесть лет назад!), когда сразу после запуска консоли была выпущена странная, неканоническая (то есть с высосанным из пальца сюжетом) и совершенно для сериала нехарактерная «карточная» игра Metal Gear Acid. Геймеры тогда были избалованы «настоящими» сиквелами и еще не привыкли к сомнительным «сопутствующим» релизам со словами «Metal Gear» в названии. Разработчики оправдывались: мол, мы пробуем, экспериментируем, разбираемся с новой консолью. Обещаем исправиться. Прошел год, вышла Metal Gear Acid 2 – не исправились. Прошло два года, вышла Metal Gear Solid: Portable Ops. И хотя у игры было много проблем, это уже был шаг в верном направлении: мы увидели более-менее адекватный канонический сюжет, привычную для MGS игровую механику, намеки на нормальный мультиплеер.

Снейк из Metal Gear Solid: мировой стандарт прорисовки волос с 1998 года. Кстати, к релизу героя так и не научили целиться левым, здоровым глазом.

Наконец, с анонсом Peace Walker в 2009-м, напряжение достигло высшей точки. Хидео Кодзима («отец» сериала, если кто не в курсе) торжественно принял продюсерские вожжи, окрестил игру «MGS5 в моем сердце» и пообещал, что в этот раз все будет как надо, на уровне «номерного» Metal Gear Solid. Это было очень серьезное обещание, и мы взяли игру на заметку. Сериал Metal Gear Solid известен передовой графикой, своеобразной игровой механикой, геймдизайнерскими находками и по-хорошему сумасшедшим сюжетом. Все это должно было уместиться на крошечном шестисантиметровом диске в прозрачном пластиковом кейсе. Уместилось ли?

Примерно так выглядели первые скриншоты Snake Eater семь лет назад. Сегодня эту графику удается реализовать на портативной консоли.

Heavens Divide
Главную музыкальную тему игры исполняет австралийская учительница английского языка Донна Бэрк (Donna Burke). С 1996 года Донна живет в Японии. После переезда она забросила работу учителя и занялась пением и озвучанием. Сейчас она фрилансер, не имеет постоянного места работы, а занимается разнообразными проектами, возникающими от случая к случаю. Донна давно и успешно работает с игровыми издательствами. Она пела для God Eater, The Last Remnant, Outrun 2 и Final Fantasy Crystal Chronicles, озвучивала Анжелу в Silent Hill 2 и Клаудию в Silent Hill 3, Анестезию в Rumble Roses и Урсулу в Lunar Knights. Также ее голосом говорят англоязычные гиды Мемориального музея императора Сёва и скоростных поездов линии Токайдо-синкансэн. Будете в Японии – обращайте внимание!

На службе Союза

Сюжетная преемственность Peace Walker очевидна: игра начинается с текстового пересказа событий Metal Gear Solid 3: Snake Eater. Для тех, кто пропустил предыдущие серии: в Snake Eater американский диверсант должен был проникнуть на советскую военную базу в Целиноярске, чтобы ликвидировать предателя и перебежчика – свою бывшую наставницу с позывным «Босс». Вокруг этого задания было накручено огромное количество тайн, интриг, драм, да еще эта постоянная угроза ядерной войны между сверхдержавами… Диверсант задание выполнил, получил от американского правительства титул Биг Босс и навсегда разочаровался в политическом руководстве страны. В Peace Walker со времени миссии в Целиноярске прошло десять лет. Биг Босс в Южной Америке собирает «армию без нации» – военную организацию Militaires Sans Frontieres. К нему обращаются представители правительства Коста-Рики, крошечной мирной страны в Центральной Америке. На ее территорию тайно высаживаются американские солдаты, да еще и ввозят ядерное оружие. Мир опасается нового Карибского кризиса, а Биг Босс демонстрирует чудеса интуиции: «Так вы против Америки? – спрашивает он своего костариканского гостя, – тогда вы, наверное, заодно с КГБ». «А хотя бы и из КГБ, – охотно соглашается тот, – но мы должны предотвратить ядерную войну». Агент советской разведки показывает Биг Боссу таинственную запись, сделанную в месте высадки американского десанта. На записи отчетливо слышен голос погибшей наставницы, и мучимый совестью Биг Босс, отбросив остатки верности звездно-полосатому флагу, берется выполнить сомнительное задание. В обмен за помощь Коста-Рика передает Militaires Sans Frontieres оффшорную военную базу в Карибском море, которую Биг Босс и его верный товарищ Мастер Миллер со временем превратят в крепость Outer Heaven.

UT
За пределами геймерского сообщества UT расшифровывается не как Unreal Tournament, а как Uniqlo Tee, коллекция модных футболок от японской сети магазинов одежды Uniqlo. К релизу Peace Walker сеть Uniqlo совместно с Konami предлагает линию тематических фанатских футболок, в которых не стыдно показаться в приличном обществе. Всего доступно 10 видов дизайна, каждый – в 14 вариантах цвета. Кроме того, на ценнике футболки (реальной) будет напечатан специальный код, с помощью которого можно открыть такую же футболку (виртуальную) в игре. Акция проходит в японских и североамериканских магазинах Uniqlo. В России (точнее, в Москве) магазины этой сети открылись совсем недавно, однако в Европе футболки с Peace Walker пока не продаются и, похоже, вообще продаваться не будут.

Прижиматься к укрытиям можно, но ходить вдоль стен и стрелять из-за них нельзя. Поэтому функция практически не используется.

Война. Мир. Змейка

Сюжетная кампания изобилует хорошо знакомыми заданиями: сначала проберись туда-то, потом выберись оттуда незамеченным (командные элементы Portable Ops ушли в прошлое). Такой стелс-геймплей всегда был визитной карточкой сериала Metal Gear Solid, но на PSP реализовать его было непросто – не хватало кнопок. Не хватает их и сейчас. Peace Walker предлагает на выбор три варианта раскладки клавиш и целое меню дополнительных настроек, но в любом случае управлению до удобства далеко. Спасибо нужно сказать обилию доступных возможностей – герой использует огромное количество характерного для сериала оружия, устройств и предметов. Дух сериала в Peace Walker торжествует: все характерные приемы (транквилизаторы, CQC, порножурналы, картонные коробки и тому подобное) работают именно так, как ожидаешь. Искусственный интеллект ведет себя адекватно и правдоподобно – еще не на уровне Sons of Liberty, но уже явно лучше, чем в самой первой Metal Gear Solid для PS one. То же можно сказать и о графике: она значительно лучше картинки с PS one и стремится, но не достает до уровня PS2. Это огромное достоинство Peace Walker. Здешние джунгли, может, и меньше по размеру, чем уровни в Snake Eater, но по качеству проработки уступают им не так сильно. А главное – благодаря отличной графике система камуфляжа в самом деле работает. Подлинным откровением становится миссия, в которой нужно пробраться через лес, где прячутся вражеские разведчики. Перед каждым шагом ты мучительно вглядываешься в джунгли, движешься незаметно и бесшумно, по десять раз проверяя каждый куст, и все равно в какой-то момент натыкаешься на снайпера, лежащего к тебе спиной совсем рядом, в двух-трех метрах! Такие ситуации становятся возможны именно благодаря продвинутому и современному графическому движку.

В заставках, однако, о конкуренции со Snake Eater речи не идет. В скриптовых роликах на движке используются высокополигональные модели персонажей (читай: Биг Босса), но полностью отсутствует лицевая анимация. Понимая, что с таким подходом каши не сваришь, разработчики девять из десяти роликов представили в виде интерактивных комиксов. Рисовал эти комиксы Эшли Вуд – художник, хорошо знакомый всем, кто следит за развитием сериала Metal Gear. Именно Вуд работал над официальным «бумажным» комиксом по сериалу, иллюстрировал сюжетные ролики Portable Ops. Со временем стиль Вуда становился все менее артхаусным и все более реалистичным; заставки в современном Peace Walker – это, пожалуй, лучшая из его работ в игровой индустрии. Многие ролики интерактивны, требуют от игрока внимания и своевременной реакции. Наибольшее впечатление производит, пожалуй, флэшбек в финальную битву Snake Eater, которую надо переиграть еще раз, но теперь в виде комикса. Другая заставка фактически превращается в подобие несложной флэш-аркады – это неожиданное, но, несомненно, правильное решение. Сюжетные ролики теперь стали осмысленной и неотъемлемой частью игры, наконец-то избавив нас от необходимости делить Metal Gear Solid на «игру» и «кино». Озвучка в Peace Walker выполнена в лучших традициях сериала, с привлечением всех положенных голосовых актеров. Это касается не только Дэвида Хейтера (Солид Снейк), но также Кристофера Рэндольфа (Отакон), Ванессы Маршалл (Ольга Гурлюкович) и других. Разумеется, в Peace Walker им достались иные, соответствующие сеттингу роли. Наконец, музыка, как ей положено, прекрасна и сама по себе, и в той форме, как она используется в игре. И хотя главную музыкальную тему сериала нам в игре найти не удалось, прочие треки и ключевая песня Heavens Divide вполне компенсируют ее отсутствие.

Date with Paz
В определенный момент вы обязательно откроете миссию «Свидание с Паз» и удивитесь: здесь нет оружия и не надо ничего проходить, а попытавшись применить приемы рукопашного боя, вы гарантированно испортите отношения с девушкой. На самом деле с Паз нужно… разговаривать. Делается это при помощи соответствующих случаю реплик из меню общения с товарищами по кооперативной игре. Вскружив красотке голову, доставайте коробку любви и смотрите, что будет.

Пираты Карибского моря

Сюжет, сеттинг и стелс-миссии – все на первый взгляд соответствует духу и букве сериала. Неожиданностью в Peace Walker стали не миссии, а то, что нужно делать между ними. Как выяснилось, в свободное время Биг Босс просиживает свои милитари-штаны в кресле руководителя: направляет развитие комплекса Outer Heaven, распределяет людские ресурсы Militaires Sans Frontieres, руководит научными исследованиями и даже деятельностью местной столовой! Это важнейшая часть игры, ведь в Peace Walker никакое оружие нельзя отобрать у противников – оружие нужно обязательно производить на базе. Для проведения научной работы нужна исследовательская группа. Им, в свою очередь, необходим ударный отряд – чтобы добывать чертежи, без которых нельзя начать разработку. Информационной поддержкой ударного отряда занимается разведгруппа. Всю эту ораву военных и яйцеголовых нужно кормить (группа общественного питания) и лечить (группа здравоохранения). И не думайте, что управлять Outer Heaven просто: в пяти группах к концу игры может состоять более трех сотен человек! Большей частью база существует независимо от вас: возводятся новые сооружения, сотрудники проводят разведку, получают опыт, заболевают и лечатся. Непосредственного участия требуют, в основном, две вещи: выбор приоритетных исследований и отправка солдат на задания. Эти сторонние миссии, так называемые Outer Ops, проходят в полностью автоматическом режиме – вам остается только снарядить отряд и надеяться на лучшее, ведь в случае неудачного развития событий солдаты могут быть ранены или погибнуть.

Компенсируем отсутствие Райдена. Не спрашивайте.

Вообще если говорить о возможностях, о типах геймплея и дополнительных заданиях – Peace Walker в сериале равных нет. Основная сюжетная кампания из 26 уровней это лишь начало приключений. Когда вы завершите сингл (а это пятнадцать-двадцать часов), база Outer Heaven будет отстроена в лучшем случае наполовину, научные исследования по-хорошему только начаты, а мегапроект игры – строительство собственного метал гира – и вовсе не сдвинется с места. Последняя заставка сингла это, выражаясь словами Черчилля, не начало конца, а только конец начала. Игрока-энтузиаста ждут еще более ста (!) дополнительных заданий, некоторые из которых напрямую связаны с основным сюжетом (например, «Отвлеки врагов, пока Биг Босс сражается с метал гиром»). Выполнение необязательных миссий позволяет развить научно-исследовательские успехи: открыть новые, более продвинутые виды оружия и снаряжения. С их помощью, в свою очередь, можно взяться за еще более сложные задания и даже «секретную» пятую главу сюжетной кампании, главным действующим лицом которой становится агент КГБ Владимир Задорнов (ударение в имени почему-то ставят на последний слог – «ВладимИр»). Пройдя ряд миссий с его участием, вы наконец-то доберетесь до настоящего финала с «самым последним» боссом и, несомненно, будете немало удивлены. Если уж всерьез решиться пройти Peace Walker «до самого конца», на игру можно совершенно спокойно потратить и сорок, и пятьдесят часов – столь огромное количество контента умудрились вместить в нее разработчики.

Интерактивный комикс-флэшбек в концовку третьей части MGS это, безусловно, украшение Peace Walker. Таких заставок в игре вполне могло быть и больше.

Вы добавили в друзья Хидео Кодзиму
Глава студии Kojima Productions и отец сериала Metal Gear Solid известен своей доступностью для фанатов. В прошлом он, например, вел личный блог (к сожалению, Кодзима знает только японский язык) и способствовал появлению на свет официального подкаста студии. Следуя веяниям времени, теперь известный геймдизайнер завел микроблог в Twitter. Там публикуется по несколько постов в день, где он Хидео и его коллеги рассказывают о своей повседневной жизни и делятся мыслями об играх. Впрочем, они всегда остаются по-японски корректными и практически никогда не разглашают в блоге действительно важные новости. Есть у «твиттера» и англоязычный «двойник». Прикоснуться к жизни Kojima Productions можно (предварительно зарегистрировавшись в Twitter) по следующим адресам:
http://twitter.com/Kojima_Hideo (оригинальный японский микроблог)
http://twitter.com/hideo_kojima_en (англоязычный «двойник»)

Снейк-ин

Важной частью игры становится мультиплеер… написали бы мы в превью. Хотя сетевая игра и позиционировалась как ключевая особенность Peace Walker, на самом деле особого проку от нее нет. Во-первых, любые сетевые режимы работают только в через ad hoc, то есть когда несколько владельцев PSP собираются рядом в одном месте. Для соревновательного мультиплеера (до шести человек, дефматч, захват «флага» и баз) такое решение оправданным назвать сложно. Дефматч, наоборот, всегда был тем и интересен, что давал возможность померяться силами с игроками из других стран и городов, и лишать нас этой возможности было совершенно ни к чему. Такой подход вынуждает относиться к мультиплееру по-философски: в конце концов, отличный сетевой Metal Gear уже есть, он называется Metal Gear Online, и плодить его клонов вряд ли нужно.
Другое дело кооперативное прохождение, о важности которого нам так много рассказывали. Отдельной кооперативной кампании в игре нет, но рядом с описанием любой сингл-миссии (как основной, так и дополнительной) стоит пометка, показывающая, сколько игроков эта миссия может в себя вместить. Большинство диверсионных заданий можно проходить в одиночку или вдвоем, в битвах с боссами могут принять участие до четырех человек. Противники от этого сложнее не становятся, поэтому совместная игра – удобный способ одолеть сложного босса. С другой стороны, неленивый игрок запросто может пройти сюжетную кампанию в одиночку: для этого нужно пройти десяток-другой несложных дополнительных миссий и направить усилия ученых в первую очередь на разработку более мощных ракетниц. В общем, все-таки создается ощущение, что кооператив – это не центральная часть игры, а лишь необязательная надстройка над одиночной кампанией. Видимо, он был добавлен в Peace Walker под влиянием потрясающего успеха японских портативных частей Monster Hunter, устроенных как раз по такому принципу.

Мистер Кодзима!
В одной из заставок во время обыска грузовиков в кузове одного из них можно обнаружить… виртуального Хидео Кодзиму! Биг Босс в этой ситуации не растеряется и тут же предложит Кодзиме присоединиться к Militaires Sans Frontieres. Во время следующего перерыва между миссиями вы сможете отправить геймдизайнера в любую из рабочих групп Outer Heaven, хотя лучше всего Кодзиме удается разведка и медицина. Кстати, в других грузовиках можно обнаружить мэскотов Boktai и даже металлическую шестерню. «Метал Гир???» – привычно воскликнет Биг Босс.

В поисках подлинности

Несмотря на сомнительный мультиплеер, в целом у нас нет сомнений, что Peace Walker стал отличной игрой. В пользу этого говорит и передовая графика, и четкий стелс-геймплей, и феноменальное количество контента – основная кампания, дополнительные миссии, отстройка Outer Heaven, кооператив… Но до сих пор мы так и не затронули вопрос из первого абзаца: это ли настоящий Metal Gear Solid на PSP – или нет? Мы, крепко подумав о том, какими качествами должен обладать «настоящий Metal Gear», отвечаем однозначно: нет, Peace Walker – это не он. После слов Хидео Кодзимы о «MGS5 в моем сердце» хочется снять лапшу с ушей и ответить ему следующее. По пунктам.

1. Сюжет.
В «настоящем MGS» сюжет закручен так, что интерпретация событий меняется по ходу игры не меньше трех раз. Ты никогда не знаешь, что случится в следующей миссии и кто на чьей стороне на самом деле. Кроме того, в «номерных» частях сериала всегда показаны ключевые события, на которые потом ссылаются многие следующие «ответвления». Если подойти к Peace Walker с такими стандартами качества, то сразу становится заметно: всю игру герои пережевывают события Snake Eater и под разными предлогами и с разным успехом воскрешают Босс. Нового, по-настоящему своего в Peace Walker очень мало. Более того, «скелет» сюжета удивительно прост: высадившись в Коста-Рике, Биг Босс последовательно идет по следу ядерной бомбы, а в финале находит ее и уничтожает ее носителя. В игре вообще нет ни слова о патриотах, философах, Foxhound или другой какой-либо по-настоящему важной части сюжета. Доходит до смешного: некоторые брифинги исчерпываются фразой «Ну, Снейк, ты знаешь, что делать». Такого в «настоящем MGS» точно быть не должно.

2. Персонажи.
В мире MGS легко отличить хороших персонажей от плохих. Револьвер Оцелот, Ликвид Снейк, Отакон, Райден, Босс, Ева, Грей Фокс, Вамп, да хоть Ольга Гурлюкович – всем им есть место в сердце фаната Metal Gear Solid. Это герои, запомнившиеся своими важными решениями и смелыми, осмысленными действиями. Герои, которых потом «клонировали» в прочих частях сериала. И наоборот, плохие персонажи торопливо произносят свои бестолковые реплики, не вносят сколько-нибудь значимого вклада в происходящее и без следа пропадают из игры, а следом – и из памяти геймера. Легко провести эксперимент: попробуйте вспомнить хоть одного из действующих лиц Portable Ops. Получилось? Уверен, такая же судьба ждет действующих лиц Peace Walker. В игре необычайно много персонажей – настолько, что некоторые появляются в заставках всего один-два раза за игру. Они настолько похожи друг на друга, что ты и к концу игры не успеваешь понять, чем именно Сесиль Каминандес отличается от Аманды Либре. Даже бестолковая девочка Паз появляется на экране ровно два раза: в самом начале и в самом конце, когда ее крадут злодеи. Поневоле думаешь – пусть крадут, я тут при чем? Ситуацию усугубляют еще и боссы, а точнее – их отсутствие. Все важные противники в игре – или техника (БТР, танки, вертолеты), или роботы (вариации на тему метал гира). Все они довольно скучны, всех их нужно побеждать одинаково: наибольшим запасом патронов к наиболее мощной ракетнице. Нестандартных боссов в игре фактически нет.

3. Геймдизайн.
Наконец, геймдизайн. Мы все ждем каждую «номерную» часть MGS, потому что знаем: это будет нечто особенное. В каждой игре разработчики находят какие-то абсолютно новые, смелые и новаторские решения, реализуют свои сумасшедшие и оттого талантливые идеи. В MGS4: Guns of the Patriots – это интерактивные заставки, постановка боев, стареющий Снейк, финальная битва с Ликвидом и многое другое. В MGS3: Snake Eater – поющий тоннель, битва с The End, вся финальная часть игры после победы над Волгиным, последняя «дуэль» с Оцелотом. В MGS2: Sons of Liberty – вся концовка после голой беготни Райдена и слишком много прочего, чтобы перечислять. В первой части MGS – киберниндзя, Психо Мантис, пытки Оцелота и побег из камеры, мордобой с Ликвидом, гонка на армейских джипах. Так вот, Peace Walker прост, консервативен и прямолинеен. Подлинные находки можно пересчитать по пальцам одной руки. Даже бежать из заключения здесь нужно самым скучным образом – взломав замок камеры. Даже сцена пыток – примитивная мини-игра на скорость. Правда о боссах уже была сказана в предыдущем пункте, и это тоже большая потеря.

Другой настоящий

Но разобравшись с вопросом, это ли настоящий MGS на PSP, мы тут же сталкиваемся с еще одной неразрешенной пока проблемой. А нужен ли вообще «настоящий Metal Gear Solid» на портативной консоли? Представьте, что все игры сериала MGS вдруг стали портативными. И посреди «поющего тоннеля» из Snake Eater у вас садится батарейка. Во время пыток Оцелота в первой MGS вы доезжаете на автобусе до своей остановки и вам пора выходить. Или представьте битву с The End с экраном и динамиком PSP. Или эпическую часовую финальную заставку, которую надо будет смотреть в несколько заходов. Это неправильно и неестественно, и вы сто раз пожелаете, чтобы эти же игры были выпущены на домашней консоли (скажем, на PS3). Тогда можно будет спокойно сесть и погрузиться в них вечером, когда не надо никуда торопиться и ничего не отвлекает. Кстати, это желание часто возникает и во время игры в Peace Walker. Игра слишком сложна для PSP, ее обилие функций едва умещается на кнопках консоли. И неслучайно из игры напрочь убрана возможность перемещаться ползком – в портативной игре нужно больше экшна, и прятаться под кроватями и грузовиками, рассчитывая маршруты патрулей, здесь ни к чему.

Так выглядит будущая крепость Outer Heaven. К счастью, она со временем стоит себя сама, иначе игру можно было бы переименовывать в SimGear Solid.

Коллекционируя шестерню
В Северной Америке Peace Walker продается также в формате бандла (т.е. совместного предложения) с самой консолью PlayStation Portable. В комплекте:
– PSP-3000 симпатичного изумрудно-зеленого цвета (Spirited Green);
– карта памяти на 2 гигабайта;
– диск с игрой Metal Gear Solid: Peace Walker;
– внутриигровые предметы: оружие стелс-ган и футболка FOX;
– код на бесплатное скачивание фильма с PlayStation Network.
Издание стоит 200 долларов США (около 6 тысяч российских рублей) и за пределами Америки не продается. В Японии можно купить свое, особенное расширенное издание. В Европе и России, насколько нам известно, совместное издание консоли с Peace Walker не планируется.

Как только ты понимаешь, что «настоящий MGS» и «портативный MGS» – это разные вещи, все сразу встает на свои места и многие решения, принятые авторами Peace Walker, сразу становятся ясными и оправданными. Как мы раньше об этом не подумали – конечно, это не настоящий Metal Gear Solid! Естественно, это не настоящий Metal Gear Solid! Нам нужно перестать сравнивать «маленькие» игры с «большими», а разработчикам – не пудрить нам мозги, а придумать для таких релизов собственное название, какой-нибудь Portable Gear. Ведь как ни крути, а на PlayStation Portable нужен вовсе не настоящий MGS, нужно что-то другое, свое и особенное. С сотнями коротких миссий. С огромным количеством контента, который удержит у экрана на десятки часов. С возможностью обмена чем-нибудь между друзьями-владельцами PSP. С кооперативом для приятеля. Обязательно с элементом коллекционирования, чтобы можно было «собрать их всех». С большим окном статистики и менеджмента. С рейтингами по итогам миссий. Именно под эти требования и создавался Peace Walker, именно им он блестяще и удовлетворяет. Что бы Хидео Кодзима ни говорил, Peace Walker никак не тянет на звание MGS5. Но это отличный, огромнейший сиквел к Portable Ops, и он полностью заслужил свою высокую оценку.

Игорь Сонин
Рецензия из журнала “Страна Игр” №13(310), июль 2010 года

P.S. из 2018 года (Константин Говорун):
Тут хочется только добавить то, что Metal Gear Solid 5 оказался куда ближе к Metal Gear Solid: Peace Walker, чем мы думали. И, наверное, чем бы нам хотелось.

9 комментариев

Популярные

    18+ ЗАПРЕЩЕНО ДЛЯ ДЕТЕЙ