Игры
Триумфальное возвращение японских игр
От Persona 5 и Ni-Oh к Sekiro: Shadows Die Twice и Babylon’s Fall.

Самый удивительный анонс E3 – игра Sekiro: Shadows Die Twice от From Software, боевик о самураях, деньги на который дала Activision, а площадку для анонса – Microsoft. Что происходит, какой сейчас год на дворе?
Японские игры доминировали на рынке двадцать лет назад, но к середине нулевых сильно сдали позиции. Речь и о бизнесе – доля японских компаний на рынке сократилась – и о культурном влиянии – ниндзя и самураи, анимешные мальчики и девочки, гигантские роботы и кавайные зверьки вышли из моды. Исключением оставалась Nintendo, но игры Nintendo (если не считать Fire Emblem и Xenoblade) – не столько “японские”, сколько “игры Nintendo”, вещь в себе. И тут вдруг Sekiro (а еще – переиздание Tales of Vesperia, новая Devil May Cry, файтинг Jump Force) у Microsoft! Новая чисто японская игра о роботах у Nintendo! Ghost of Tsushima у Sony! Анонс Dead or Alive 6, показ Soul Calibur VI! Что вообще происходит?
На самом деле, триумфальное возвращение японских игр было зафиксировано еще в прошлом году. Это не чье-то личное мнение, а консенсус профильной прессы. Список лучших игр 2017 года по версии Metacritic выглядит так:
1. The Legend of Zelda: Breath of the Wild
2. Super Mario Odyssey
3. Persona 5
4. Divinity: Original Sin II
5. Okami HD
6 What Remains of Edith Finch
7. Undertale
8. Mario Kart 8 Deluxe
9. Shovel Knight: Treasure Trove
10. Bayonetta (PC)
Одна новая большая западная игра, три западных инди, три новые большие японские игры и три переиздания японских игр. Даже если учесть, что в лидерах – три релиза от Nintendo (которую все же лучше вынести за скобки), результат поразительный. В 2016 году японских игр в числе лучших было ровно 0 (ноль).
Самое же интересное в 2017 году – то, что впервые за много лет японские игры стали набирать новую аудиторию, а не только с трудом сохранять старую. Persona 5 вдруг стала интересной не только фанатом Shin Megami Tensei. Люди, которые раньше не обращали внимание на японские игры или же агрессивно критиковали их, вдруг открыли для себя Ni-Oh и NieR: Automata (и дело не в дизайне главной героини – разве мало таких было прежде?). После провала Resident Evil 6 неожиданно неплохой оказалась Resident Evil 7. Годами выходящий сериал Yakuza накопил достаточно уважения, чтобы перерасти статус нишевого хита и привлечь к Yakuza 0 неофитов.
Конечно, нельзя недооценивать усилия Nintendo, чья The Legend of Zelda: Breath of the Wild будто сломала какой-то предохранитель в головах, мешавший наслаждаться японским подходом к дизайну и геймдизайну. А еще раньше очень серьезный вклад в рекрутирование совершенно новой аудитории внесла From Software с ее Souls-играми, да и Хидео Кодзима – большой молодец, но именно релизы 2017 года стали переломным моментом. Да и в 2018 году тренд продолжился успехами римейка Shadow of the Colossus и новой Monster Hunter World. В текущем списке самых высоко оцененных игр за 2018 год семь из десяти – японские. Просто чудо какое-то.
Все эти успехи сильно повлияли и на представления западных издательств о том, что может, а что не может продаваться хорошо на современном рынке. Подтвердился спрос на японскую историю (кажется, впервые после затухания сериалов Onimusha, Tenchu, Genji) не только среди фанатов Musou-игр от Tecmo Koei. Подтвердился спрос на гигантских боевых роботов, на странную японщину, на JRPG – все, что мы любили двадцать лет назад. Теперь на производство таких игр будут давать деньги, на их локализацию на Западе будут давать деньги, и это прекрасно.
Не стоит обольщаться, далеко не все японские новинки окажутся хорошими – Daemon X Machina для Nintendo Switch выглядит бедновато, как и та же Sekiro: Shadows Die Twice. Многие анонсы – как Babylon’s Fall от Platinum Games – очень неконкретны. Nintendo на коне, делает великолепную Fire Emblem и продолжает развивать Xenoblade Chronicles, но все же максимум ресурсов вкладывает в типичные для себя релизы, вроде Super Smash Bros и Splatoon. Но с таким потоком анонсов хотя бы часть игр обязана оказаться классной. Не Dead or Alive 6 – так Soul Calibur VI, не Sekiro – так Ni-Oh 2. Впервые за много лет есть смысл съездить на выставку Tokyo Game Show – там будет не две-три действительно интересных демоверсии, а десять-пятнадцать.
На этом празднике фанатов японских видеоигр грустным аутсайдером выглядит Konami, показавшая Hyper Sports R для Nintendo Switch. Есть вопросы и к Square Enix – хотя Kingdom Hearts 3 выглядит хорошо, не очень понятно, что происходит с Final Fantasy. Зато на коне Capcom – благодаря анонсу Devil May Cry 5 и римейк Resident Evil 2, все хорошо у Namco Bandai (Jump Force, Soul Calibur VI, Ace Combat 7), и даже у Sega есть что показать людям (Valkyria Chronicles 4, порты игр цикла Yakuza на PC). Можно было бы закончить текст на словах о том, что “пора всем снова учить японский”, но и это тоже не вполне так – к 2018 году даже JRPG начали официально переводить на русский (как, например, Ni no Kuni II, а началось все еще раньше). Праздник, настоящий праздник.
Константин Говорун
Сказать спасибо:
- Игры5 лет ago
PlayStation не виновата
- Игры5 лет ago
Пост-обзор Final Fantasy XIII
- Игры5 лет ago
Spec Ops: из грязи в князи
- Игры5 лет ago
Почему все говорят об игре “Великий Султан”
- Игры5 лет ago
10 причин поиграть в Arcanum
- Игры5 лет ago
Куда плывут “Корсары: Черная метка”?
- Игры5 лет ago
Светлая сторона YouTube: Alina Gingertail
- Игры5 лет ago
Xbox уходит из России?