Свяжитесь с нами

Игры

Зачем нужна игровая пресса

Главная проблема игровой публицистики со стороны собственно публицистов – в том, что никто друг с другом не разговаривает.

Последние годы я занимаюсь больше новостями на «Канобу» и лонги пишу относительно редко, однако очень заметно, что помнят меня в первую очередь за резкие, категоричные рецензии и колонки. Помнят с эмоциями разными: кто-то рад (очевидно, сказывается заметная нехватка резкой критики в отечественной игропрессе), кто-то – наоборот, пылает от возмущения, что я посмел смешать его любимые игры с грязью. Причем возмущены такие люди, как правило, уже самим фактом, что я какие-то игры яро критикую: нет бы хвалил! Очевидно, у них со мной принципиально расходятся взгляды на то, зачем вообще игровая пресса нужна.

А она, бесспорно, нужна. Раз уж вы читаете этот текст, то, скорее всего, согласитесь со мной, что игры важны; игры – не просто какая-то детская забава и нелепица, а и вид искусства, и огромная индустрия развлечений. Задача прессы – не только рекомендовать те или иные игры к покупке, но и формировать вкусы, и влиять на тренды. Добиваться того, например, чтобы совсем уж конские методы монетизации больше не встречались в играх. Поддерживать лучших представителей жанров и объяснять, что именно в них выдающееся. И, конечно, критиковать игры за то, за что они заслуживают, чтобы в будущем подобного не повторялось, – ведь невозможно решить проблему, не обозначив ее.

Игровая пресса помогает делать игры лучше. Однако она это может делать лишь опосредованно, влияя на создателей и потребителей игр силой убеждения. И поэтому особенно важна аргументация.

Не так принципиально, любит ли человек какую-то игру или нет, – важно то, за что. Важнее всего аргументы, объяснения, тезисы. Мнение есть у каждого человека без исключения – но не каждый способен подкрепить его достаточно убедительной подоплекой. Игровая пресса нужна как раз для того, чтобы обеспечивать читателей текстами аргументированными.

Например, я готов бегать и кричать на каждом углу, что симуляторы ходьбы вроде Gone Home и What Remains of Edith Finch – великолепные, выдающиеся, замечательные игры, а лишний геймплей не нужен. У кого-то еще может быть позиция диаметрально противоположная – есть множество лудофундаменталистов, для которых игра определяется геймплеем и едва ли не наличием Game Over. Примирения тут быть не может: я считаю неправыми их, они – меня; остается лишь защищать и продвигать свою позицию при помощи аргументов – для тех, кто пока не примкнул ни к тому, ни к другому лагерю (а таких всегда большинство). Каждый будет при этом считать, что делает дело правое и отстаивает то, что в играх главное.

Игровую журналистику часто пытаются пристыдить – дескать, вы ничего не расследуете, у вас не настоящая журналистика. Конечно: ведь на деле у нас игровая публицистика. А публицистика – это в первую очередь полемика. И главная проблема игровой публицистики со стороны собственно публицистов – в том, что никто друг с другом не разговаривает. Никто не спорит, не отвечает друг другу. Недавно на Gameland.ru вспоминали мою колонку о файтингах: я хорошо помню, как в следующем номере за тем, где она была опубликована, была оппонирующая колонка от Спейсмена, где он отвечал на мои аргументы своими. Это – отличный пример того, как все и должно быть. На деле же, увы, пресса, как правило, ограничивается дежурными рецензиями и сухими дежурными спецматериалами на актуальные темы. Впрочем, делает она это во многом потому, что именно такие форматы наиболее востребованы, в отличие от ярких мнений.

Действительно, значительная часть проблемы находится на стороне читателей. Для них личности заменяются изданиями, в которых работают; читатели часто даже не пытаются понять, что разным играм ставят оценки разные люди, и выдвигают авторам претензии за позиции других авторов. Читатели по-прежнему в массе своей страдают от аллергии на субъективность, под объективностью понимая обычно свою позицию. Или, как я уже упоминал, в принципе возражают против ярой критики. Но если игры не критиковать, то пресса превратится в придаток игровых пиарщиков. И тогда она действительно потеряет всякий смысл.

Поэтому я и пишу эту колонку. У меня есть мое понимание того, какой должна быть игровая пресса и в чем ее суть; многие со мной не согласятся принципиально. Но я надеюсь на то, что люди, не относящиеся к моим убежденным оппонентам, обратят внимание на мои тезисы и, возможно, прислушаются к ним и станут относиться к прессе, возможно, чуть менее пренебрежительно. Конечно, современный геймер не нуждается в гиде по покупкам: у него есть весь Интернет с «Метакритиком», он сам себе на уме и знает (или, по крайней мере, уверен, что знает) об индустрии не меньше среднего автора по палате. Но наверняка найдется какой-нибудь автор (а, возможно, и не один), чья позиция сможет заинтересовать и за чьими размышлениями читателю будет любопытно следить. С ним можно не соглашаться в каких-то моментах – с ним можно и даже нужно спорить – но, на мой взгляд, резонно представлять этого автора как рупор той позиции, что вы с ним разделяете. А его материалы – те, где, на ваш взгляд, аргументы наиболее сильны, – распространять, показывать другим. И чем больше будет авторов с яркими, развернутыми, последовательными позициями, тем лучше будет для всех.

Сергей Цилюрик

Сказать спасибо:

9 комментариев

Популярные

18+ ЗАПРЕЩЕНО ДЛЯ ДЕТЕЙ