Свяжитесь с нами

Игры

Рецензия на Star Ocean: The Last Hope

Ее можно рекомендовать всем поклонникам RPG – даже тем, кто до сих пор предпочитал только Fallout и The Elder Scrolls.

Жил в деревне самый обычный паренек, ловил рыбу, ухлестывал за девчонками, а потом – бац – проснулось древнее зло и сожгло родную хату. Далее – путешествие в далекие страны, драконы и принцессы, в финале – спасение Вселенной. Сценаристы любят этот ход. Случайное стечение обстоятельств дает рядовому человеку – такому же, как сам геймер, – ключи от судеб миллионов. Примерно то же произошло с игрой Star Ocean: The Last Hope в 2009 году.

В последние годы с жанром консольных RPG творятся странности – новинки, вроде бы, и выходят, но не те, не на тех платформах, и популярностью не пользуются. Душу не греют. Многие классические циклы, вроде Breath of Fire, Wild Arms, Grandia, Suikoden, Lunar, Seiken Densetsu, незаметно сошли со сцены или потеряли былой блеск. Последняя надежда – Final Fantasy XIII, эдакий рыцарь в сияющих доспехах из волшебного замка, который придет и исправит все. Но сколько еще ждать ее появления! Самым главным защитником жанра оказалась Microsoft – ей RPG нужны для крестового похода в Японию. Ведь каждый релиз приносит Xbox 360 сотню тысяч новых поклонников в Стране восходящего солнца; все другие способы не работают. У компании уже есть своя Dragon Quest – Blue Dragon, своя Final Fantasy – Lost Odyssey. И теперь появилась Star Ocean: The Last Hope – RPG, призванная заменить «все остальное». Во времена Super Nintendo, PS one, PlayStation 2 цикл Star Ocean был хорошо известен, однако никогда не упоминался в числе самых лучших. Просто – «еще одна хорошая JRPG» среди многих. Но так уж вышло, что в 2009 году честь жанра защищают только четвертая, заключительная часть Star Ocean и бесконечная сантабарбара Tales of. И для нынешнего геймера, прожившего последние два-три года на DS-релизах и четвертой «Персоне» в ожидании того, когда же на некстгене все начнется по-настоящему, Star Ocean: The Last Hope – тот самый деревенский мальчик с ржавым мечом, который докажет, что жанр – жив.

У маленькой девочки Лимл есть домашнее животное – Цербер из глубин ада. Только на хвосте у него повязан розовый бант.

В Интернете знают, что…

Все было бы очень просто, окажись Star Ocean: The Last Hope обычным сиквелом – третьей частью, но в HD и с новым сюжетом. Однако первые же дискуссии после релиза прошли на повышенных тонах. Одни геймеры – и в России, и на Западе – рассыпались в похвалах. Дескать, сорок часов счастья, и впереди еще шестьдесят – до свидания, работа и учеба. Другие рвали на себе рубашку в попытках растоптать и унизить Star Ocean – скучно, отвратительно, старомодно. Быстро выяснялось, что критики уделили четвертому выпуску максимум час, а затем бросили (это к вопросу о культуре потребления видеоигр и доступности пиратских релизов). А некоторым и вовсе хватило YouTube-ролика с отрывками из сюжетных сцен. Посмотрели, не понравилось –до свидания. Примерно то же вышло с оценками в прессе – они разнятся от 5 баллов из 10 в известных европейских изданиях до 34/40 в Famitsu и 8 из 10 на популярных американских интернет-порталах. Где же истина?

В бою принимает участие до четырех персонажей. В любой момент их можно сменить на резервистов.

Вход с попкорном запрещен

Включаем первый диск, смотрим впечатляющий вступительный ролик, переходим к диалогам на движке… WTF?! Действительно, поначалу впечатление об игре складывается довольно странное. Кажется, что персонажи – шаблонные, сюжет – стандартный, шутки – дурацкие. Но потом The Last Hope бьет по мозгам. Один раз. Второй. Третий. Ты ловишь волну, и погружаешься в волшебный мир звездного океана на десятки часов. Для этого, однако, нужно быть открытым для понимания JRPG вообще. Когда-то давно, когда я писал о лидерах жанра для PS one, то сравнивал их с театральными постановками. Да и на SNES еще было так же: две кучки пикселей шевелятся, а мы смотрим и понимаем – драма! Сейчас принято делать кинематографичные игры, чтобы камера правильные ракурсы выбирала, экшн-сцены завораживали, диалоги оказывались как на подбор проникновенными, а физиономии реалистичными. Или, напротив, общение персонажей сводится к ведрам текста, наговариваемого головами с лип-синком. Сюжет разжевывается, подается на блюдечке. А тут не так. Герой ножкой топнул, или интонацию изменил, – и реагировать надо на его поведение, а не на субтитры. Существенная часть истории вообще остается за кадром. В итоге приходится думать не о том, что герой сказал, а о том, что имел в виду на самом деле. Потому что каждый NPC и всякий жест в диалоге – здесь не просто так. И в этом смысле The Last Hope столь же полна условностей, что и копошение кучек пикселей пятнадцать лет назад. Только графика теперь трехмерная и красивая. Но даже с учетом всех этих миллионов полигонов и шейдеров-фигейдеров настоящую «картинку» геймер дорисовывает в уме. С помощью собственного воображения. Если не получается – извините, вам с жанром не по пути. Это нормально – миллионы людей кино смотрят, а драматических спектаклей сторонятся.

Нельзя сказать, что диалоги сами по себе имеют какую-то особенную художественную ценность. Но так обстоят дела в почти любой игре.

Дело даже не только в подаче сюжета. У игры есть своеобразная система распознавания «свой-чужой». Если вас в самом начале стошнит от гиперактивной девочки-отаку с земной базы, четвертый выпуск не для вас. Убьет первый же босс (кстати, единственный, прямо перед которым нет сейв-точки) – тоже. Не возьмете вовремя скилл «отображать на карте сундуки» – будете потом искать их наобум и ругаться матом. Требования к JRPG-стажу – как раз минимальные; новинка рассчитана на широкую аудиторию, а не хардкорных фанатов «тех самых настоящих JRPG из девяностых». Наверное, самое показательное здесь – вопрос, который задают при выборе уровня сложности в меню: «Есть ли у вас опыт игр с боями в реальном времени?». Если вы понимаете, зачем его задают, – с The Last Hope разберетесь. Не знаете – тоже, если вы в принципе представляете, за что садитесь и не путаете игру со Star Control или Dead Space. Да, полезно еще и любить книжки Хайнлайна или, скажем, Гарри Гаррисона. Ведь вас ждет настоящая научная фантастика.

Путешествия
Уже в самом начале вы можете свободно перемещаться между двумя-тремя доступными планетами – за исключением случаев, когда корабль сломан или улетел черт знает куда. По мере прохождения список портов расширится. Возвращаясь назад, можно пополнять запасы в магазине, выполнять дополнительные квесты, да и просто добывать руду или собирать ягоды. Проблема, правда, в том, что на поздних стадиях при таких перемещениях придется менять диски (всего их в Star Ocean три) – это неудобно. Да и, к сожалению, не на всех планетах города с магазинами и NPC находятся рядом с местом посадки корабля – до них нужно топать пять-десять минут, что тоже не очень радует.

Ни нашим, ни вашим

Сюрприз: среди хулителей Star Ocean есть не только ненавистники консолей и японских видеоигр, но и самые что ни на есть хардкорные фанаты JRPG и аниме. Многие западные критики так и не смогли внятно объяснить, что же именно им не нравится, ограничившись расплывчатым «fails to inspire». Мы предвидели нечто подобное еще на Tokyo Game Show 2008, где тесно общались с разработчиками игры. Посмотрите внимательно на скриншоты, особенно из сюжетных роликов. Модели персонажей – не псевдореалистичные, как в Final Fantasy, не характерно анимешные, как в Tales of; не применяется ни один из вариантов cel-shading, как в Valkyria Chronicles. Создатели намеренно дистанцировались от конкурентов и сделали лица и фигуры персонажей «кукольными». Такой вот вариант использования графических мощностей Xbox 360. Тогда, на TGS, мы удовлетворились этим ответом.

Мирия лидирует по размеру… ушей. И еще она чертовски напоминает повзрослевшую Рику из Phantasy Star IV.

В финальной версии выяснилось, что «кукольный» подход вызывает массу проблем. Анимация персонажей вышла очень топорной – будто конечности подвешены на веревочках и управляются неведомым фокусником. Иногда это более заметно, иногда – меньше, и совсем не выглядит художественным приемом. Скорее – недоработкой. Кроме того, новая техника отображения лиц не дает верно определить возраст персонажей. В любой Final Fantasy или, скажем, в недавней Valkyria Chronicles несложно понять, кто перед нами – мальчик, юноша или взрослый мужик. В The Last Hope строгий офицер сорока лет от роду похож на сорванца из соседнего подъезда, который приклеил себе усы скотчем, напялил на голову отцовскую фуражку и только притворяется космонавтом. Поэтому в диалогах сложно ассоциировать реплики, озвученные взрослыми актерами, с персонажами, которые шевелят губами. Кажется, будто с синхронизацией видеоряда произошла какая-то ошибка, и на самом деле говорят совсем другие люди где-то за кадром. Вполне возможно, что виновата локализация – актеров подобрали под заявленный в дизайн-документе возраст, но для реальных персонажей они не подходят. А возможность поставить японскую озвучку с субтитрами на английском, к сожалению, отсутствует. Все вышесказанное – не смертный приговор игре. Достаточно настроиться на нужную волну – и все пойдет как по маслу. Японцам вышесказанное и вовсе может казаться нормальным – эдакая интерактивная версия театра кабуки, где все еще более условно. Но наши геймеры где-то раз в два-три часа будут отыскивать что-нибудь раздражающее . Вот здесь-то и кроется секрет того самого fails to inspire – когда внезапно выныриваешь из игры, озираешься по сторонам и задаешь вопрос: «Боже, что я здесь делаю?!» Так что решайте для себя, готовы ли вы терпеть такую ложку – даже с горкой – дегтя в бочке меда или нет.

Постмодернизм лайт

Еще одна особенность The Last Hope: в ней можно найти все, что имеет отношение к видеоиграм, аниме, Японии, консольным RPG и, если идти дальше, интересам типичных современных геймеров. Как будто Принц из «Катамари» по культурному контексту двухтысячных прошелся. Fallout, миниатюрный адронный коллайдер, «Чужие», Dragon Quest, девочки-кошки, космические эльфы, Стар Трек, маленькие зеленые человечки, ангелы из Neon Genesis Evangelion, фэнтезийные JRPG, дейтинг-симулятор, Зона 51, джедаи со световыми мечами, чокобо и «Алиса в стране чудес». Похоже на «Илион» Дэна Симмонса, только без цитат из Марселя Пруста. И все это вплетено в связный и совершенно непредказуемый сюжет. Не комедия – совсем нет, хотя юмористических вставок полно. Как и любая классическая JRPG, The Last Hope умело манипулирует эмоциями геймера, раскачивая его душевное состояние то в одну, то в другую сторону. Помните, как Final Fantasy VII заставила полюбить девочку-цветочницу, а затем убила ее прямо на ваших глазах? Персонажи The Last Hope станут вашими друзьями, вы узнаете все об их стра­хах, комплексах, тайных привязанностях, дурных привычках, мечтах, радостях. Вы распределяете свою команду по каютам, пробуя подселить главного героя к одной из девушек, и смотрите, что же из этого получается. А потом он буквально выходит из строя на десять часов игрового времени, потому что жизненное кредо деревенского мальчика со ржавым мечом наткнулось на стену суровой реальности. Психологический срыв – и подруга детства объявляет капитана недееспособным и берет управление кораблем на себя. В The Last Hope немало шаблонных персонажей и просчитываемых сюжетных ходов – это правда. Вот только заканчиваются истории героев совсем не так, как вы привыкли. Фигурально выражаясь, маленькая девочка отправит вас на поиски пропавшего котенка – и вы найдете его, но мертвым. Или живым, но перекрашенным в ядовито-фиолетовый. Вы спасете планету, но не ту и не так, как изначально предполагали. Уничтожите Землю, и, опять же, шесть миллиардов жизней окажутся достаточной ценой для того, чтобы продолжить миссию. Такое ощущение, что Star Ocean: The Last Hope задумывалась как ультимативная традиционная JRPG. Которая, благодаря давно внедренной реалтаймовой системе боя (без чего сейчас денег на проект не дают) и хорошим продажам предыдущей части, получила право на существование, причем и бюджет на нее выделили немалый, чтобы графика получилась не как в Disgaea 3. И разработчики решили напоследок бабахнуть из всех орудий. Пусть, мол, коллеги из внутренних студий бывшей Square не слишком зазнаются.

Гигантские инопланетные твари – боссы с огромным количеством HP (иногда оно даже «не определено» – лупишь гада, не понимая, сколько еще у него осталось сил).

Система боя
Драки в Star Ocean идут в реальном времени, причем управляете вы только одним персонажем. Остальными руководит AI. Основных кнопок четыре: атака, прыжок и два шифта, на которые «подвешены» спецприемы. Если враг слабый, этого более чем достаточно. Однако в любой момент можно выйти в меню и отдать нужному герою особый приказ. Все действие в этот момент замирает: не придется спешить, выбирая в длинном перечне предметов аптечку, либо решая, огненная или ледяная магия эффективнее справится с монстром. Получив команду, персонаж выполняет ее не сразу, а тратит какое-то время на «подготовку». Продолжительность этой фазы зависит от типа атаки – аптечки применяются довольно быстро, а магия заряжается пять-семь секунд. В этот момент боец уязвим – например, противник может прервать заклинание, ударив колдуна мечом. Ваши собственные мечники всегда должны прикрывать магов и лучников. Такая двойная схема (реальное время плюс команды на паузе) делает бои одновременно и зрелищными, и глубокими – от вашей реакции зависит гораздо меньше, чем от смекалки.

Огонь из всех орудий!

При этом – и со мной наверняка согласится любой вменяемый эксперт по играм на Западе – все остальные аспекты The Last Hope выполнены отлично. Графика – современная, а дизайн инопланетных пейзажей, например, не хуже, чем в Mass Effect. Но главное – это, конечно же, огромный потенциал боевой механики и тесно связанной с ней системы коллекционирования/синтеза предметов. Есть мнение, что всю игру можно пройти долбежкой по кнопке «А», но оно неверно. На той же презентации на Tokyo Game Show 2009 продюсер пояснил, что драки устроены так же, как в третьей части; добавлены только механизм «Sight In – Sight Out» (в английской версии его назвали Blindslide), да еще режим Rush плюс комбо-связки («сцепляются» суперудары и магические атаки нескольких членов команды). Ах да, появились прыжки. И это, знаете, довольно много. В первый час вы робко опробуете механику Blindslide – контратак, основанных на уходе из поля зрения противника (зажимаете кнопку прыжка, ждете, пока враг начнет заряжать удар, жмете вперед, – уклонение срабатывает, а дальше уже можно бить). С лечением на первых этапах сложно – магии Healing нет ни у кого, а аптечек всегда не хватает. Поэтому пропускать удары попросту нельзя. Затем такая тактика потеряет актуальность, и Blindslide станет способом наносить большой единовременный урон по «толстокожему» противнику – все лучше, чем долбиться в лоб по чуть-чуть. Наконец, вы откроете для себя Bonus Board – табличку, куда заносятся достижения на поле боя. Добили врага критическим ударом – получили синюю плюшку; каждая такая увеличивает количество набранных очков опыта на десять процентов. И тут Blindslide из средства выживания или оружия победы превратится в способ… прокачиваться быстрее. А вот прелесть прыжка вы оцените в следующей ситуации: вся команда мертва, за одной оставшейся в живых девочкой бегают три солдата с автоматами и буквально не дают остановиться и применить аптечку. Несколько кульбитов – и у вас есть лишняя секунда, чтобы войти в меню и подлечиться. Затем намеренно пропускаете несколько атак, набираете линейку ярости, переходите в режим Rush Combo, и со вздохом облегчения расслабляетесь, – победа за вами.

У этого киборга, чтоб вы знали, есть жена. Тем не менее, на девочку в костюме викторианской служанки он реагирует очень правильно. По-мужски.

Часто задают вопрос – а зачем вообще в RPG бои? Ведь когда они слишком сложные, то мешают наслаждаться сюжетом. А когда простые (то самое «тыкаешь в одну кнопку – все умирают») – непонятно, в чем вообще смысл. На самом деле, задача геймера в RPG – так управлять командой, чтобы она могла справиться с боссами. Рядовые враги нужны для прокачки параметров персонажей, а также для проверки эффективности атак или тактических схем (то бишь, для тренировки навыков самого игрока). Если все в порядке, неприятели действительно мрут как мухи – вы молодец. А вот если три несчастные пчелы затыкивают ваших космических рейнджеров до смерти – что-то где-то вы недоглядели, и к боссу пока идти рано. В The Last Hope нет случайных стычек, и как только вы сочтете, что достаточно сильны, сможете без труда оббежать всех потенциальных противников – «лишних» боев нет. Но расслабиться надолго не выйдет – раз за разом игра будет подкидывать сюрпризы, заставляя адаптироваться к новым условиям.

Рецепт атомной бомбы

У The Last Hope есть и еще одна сторона – коллекционирование. Например, вы научились валить пчел за пять секунд реального времени. Драться со зловредными насекомыми уже неинтересно. Но из них вываливаются предметы, из которых в корабельном синтезаторе можно наклепать что-нибудь полезное. Или на базе колонистов выдали квест «принесите мне десять крысиных хвостов». И появляется стимул гоняться за несчастными монстрами по всей планете. Более того – завалив очень много тварей, вы «на сто процентов» изучите их повадки и сильные/слабые стороны и сможете инкрустировать заметками специальный monster jewel. Экипируете его персонажу – получаете пятнадцать очков интеллекта. Тоже польза.

Лимонный сок, как выясняется, производится из лимонов и воды. Логично, правда? Точно так же можно изготовить электромагнитную бомбу, рунный меч, карту огненной магии или суши. Нет проблем и с превращением серебра в золота – лишь бы ингредиентов хватило.

Ничего совсем ненужного в The Last Hope нет, хотя каждый геймер сам для себе выберет, какие элементы геймплея использовать, а какие – нет. На двадцать шестом часу я столкнулся с боссом, убившим меня пять раз подряд. Варианты дальнейших действий были совершенно очевидны – потратить время на классическую прокачку, похимичить с оружием и добавить ему дополнительные возможности, наклепать пару десятков сильных атакующих предметов (их эффект не зависит от характеристик – закидывать босса бомбами способен любой). Я посмотрел на список исходных материалов в наличии, увидел, что пороха не хватает, а с металлами все в порядке, и выбрал второе. Перед боем еще накормил файтеров свежеприготовленными говяжьими стейками (+30 к атаке на ближайшие три боя), а магов – суши (+30 к интеллекту). И все – враг был обречен. Впрочем, еще в самом начале игры я мог целиком и полностью отказаться от коллекционирования, и все очки опыта тратить на боевые навыки, а не кулинарию и алхимию. И тоже победил бы.

Наша прелесть

The Last Hope предлагает очень многое, но ничего не навязывает. Сюжетные ролики разрешено пропускать, ограничившись текстовым синопсисом (к нему всегда удастся вернуться через меню). Юмористические вставки на корабле – проспать в каюте. Игра стимулирует бэктрекинг (получил огненное кольцо – вернулся на предыдущую планету за ледяными сундуками), но не обязывает возвращаться на знакомые локации – и оружие, и ценные предметы можно получить другим способом. Когда проходишь The Last Hope по первому разу, видно, что разработчики намекают: лучше вернуться к ней еще дважды, а то и трижды. Только так, например, можно изучить все повадки убившего меня пять раз босса и инкрустировать его способности в monster jewel. Игра раскрывает перед вами все многообразие возможностей постепенно – от планеты к планете, с каждым новым героем. В темпе, не дающем заскучать.

The Last Hope, по-хорошему, можно рекомендовать всем поклонникам RPG – даже тем, кто до сих пор предпочитал только Fallout и The Elder Scrolls. Да и любым гейме­рам, желающим приобщиться к жанру, кроме совсем уж начинающих. Здесь нет дремучих пережитков Final Fantasy двенадцатилетней давности – все очень быстро, удобно, интуитивно, современно. Игра не настолько прямолинейна, как Grandia II, но не так хардкорна и старомодна, как Blue Dragon. Среди персонажей есть и дети, и подростки, и юноша с девушкой, и взрослые люди. Главная проблема, повторюсь, – спорное решение дизайнеров, которое пришлось не по вкусу и некоторым сотрудникам редакции «СИ». Обязательно посмотрите обзор на диске, прежде чем идти в магазин. Впрочем, если б оформлять The Last Hope поручили Тецуе Номуре и пересняли диалоги в CG-видео (что решило бы все проблемы), то игру мы увидели бы не раньше 2014 года. А спасать жанр JRPG нужно именно здесь, именно сейчас. Создатели четвертой части Star Ocean выложились на полную, чтобы прыгнуть выше установленной ими же в прошлом планки, отработать и за себя, и за все канувшие в Лету ролевые циклы. И им это удалось.

Константин Говорун
Рецензия из журнала “Страна Игр” №14(287), июль 2009 года

P.S. из 2018 года (Константин Говорун):

Удивительно, но даже сейчас я мог бы грубо сказать, что Star Ocean: The Last Hope – последняя действительно классная большая JRPG. “Грубо” – потому что хорошие игры в этом жанре выходили, конечно, и позже. Но дело в том, что это последний раз, когда я знал, что если выходит новая JRPG под знакомым брендом, то надо брать – она точно понравится (в большей или меньшей степени – но понравится).

Кроме того, в той Star Ocean уже, по сути, был намечен путь, по которому жанр должен был эволюционировать (от старых JRPG а-ля Dragon Quest с пошаговыми боями). Структура игры, на самом-то деле, очень напоминала Mass Effect (здесь тоже есть своя “Нормандия”, и других пересечений тоже много). Открытый мир (разумного размера, в котором не тонешь), изобретательный и полезный крафт, куча интересных сеттингов внутри одной игры, зрелищная (но при этом не тупая) боевая механика, команда ярких и разнообразных персонажей с интересной предысторией, нетривиальный сюжет (но с фансервисом, конечно). Если бы Final Fantasy XV, например, была построена по этому же образцу, но с другим, более реалистичным дизайном персонажей, было бы отлично. Но в реальности разве что Ni no Kuni 2 пошла примерно по тому же пути (только с совсем мультяшными персонажами), но на это потребовалось девять лет без прогресса.

34 комментария

Популярные

18+ ЗАПРЕЩЕНО ДЛЯ ДЕТЕЙ