Свяжитесь с нами

Игры

Сталин против марсиан

Великолепный арт-объект, отличное высказывание на тему российской игровой индустрии нулевых.

На дворе 1942 год. Лето. В Сибири неожиданно высаживаются марсиане. Событие настолько важное, что операцию против инопланетных супостатов берет под свой контроль лично товарищ Сталин. Операция секретная, и факт высадки инопланетных войск скрывается.

Когда в Интернете появились первые анонсы этой замечательной стратегии, люди взвыли. Труднее всего было поверить в то, что игра действительно находится в разработке, и это не просто удачная первоапрельская шутка. Тем не менее, даже финансовый кризис не торпедировал проект. Творческий коллектив сменил одного издателя в России на другого, заручился поддержкой шведской компании Paradox и закончил работу в срок. Финальную версию «Сталина» перед релизом предоставили «Стране Игр» – в смысле мне, главному редактору лично.

Главная проблема со «Сталиным» – в том, что игру многие по-прежнему не воспринимают всерьез. Кто-то вспоминает о предыдущих проектах Александра Щербакова в жанре интерактивных новелл – дескать, вряд ли он может сделать «настоящую игру». У других, повторюсь, в голове не укладывается то, что «Сталин против марсиан» может существовать. Есть и люди, считающие, что «Сталин» позорит российскую игровую индустрию, и ставящие палки в колеса разработчикам. Тем не менее, промо-ролик в Интернете посмотрели сотни тысяч человек и в России, и на Западе. Интервью Александра Щербакова западным СМИ пестрят комментариями читателей в духе «я хочу эту игру!» И, если вам просто нужно принять решение о покупке, то вот вам мой совет: «Да, брать нужно». Хотя и не затем, зачем обычно на компьютер устанавливают свежие стратегии.

Начну с того, что в «Сталина» бессмысленно играть без звука и без чувства юмора. Потому что это в первую очередь аудиовизуальное произведение, а уже во вторую – стратегия в реальном времени, где надо выполнять какие-то задания, проходить миссии. «Сталин» не имеет никакого отношения к трем с лишним десятилетиям существования культуры геймдизайна – это порождение современного Интернета, в духе смешных роликов на YouTube, блоггерских мемов о медведе и флешевых игрушек о пингвинах. Если вы понимаете, о чем я, и одобряете, то «Сталин» – игра для вас.

В Интернете широко распространено выражение «унылое говно». Этот ярлык можно вешать на современные игры (Resident Evil 5), фильмы («Обитаемый остров»), книги (последний Акунин). К качеству и популярности продукта это имеет мало отношения – чисто субъективная характеристика. Определяется интернет-персонажами, формирующими вкус Интернет-аудитории. Так вот, «Сталин против марсиан» – что угодно, но только не «унылое говно». Эта стратегия – со всей ее красной магией, танцующим Вождем народов, неуязвимыми медведями и содранными из голливудских мультиков инопланетянами – настолько в тренде, что местами становится страшно. Наш редактор Илья Ченцов возопил: «Неужели современные игры – настолько унылое говно, что теперь внезапно стало востребованным говно веселое»? Косвенный ответ на этот вопрос содержится в FAQ на официальном сайте. Там, правда, спрашивают, уверены ли разработчики в том, что «Сталин против марсиан» станет лучшей отечественной стратегией года. Зуб дают. По одной простой причине: ничего более приличного почти наверняка (и кризис тут – в помощь) не появится. Nival Interactive, работавшей над “Блицкригом» и Silent Storm, нет. «В тылу врага 3» не планируется. Да и, если уж совсем честно, классические стратегии по мотивам Второй мировой уже поднадоели. И именно поэтому они по умолчанию и при всем уважении к – «унылое говно». Веселое всяко интереснее.

«Сталин против марсиан» использует движок второго «Блицкрига» – как следствие, выглядит, как самая настоящая RTS (ну, может, не самая дорогая и где-то двухлетней давности). Под вашим командованием оказываются отряды солдат (пехота или спецназ) и боевая техника времен Великой Отечественной. Резиновая рамка, управление point-and-click, мини-карта местности – все, к чему вы привыкли. Есть даже простая экономическая модель: за уничтожение инопланетян вы получаете деньги, а с их помощью можно вызывать подкрепления и использовать красную магию (заклинания носят названия, вроде «гимн СССР», «сталинские соколы»). Из инопланетян вываливаются бонусы в духе «+10 к атаке» или «+30 к скорости». Самые полезные лечат боевую технику и солдат – это открывает большие возможности для микроменеджмента. Если приблизить камеру к полю боя, видно, что отряды солдат смоделированы с большой точностью, против мелких врагов-пикминов используют стрелковое оружие, а жирных (условный аналог танков) забрасывают гранатами. Все как у взрослых. Похоже на игру. Есть, правда, одна маленькая тонкость. За последние годы в России было выпущено немало подобных «как бы RTS». Большая их часть не была отрецензирована в «СИ» по причине низкого качества и в лучшем случае попала в «Дайджест». Но, повторюсь, по причине кризиса все эти «как бы RTS» отправятся прямиком на свалку, а «Сталин» – нет.

Как ни странно, но игровая механика и геймдизайн в RTS – не единственный способ развлечь геймера. Помните, как в Warcraft III (да и второй части) было весело тыкать в юнитов и слушать, что они говорят? А в русской версии? А в легальной? А еще – помните музыку в Dune 2 или Command & Conquer? А видеоролики из Red Alert? Вспомните, как часто вы слышали о том, что никакого баланса в C&C нет, зато все очень ярко и весело, поэтому игра и нравится. Это ни для кого не секрет, но разработчики «Сталина против марсиан» первыми не только сказали, что король – голый, но и заставили его танцевать.

Герой нынешней как бы рецензии – эдакий диджейский сет для медитативного истребления марсиан под зажигательную музыку. Вы тыкаете в танк – он отзывается: «My name is Ivan. I like you». Прибывающие в точку респауна спецназовцы шипят: «Reinforcements from KGB». За первую же миссию вы наслушаетесь и о ведущей роли партии, и о гидре мирового империализма. На фоне – ни к чему не обязывающий европоп девяностых. После четвертого уровня вам выдадут видеоролик с концертом инопланетян на Красной площади – уже в стиле death metal. И это только начало. Нельзя сказать, что игра пародирует Red Alert, или что это сатирическое произведение с глубоким подтекстом. Это и издевка тоже – но только над той частью российской игровой индустрии, что с постной миной «занимается бизнесом» и выпускает один серый продукт за другим. Над людьми, не умеющими улыбаться и веселиться. И, разумеется, над западными стереотипами о России.

Естественно, в наше время, когда половина страны угорает от шуток Петросяна, а другая – играет в квесты о Петьке и Василии Ивановиче, даже и боязно садиться за смешную игру. В ранней версии «Сталина» интерфейс изобиловал «скотоюмором», добавленным туда инициативными сотрудниками без ведома геймдизайнера. Заглядывавшие мне через плечо коллеги охотно верили в то, что игра выйдет с надписями в духе «обжектив» или «спасти игру» (понятное дело, что их быстро убрали). Выдержать стиль и не скатиться в болото «ржачного трэша» – задача очень сложная, и с ней разработчики, к счастью, справились. Посмеяться над клюквой, над штампами в духе борща, калинки-малинки, самоваров и пирогов – да. Туалетный юмор – в топку. Удала сь им и еще более непростая штука – помахать красной тряпкой перед носом патриотов, либералов, западников, националистов, коммунистов, ненавистников игр, геймеров, отечественных издателей и разработчиков – и при этом не выдать народу собственных представлений о мироустройстве. Вам кажется, что они оправдывают преступления режима? В одном из заданий Сталин заставляет вас приносить в жертву солдат на шаманских алтарях – о чем тут еще можно говорить? Вам кажется, что игра оскорбляет нашу с вами Родину? Закройте глаза, подышите пять минут и подумайте, чем же конкретно. Вы можете удивиться, сколько застарелых бревен в глазах и лапши на ушах вы можете у себя обнаружить.

Проходя миссию за миссией, вы то тут, то там будете подмечать интересные находки, начиная с того самого микроменеджмента и заканчивая гениальными фотографиями с подписью «найдите десять отличий», которые показываются на экране загрузки. На каждом уровне появляются новые типы монстров (они «как будто пришли из какой-то нинтендовской игры, и это нормально», – примерно так считают разработчики) и человеческих юнитов (это как раз не очень интересно). Некоторые задания вполне могли быть применены и в классической RTS. Но все же ставить оценку «Сталину против марсиан» – примерно то же, что выносить вердикт «Правде о девятой роте» или Wii Music. Это не вполне игра, и ее можно описать только текстом.

В прошлом году я писал нечто подобное о предыдущей игре Александра Щербакова – «Красном космосе». Там я сказал что-то вроде того, что будущее отечественной индустрии – за подобными интерактивными новеллами. Я ошибся в одном – мне и в голову не пришло, что самовыражаться таким образом можно и в других жанрах. И повторюсь, что тогда я убил два вечера на «Красный космос», ища все возможные концовки. Параллельно со мной игру изучали Наташа Одинцова и Алексей Дубинский. Мы перезванивались, обсуждали сценарий, варианты действий – было очень здорово. Со «Сталиным» похожая история – я включил версию и завис за ней на три часа, утром чуть было не опоздав на работу. И здесь просто нет смысла говорить что-то о графике, игровой механике, объективном сравнении с другими RTS. Надо покупать, играть, записывать смешное видео, выкладывать в ЖЖ и обсуждать с друзьями. А потом (если в душе все закипит) – собирать команду и делать что-то свое. Или собрать ворох комментов и через пару дней вернуться к настоящим хитам, вроде Metal Gear Solid и Final Fantasy. До тех пор, пока не выйдет «Евгений Онегин».

Константин Говорун
Статья из журнала “Страна Игр” №7(280), апрель 2009 года

P.S. из 2018 года (Константин Говорун):
В настоящее время игру официально можно скачать бесплатно на сайте Myabandonware.

Да, и я до сих пор считаю, что это великолепный арт-объект, отличное высказывание на тему российской игровой индустрии нулевых. Хотя и не игра, конечно. Не зря в “СИ” не было формальной рецензии с оценкой и плюсами-минусами.

3 комментария

Популярные

18+ ЗАПРЕЩЕНО ДЛЯ ДЕТЕЙ