Свяжитесь с нами

Игры

Почему “Наша игра” – это важно

Книга получилось сырой, но польза от нее все равно есть.

На “Игромире” мне в руки попала книга “Наша игра. История. Бизнес. Возможности”. Именно попала – в обмен на интервью об истории “Страны Игр” и IGN Russia я получил авторский экземпляр. Сейчас, через полтора месяца, я ее дочитал и могу сказать о ней так: полезно, но сыро.

“Наша игра” – книга обо всем сразу: о разработке российских игр, об издании зарубежных, о локализации и о профильной прессе. Есть даже графики и цифры по локальному рынку – как раз к вопросу о бизнесе и возможностях. Специально для нее автор собрал комментарии всех, до кого смог дотянуться, – от Сергея Зыкова из “Нового диска” до Сергея Орловского.

Коллега Михаил Ватник подробно разобрал, что с “Нашей игрой” не так – можете ознакомиться с его текстом . В книге действительно немало ошибок, и одну из них внес даже я, случайно назвав Дмитрия Бурковского выходцем из журнала Game.Exe (на самом деле – “Игромании”). В чем-то я не согласен с критикой (история проекта IGN Russia интересна, как минимум, потому, что это попытка зарубежного онлайн-медиа выйти на российский рынок; интересный кейс же), но сложно отрицать главное: книга получилось сырой.

“Наша игра” – это, строго говоря, и не книга вовсе, а сборник отдельных статей и интервью, которые плохо стыкуются друг с другом, не складываются в единую четкую историю и даже написаны в разном стиле. Если брать, например, раздел по прессу, то мне неясно, почему об одних изданиях рассказывает автор книги собственным языком, а весь раздел о “Стране Игр” – это прямая речь главного редактора. О каких-то изданиях и компаниях информации явно больше, чем нужно, зато о других собрано слишком мало деталей. Для меня, как журналиста, “Наша игра” – это скорее сборник исходных материалов, на основе которых можно начать писать книгу, а никак не законченный продукт.

Другое дело, что сборник исходных материалов – это тоже достижение. Законченная, напечатанная и поступившая в продажу “Наша игра” – полезный фундамент и сборник хороших цитат, на который можно опираться, работая над статьями или даже книгами по более узким темам. Ведь задумайтесь вот о чем: история российской игровой индустрии (да и прессы тоже) задокументирована довольно плохо. Правду о том же “Фаргусе” до сих пор мало кто решается говорить под запись. Серьезно, “крови с потом” в российском геймдеве тоже пролилось немало, главное – не просто раскопать информацию, но переработать ее в интересную, связную историю.

Придумывать истории, к сожалению, сложнее, чем договориться о двух десятках интервью и задать людям много глубоких вопросов. Фактически надо сначала изучить материалы, написать книгу вчерне, а потом уже точечно подкрепить ее и усилить яркими и, желательно, эксклюзивными цитатами спикеров. В истории должны прослеживаться логика, причинно-следственная связь событий, мораль и – раз уж мы говорим о бизнесе – новые возможности для читателя и ответы на его вопросы. С чем связан второй бум киберспорта в России? Почему печатная игровая пресса мертва, но не вся? Стоит ли вкладывать деньги в VR? А можно ли иметь дело с игровыми видеоблогерами? Никаких конкретных ответов в “Нашей игре”, конечно, нет.

Можно, конечно, сказать: а зачем книга о российской индустрии, ведь есть же зарубежные? Дескать, история разработки The Last of Us интереснее истории разработки “Тетриса” (тем более, что в “Нашей игре” опущен неприятный конфликт – соавторам Пажитнова не досталось ни копейки от доходов игры). Но зарубежная история и так прекрасно задокументирована, а вот российской кто займется, если не мы?

Мой текст никак не поможет и не помешает продажам “Нашей игры” – весь тираж уже все равно раскуплен. Но, надеюсь, он мотивирует автора, Михаила Пименова, продолжить работу над книгой, а вас – рассказать в комментариях, что бы вы хотели узнать о российской игровой индустрии.

Константин Говорун

4 комментария

Популярные

18+ ЗАПРЕЩЕНО ДЛЯ ДЕТЕЙ