Игры
Есть ли будущее у Google Stadia?
Чтобы платформа стала успешной, ей нужен Сергей Галенкин.

До презентации стриминговой платформы от Google я думал, что тут даже говорить не о чем: это такая же мертворожденная идея, как стереоскопическое 3D, датчик Kinect или домашний VR-гейминг. Облачный гейминг по подписке – это даже не новая концепция, такие сервисы были впервые показаны лет десять назад, и в наше время существуют – вот только успеха не добились. Однако презентация Google Stadia оказалась на удивление вменяемой: стратегия выглядит сложнее, чем “выгода в том, что с нашим сервисом пользователю не нужно будет покупать дорогую консоль”.
Для начала: у Google Stadia есть собственный стандартный контроллер классического дизайна.
Кажется, что это мелочь, но нет. Любая платформа определяется стандартом устройств ввода по умолчанию, если его нет – это и не платформа вовсе. Благодаря контроллеру понятно, как человек сможет играть в одну и ту же игру и на ноутбуке, и на планшете, и на телефоне, получая одинаковый опыт. Даже если можно подключать альтернативные устройства, все равно: есть стандарт – под него оптимизируется игра. Стандартный контроллер плюс стриминговый сервис могут сильно изменить гейминг как минимум на телефонах. Или, скажем, на смарт-телевизорах.
Но одних только контроллера и стриминга мало.
Ключевая вещь: на презентации рассказали, как конкретно Google Stadia сделает игры лучше.
Почему облачный гейминг до сих пор был не нужен? Потому что он предлагал доступ к ровно тем же играм с консолей или ПК, только иначе (и хуже из-за лага, но об этом позже). Да, были и другие преимущества – например, такие игры не надо устанавливать – но они тоже не касаются содержания, только способа дистрибуции и модели оплаты. Ценовое преимущество тоже, в общем-то, условно. Серьезно, как можно говорить о том, что “теперь-то не надо покупать дорогую консоль”, если практически любое устройство с нормальным экраном дороже, чем Xbox One или PlayStation 4? Тем более, поддерживающее вывод картинки в разрешении 4K. Офисный ноутбук, современный планшет или смартфон – все они дороже. В конечном итоге, не удивлюсь, если технически основной платформой для запуска Google Stadia будут как раз старые модели консолей от Sony и Microsoft (и будут неофициально продвигаться, как “самый дешевый плеер Google Stadia”). И в этом появится смысл, если Google Stadia предложит не те же самые игры, а другие.
О чем речь? На презентации облачного гейминга показывали картинки, которые обычно нужны на шоу с анонсом новых консолей. У Google Stadia (в расчете на одного пользователя) есть конкретная производительность в терафлопсах (вдвое больше, чем у PS4 Pro или Xbox One X), сервис использует возможности какого-то нового видеопроцессора от AMD (детали легко нагуглите, если интересно), – классические слайды про железо. Фактически это была презентация консоли, только виртуальной. И она позволит делать игры иначе: например, с невероятно реалистичной разрушаемостью, обсчитываемой на сервисе (как задумывалось сделать в Crackdown 3, но не получилось). А еще можно сделать королевские битвы не на сто человек, а на тысячи. Когда есть большой резерв производительности, и все данные обрабатываются на сервере (не надо гонять трафик туда-сюда и синхронизировать пользователей), можно придумывать очень крутые штуки в онлайн-играх и строить фантастические виртуальные миры в духе Ready, Player One. Современные ММО вынуждены учитывать, что без поддержки устаревших, слабых ПК, не получить массовую аудиторию, но Google Stadia как раз всех уравняет. Ну и, конечно, защита от читерства – тоже неплохо.
С учетом абзаца выше понятно, зачем Google Stadia собственная студия по разработке игр. Чтобы реализовать возможности платформы, нужны хиты, которые созданы исключительно для нее. Это могут быть эксклюзивы или расширенные версии готовых продуктов – есть разные варианты. С учетом тайминга и того, что на презентации ничего толком показано не было, стоит ожидать, что для начала Google перетянет к себе несколько готовых хитов. Примерно как Epic Store, да. Только эксклюзивные игры или эксклюзивный опыт в знакомых играх смогут мотивировать геймеров перейти на новую платформу.
Чисто маркетинговый вброс: возможность мгновенно войти в игру с любой точки, просто посмотрев трейлер или стрим. Наверное, техножурналист подумает: “круто, я увидел в трейлере, как Данте зрелищно мочит демона, нажимаю кнопку, и оказываюсь прямо в этой сцене – идеально”. Но я не представляю себе геймера, который захочет начинать игру не с начала. Более того – это девальвирует, например, всю систему достижений, обесценивает факт прохождения до конца. Практически мгновенный вход в игру с любого места может быть хорошей комьюнити-фичей: ну, например, позволит друзьям играть в одну и ту же игру по очереди, как бы виртуально передавая друг другу геймпад. Эдакая эмуляция hot seat. Для организации трансляций тоже очень полезно. Не идея, меняющая гейминг, но неплохо. И для рекламных роликов концепт идеален.
Конечно, остается проблема лага. Но Google – как раз та компания, которая способна лучше всех на рынке реализовать собственно стриминг. Если не Google, то кто? Естественно, Google Stadia – это не платформа для киберспортменов, которые подсчитывают микросекунды, но киберспортсменов (в штуках) в мире на самом деле очень мало. А людей, которые хотят просто побегать и пострелять развлечения ради – их много. Предложит ли им Google Stadia достаточно комфортный опыт – без тестирования не понять.
В итоге получается вот что: в ближайшей перспективе Google Stadia – идеальная платформа для игр в духе Fortnite. Где, к слову, уже реализован кросс-платформенный мультиплеер на разных устройствах, где очень важен стриминг (в классическом понимании) и где как раз к месту придутся мощности для сессий на тысячи человек одновременно. По Google Stadia накопится список кейсов, в которых эта платформа идеальна (пройти Assassin’s Creed на телефоне? удобно постримить Dark Souls компанией из четырех человек в четырех разных городах?). Да и ценовая политика, конечно, тоже поможет (если будет вменяемой). А в далекой перспективе Google Stadia – еще одна игровая платформа, конкурент PlayStation и Xbox следующего поколения, с несколькими мощными эксклюзивами и поддержкой почти всей мультиплатформы. Тот самый “Netflix для игр”.
Если, конечно, не получится как с Google Glass.
Константин Говорун
- Игры5 лет ago
PlayStation не виновата
- Игры5 лет ago
Пост-обзор Final Fantasy XIII
- Игры5 лет ago
Spec Ops: из грязи в князи
- Игры5 лет ago
Почему все говорят об игре “Великий Султан”
- Игры5 лет ago
10 причин поиграть в Arcanum
- Игры5 лет ago
Куда плывут “Корсары: Черная метка”?
- Игры5 лет ago
Светлая сторона YouTube: Alina Gingertail
- Игры5 лет ago
Xbox уходит из России?