Игры
За что любить Valkyria Chronicles
Игра интересно излагает историю через перелистывание книги с иллюстрациями, но разве за такое дают награды?

В сентябре Valkyria Chronicles 4 выходит на Западе на всех актуальных платформах, а до Nintendo Switch доберется и переиздание первой части. Самое время вспомнить о том, почему этот цикл нестандартных пошаговых стратегий так важен.
Десять лет назад первая Valkyria Chronicles стала для редакции “Страны Игр” лучшей игрой года на PlayStation 3 и символом перемен, которые происходили с консолью Sony. После нескольких неудачных лет, когда Xbox 360 была ощутимо впереди по количеству и качеству эксклюзивов – в том числе эксклюзивов японского производства (дико звучит, поэтому тогда многие фанаты игр просто не верили собственным глазам и списку релизов), маятник качнулся в обратную сторону. Она же стала одной из первых хороших оригинальных игр от Sega – впервые со времен отказа от производства собственных консолей.
При этом Valkyria Chronicles нравилась не только фанатам JRPG и аниме. Александр Трифонов, PC-редактор “СИ”, тоже сильно заинтересовался Valkyria Chronicles – в его мире она продолжала традиции пошаговых RPG/стратегий, вроде XCOM и Jagged Alliance, но с более современным интерфейсом и необычным визуальным рядом. Много лет спустя, когда игру портировали на PC, позитивные комментарии и неплохие продажи подтвердили его правоту. Да и первая попытка перезапустить XCOM поначалу как раз использовала боевую механику Valkyria Chronicles (эту игру, к сожалению, отменили и переделали в шутер The Bureau: XCOM Declassified).
Юмор в том, что не так просто объяснить, почему именно Valkyria Chronicles так хороша. Идея игры, в которой вы по очереди двигаете несколько юнитов разных классов (но в 3D, а не по клеточкам), – не слишком нова. Карты Valkyria Chronicles довольно компактны, на них почти нет интерактивных объектов, бойцы не умеют использовать магию или спецприемы, поэтому всю игру вы выполняете плюс-минус одни и те же действия. Игра делает большой акцент на танки – ваш собственный и вражеские – но вся тяжелая техника уничтожается одинаково: заходите в тыл и стреляете по радиатору. Миссии в Valkyria Chronicles вообще довольно просты (если только не пытаться выбить высокий ранг), если сравнивать с той же XCOM; настоящая сложность была спрятана разве что что в паре вышедших позже DLC.
То же самое можно сказать о визуальном стиле – да, наложен интересный графический фильтр, делающий игру похожей на акварельные рисунки, но это все равно очередное трехмерное аниме. Или о сюжете – да, есть тяжелые моменты о концлагерях и евреях, но все равно молодые ребята и девчонки спасают страну и заботятся о кавайном летающем поросенке. Игра интересно излагает историю через перелистывание книги с иллюстрациями, но разве за такое дают награды? Конечно, нет. Что характерно, главное Valkyria Chronicles 4 – то, что четвертая часть возвращается к корням и полностью воспроизводит первую. Персонажи и история иные, но сеттинг и даже временной период – ровно тот же. Немного переиначены и перебалансированы классы, чуть изменен интерфейс прокачки между миссиями, но ничего по-настоящему нового (во всяком случае, если судить по паре часов геймплея) игра не предлагает. Вместо поросенка – собачка? Вау! И все равно Valkyria Chronicles 4 сделана именно так как надо.
Дело в том, что Valkyria Chronicles любят не за достижения в отдельных аспектах – не за графику, дизайн или ценность для жанра – а за невероятную гармоничность деталей, из которых игра собрана. За Valkyria Chronicles физически приятно проводить время. Приятно смотреть на экран, приятно нажимать на кнопки, приятно слушать диалоги, приятно думать над планом прохождения уровня, а потом думать, как пройти его же идеально и набрать максимальный ранг.
Звучит немного по-фанбойски и банально, но задумайтесь вот над чем. На днях я проходил Phantom Doctrine – пошаговую стратегию для PC, игру плюс-минус того же жанра, что и Valkyria Chronicles. Когда я нашел в меню опцию “ускорить анимацию передвижения”, то необыкновенно обрадовался, но все равно перебежки бойцов по уровню невероятно бесили. В большинстве японских тактических RPG рано или поздно хочется отключить визуализацию сражений и оставить только самую суть, упростить картинку до уровня шахмат. В Valkyria Chronicles мне приятно выбрать юнит на двухмерной карте, перенестись “в него”, в реальном времени осмотреться, продумать маршрут, пробежать (насколько хватит action points), озираясь по сторонам (вдруг в траве прячется враг, вдруг за углом стоит танк), а в конце неспешно (если не попал в зону поражения врага) прицелиться и выстрелить. Фактически Valkyria Chronicles превратила дежурное действие (пробежку от точки А до точки Б на карте) в эдакий пошаговый шутер – в шутер для тех, кто не любит настоящие шутеры или хочет отдохнуть от них. В этом нет геймдизайна в смысле “игровой механики”, это чисто интерфейсное и художественное решение, превратившее скучный опыт в веселый.
Если же говорить именно о геймдизайне, то проходить Valkyria Chronicles интересно не благодаря базовой механике или балансу (они, повторюсь, очень просты), а дополнительным условиям и ограничениям – уникальным для каждой миссии. Враги используют артиллерийскую поддержку, расставляют по полю боя фальшивые танки, прячутся в непрошибаемых дотах, – каждый раз игра предлагает не столько столкновение двух отрядов солдат, сколько головоломку, да еще и обусловленную сюжетом. В этом, собственно, и состоит ключевое отличие от похожих стратегий на PC, которые обычно полагаются на процедурно-сгенерированные уровни, а по мере прохождения игры просто увеличивают количество противников и вводят новые типы юнитов.
С сюжетом все тоже не так просто. Действие Valkyria Chronicles разворачивается во вроде бы выдуманном мире, который почти целиком основан на Европе времен то ли первой, то ли второй мировой войны. Параллели между странами, между событиями, между дизайном формы персонажей, – не кричащие, но все равно легко опознаваемые. Вражеская империя в Valkyria Chronicles – нечто среднее между Россией и Пруссией, но юмор в том, что и силы добра, смахивающие на Францию с Англией, – не то чтобы очень добрые. Когда проходишь игру и думаешь одновременно о первом слое истории (фэнтезийная сказка) и втором слое (параллели с реальным миром), это здорово будоражит. В этом смысле Valkyria Chronicles перекликается с сериалом шутеров о самолетах – Ace Combat (магия которого как раз была сломана в игре, действие которой разворачивалось на нашей Земле). Кроме того, фантдопущение (магический минерал рагнит, на котором работает здешняя техника и который позволяет, например, лечить солдат) отлично объясняет, почему эта Европа отличается от привычной нам и почему он так выглядит. В конце концов, когда нет дыма и копоти двигателей внутреннего сгорания, мир и должен получиться чище, ярче и красивей.
Конечно, персонажи Valkyria Chronicles и отношения между ними (если вынести за скобки всю политику) – набор анимешных штампов. Но это, скажем так, современные анимешные штампы, которые отлично работают на реализацию фантазий геймеров. Здесь есть невероятно сильные женщины (с большой грудью), которые способны в одиночку решить исход битвы, но кто против таких персонажей – пусть первым бросит в меня камень. Кроме того, хоть большая часть бойцов в отряде – статисты, не упоминающиеся в сюжетных роликах, у них все равно есть имя, образ, характер, биография, отношения с другими персонажами (и многое из этого оказывает прямое влияние на эффективность в бою!). Пожалуй, ближайший аналог Valkyria Chronicles – классический Jagged Alliance 2 с его наемниками.
Кто-то может спросить, что же случилось со второй и третью Valkyria Chronicles и почему не удалась Valkyria Revolution. Все они были шагом назад: упрощали оригинальную концепцию, пытались обойтись только частью слагаемых, гармония рушилась, и мы видели просто еще одну игру о каких-то анимешных мальчиках и девочках. Valkyria Chronicles 4 возвращает сериал обратно к началу, но что дальше? А дальше все просто: в идеале Valkyria Chronicles должна стать эдаким аналогом Fire Emblem. Когда есть формула, которая работает, достаточно просто повторять ее раз за разом, жонглируя персонажами и сюжетами, дополняя новыми возможностями, но не пытаясь ничего упростить или сократить. Это нормально.
Константин Говорун
Сказать спасибо:
- Игры5 лет ago
PlayStation не виновата
- Игры5 лет ago
Пост-обзор Final Fantasy XIII
- Игры5 лет ago
Spec Ops: из грязи в князи
- Игры5 лет ago
Почему все говорят об игре “Великий Султан”
- Игры5 лет ago
10 причин поиграть в Arcanum
- Игры5 лет ago
Куда плывут “Корсары: Черная метка”?
- Игры5 лет ago
Светлая сторона YouTube: Alina Gingertail
- Игры5 лет ago
Xbox уходит из России?