Игры
Русская народная Смертельная битва
Почему именно в России Mortal Kombat настолько популярен?

Меня вдруг спросили – буквально, по работе: а почему именно в России Mortal Kombat имеет такую непропорциональную популярность? Ну а что здесь ответить… «Никто не знает точно». Это тема для публицистов и историков поп-культуры – выдвинуть правдоподобные гипотезы, сделав умное лицо. Так давайте поиграем в этих парней! Вот мои три копейки.

Уже привычный для современного поклонника Mortal Kombat в России реверанс от разработчиков – «советские» облики героев. Концепт-иллюстрации Дэниеля Гомеза Кортеза.

Пример костюма персонажа Соня Блейд из линейки Kold War.

Пример костюма персонажа Саб-Зиро из линейки Kold War.
«Настоящая» версия
В силу разных («дистрибьюторских», назовём их так) причин в России был бум шестнадцатибитных приставок от SEGA, в то время как шестнадцатибитные приставки от Nintendo не прижились из-за своей высокой цены и особенностей маркетинга. Поэтому когда игра Mortal Kombat появилась в нашей стране, дети знакомились с ними именно в версии Mega Drive/Genesis, где были включаемая по коду кровь, максимальная жестокость и фаталити, в то время как «весь мир» обескровленную игру в версии для SNES принял прохладнее, оставшись верным SNES-порту Street Fighter II – игре, давно завоевавшей почёт, славу и фанбазу в аркадных залах. В России такой предыстории не было, обе игры появились примерно в одно время.

1992 год, совсем скоро поднимется волна, и жестокие игры примутся ограждать от детей. На иллюстрации: рекламный флаер аркадного автомата Mortal Kombat. Лицевая сторона.

Рекламный флаер аркадного автомата Mortal Kombat. 1992 год. Оборотная сторона.

Рекламный флаер аркадного автомата Mortal Kombat II. 1993 год. Лицевая сторона.

Рекламный флаер аркадного автомата Mortal Kombat II. 1993 год. Оборотная сторона.

Рекламный флаер аркадного автомата Mortal Kombat 3. 1995 год. Лицевая сторона.

Рекламный флаер аркадного автомата Mortal Kombat 3. 1995 год. Оборотная сторона.
Акела промахнулся
Сам бренд Street Fighter II в Японии, Европе и США присутствовал еще с аркадных залов (культуры которых не было в СССР и почти не было в России тех лет, наша страна «прыгнула» сразу в домашний гейминг, минуя публичные залы), прочно ассоциировался с жанром и был бессмертной глыбой, воспитавший целое поколение жанра, подвинуть этого колосса – задача не из простых до сих пор. В то же время вторичный и нарочито «американский» Mortal Kombat воспринимался «еще одной проходной игрой на ту же тему». Поскольку в России данный пласт смыслов полностью отсутствовал, «блокбастерное» очарование MK и MK II (особенно MK II) с «фотореалистичной» графикой и немультяшной жестокостью позволило ему довольно легко выиграть битву за обывателя у «мультяшного», «анимешного» и «несерьезного» конкурента, более чуждого суровой эстетике девяностых. (Ведь самого сражения, по сути, и не было.) Ко времени появления поистине «народного» Ultimate Mortal Kombat 3 почва уже была готова, а конкурентное поле расчищено.

Противостояние Mortal Kombat и Street Fighter культивировалось как на Западе, так и у нас. С разным вектором на победу. Иллюстрация Теодора Гонсалеза.

Иллюстрация Серджио Борджиса.
Пресса сделала выбор
Очень важным мне представляется ещё и тот факт, что буквально все специализированные журналы в России (обратите особое внимание: «дикие», почти полностью свободные от традиций и маркетинговых ожиданий брендов), которые задавали моду и вкусы геймеров, однозначно высказались за MK. Одинокие и ничем не поддерживаемые рекламные полосы в журнале «Dendy. Новая реальность» попросту потонули, да и не преследовали они никаких конкретных целей. Редкие же лицензированные в России западные журналы немного «опережали время», для них шестнадцатибитные войны начала девяностых были уже позади. Да и не припомню я среди них евангелистов «традиционно японских» игр в целом и Capcom в частности. И то, и другое в России поднималось силами околоанимешной тусовки и несколько позднее.

Российская пресса однозначно выбрала MK, подав его победу как непреложный факт. Секреты и комбинации добиваний буквально продавали выпуски журналов. Иллюстрации: «Магазин игрушек», выпуск 1, март 1995 года.


Отдельный важный штрих – доступность всех трёх классических выпусков Mortal Kombat на PC, той самой платформе, которая «не для детей» и «самая лучшая». Журналы и телепередачи о компьютерных играх были рады всем играм с красивой и «понятной» картинкой. И пускай файтинги были для них жанром чуждым и странным, мимо Mortal Kombat пройти было невозможно. Если подумать, MK-мания середины девяностых в России напоминала тщательно спланированную PR-атаку с внушительным бюджетом – об этих играх сплочённо рассказывали все российские игровые медиа от Агента Купера («Великий Dракон») до Бонуса с Гамовером («От винта»). Как следствие – о них мечтали и их обсуждали все мальчишки страны.
Уже в генах
К настоящему времени а нашей стране уже выросло несколько поколений геймеров, для которых именно Mortal Kombat (преимущественно третья часть) является «одной из главных игр детства». Примерно как Super Mario Bros. для Японии и США. Многократно усилил эффект успех киноэкранизации Пола Андерсона, сломавшей стереотип о «неизменно плохих фильмах по мотивам игр». А последовавшие за ним двадцать с лишним лет «зимы» Mortal Kombatуспешно пережил в рецессивных генах, сохраняясь в памяти о счастливом детстве и в ярких впечатлениях лучшей поры жизни. Не так давно весна, наконец, настала, с 2011 года Mortal Kombat снова на коне, и его возвращение значит для вчерашних мальчишек не меньше, а то и больше, чем Том и Джерри, Чип и Дейл или Терминатор с Рэмбо. Сегодня Mortal Kombat в России – это не столько конкретная игра, сколько важное поп-культурное явление девяностых, которое так или иначе присутствовало в жизни всех ныне тридцатилетних дяденек, а порой и тётенек. Часть сугубо российского культурного кода не геймера даже – просто человека из бывшего СССР. «То, без чего нас невозможно представить и ещё труднее понять».

Киноадаптация режиссёра Пола Андерсона «Смертельная битва» увидела свет в 1995 году, одновременно с игрой Mortal Kombat 3. Для «второй волны» российских поклонников именно этот фильм стал точкой входа в фэндом. Позже за ним последовали мультсериал, телешоу и обильный поток сопутствующих товаров, неожиданно обретших самостоятельную ценность – от коллекционных наклеек Panini и кэпсов до тематически оформленных школьных тетрадей и дневников. Все это обеспечило устойчивое узнавание бренда для не-геймеров.

Лицензированный альбом для коллекционирования наклеек Panini – одно из самых тёплых воспоминаний поклонников о сопутствующих товарах Mortal Kombat.

Фишки (они же кэпсы) производства Dunkin – наверное, самая заметная (и запомнившаяся) часть сугубо детских товаров по мотивам Mortal Kombat. Наряду с вкладышами от жвачек, наклейками, школьными тетрадками и прочим мерчандайзом – отчётливый маркер реальной аудитории бренда. И в России девяностых эта аудитория была захвачена полностью.

Mortal Kombat – весомое звено ностальгии в России, редкое «ретро» о девяностых обходится без его упоминания. На фото: книга ностальгических баек «Мортал Комбат и другие 90-е», 2018 год.
Хорошо всё это? Плохо? Или просто есть? Судить не нам, историкам. Истина, как водится, отыщется в комментариях.
Артём Шорохов
Группа в VK: vk.com/cgcccp_streams
Канал на YouTube: www.youtube.com/cgcccp
Telegram-чат по Mortal Kombat: https://t.me/EarthRealm
См. также:
- Игры6 лет ago
PlayStation не виновата
- Игры5 лет ago
Пост-обзор Final Fantasy XIII
- Игры5 лет ago
Spec Ops: из грязи в князи
- Игры5 лет ago
Почему все говорят об игре “Великий Султан”
- Игры5 лет ago
10 причин поиграть в Arcanum
- Игры6 лет ago
Куда плывут “Корсары: Черная метка”?
- Игры5 лет ago
Светлая сторона YouTube: Alina Gingertail
- Игры5 лет ago
Xbox уходит из России?