Свяжитесь с нами

Игры

Русская народная Смертельная битва

Почему именно в России Mortal Kombat настолько популярен?

Меня вдруг спросили – буквально, по работе: а почему именно в России Mortal Kombat имеет такую непропорциональную популярность? Ну а что здесь ответить… «Никто не знает точно». Это тема для публицистов и историков поп-культуры – выдвинуть правдоподобные гипотезы, сделав умное лицо. Так давайте поиграем в этих парней! Вот мои три копейки.

«Настоящая» версия

В силу разных («дистрибьюторских», назовём их так) причин в России был бум шестнадцатибитных приставок от SEGA, в то время как шестнадцатибитные приставки от Nintendo не прижились из-за своей высокой цены и особенностей маркетинга. Поэтому когда игра Mortal Kombat появилась в нашей стране, дети знакомились с ними именно в версии Mega Drive/Genesis, где были включаемая по коду кровь, максимальная жестокость и фаталити, в то время как «весь мир» обескровленную игру в версии для SNES принял прохладнее, оставшись верным SNES-порту Street Fighter II – игре, давно завоевавшей почёт, славу и фанбазу в аркадных залах. В России такой предыстории не было, обе игры появились примерно в одно время.

Акела промахнулся

Сам бренд Street Fighter II в Японии, Европе и США присутствовал еще с аркадных залов (культуры которых не было в СССР и почти не было в России тех лет, наша страна «прыгнула» сразу в домашний гейминг, минуя публичные залы), прочно ассоциировался с жанром и был бессмертной глыбой, воспитавший целое поколение жанра, подвинуть этого колосса – задача не из простых до сих пор. В то же время вторичный и нарочито «американский» Mortal Kombat воспринимался «еще одной проходной игрой на ту же тему». Поскольку в России данный пласт смыслов полностью отсутствовал, «блокбастерное» очарование MK и MK II (особенно MK II) с «фотореалистичной» графикой и немультяшной жестокостью позволило ему довольно легко выиграть битву за обывателя у «мультяшного», «анимешного» и «несерьезного» конкурента, более чуждого суровой эстетике девяностых. (Ведь самого сражения, по сути, и не было.) Ко времени появления поистине «народного» Ultimate Mortal Kombat 3 почва уже была готова, а конкурентное поле расчищено.


Противостояние Mortal Kombat и Street Fighter культивировалось как на Западе, так и у нас. С разным вектором на победу. Иллюстрация Теодора Гонсалеза.

Иллюстрация Серджио Борджиса.

Пресса сделала выбор

Очень важным мне представляется ещё и тот факт, что буквально все специализированные журналы в России (обратите особое внимание: «дикие», почти полностью свободные от традиций и маркетинговых ожиданий брендов), которые задавали моду и вкусы геймеров, однозначно высказались за MK. Одинокие и ничем не поддерживаемые рекламные полосы в журнале «Dendy. Новая реальность» попросту потонули, да и не преследовали они никаких конкретных целей. Редкие же лицензированные в России западные журналы немного «опережали время», для них шестнадцатибитные войны начала девяностых были уже позади. Да и не припомню я среди них евангелистов «традиционно японских» игр в целом и Capcom в частности. И то, и другое в России поднималось силами околоанимешной тусовки и несколько позднее.

Отдельный важный штрих – доступность всех трёх классических выпусков Mortal Kombat на PC, той самой платформе, которая «не для детей» и «самая лучшая». Журналы и телепередачи о компьютерных играх были рады всем играм с красивой и «понятной» картинкой. И пускай файтинги были для них жанром чуждым и странным, мимо Mortal Kombat пройти было невозможно. Если подумать, MK-мания середины девяностых в России напоминала тщательно спланированную PR-атаку с внушительным бюджетом – об этих играх сплочённо рассказывали все российские игровые медиа от Агента Купера («Великий Dракон») до Бонуса с Гамовером («От винта»). Как следствие – о них мечтали и их обсуждали все мальчишки страны.

Уже в генах

К настоящему времени а нашей стране уже выросло несколько поколений геймеров, для которых именно Mortal Kombat (преимущественно третья часть) является «одной из главных игр детства». Примерно как Super Mario Bros. для Японии и США. Многократно усилил эффект успех киноэкранизации Пола Андерсона, сломавшей стереотип о «неизменно плохих фильмах по мотивам игр». А последовавшие за ним двадцать с лишним лет «зимы» Mortal Kombatуспешно пережил в рецессивных генах, сохраняясь в памяти о счастливом детстве и в ярких впечатлениях лучшей поры жизни. Не так давно весна, наконец, настала, с 2011 года Mortal Kombat снова на коне, и его возвращение значит для вчерашних мальчишек не меньше, а то и больше, чем Том и Джерри, Чип и Дейл или Терминатор с Рэмбо. Сегодня Mortal Kombat в России – это не столько конкретная игра, сколько важное поп-культурное явление девяностых, которое так или иначе присутствовало в жизни всех ныне тридцатилетних дяденек, а порой и тётенек. Часть сугубо российского культурного кода не геймера даже – просто человека из бывшего СССР. «То, без чего нас невозможно представить и ещё труднее понять».

Хорошо всё это? Плохо? Или просто есть? Судить не нам, историкам. Истина, как водится, отыщется в комментариях.

Артём Шорохов

Группа в VKvk.com/cgcccp_streams

Канал на YouTubewww.youtube.com/cgcccp

Telegram-чат по Mortal Kombat: https://t.me/EarthRealm

См. также:

26 комментариев

Популярные

18+ ЗАПРЕЩЕНО ДЛЯ ДЕТЕЙ