Свяжитесь с нами

Игры

Неправильные игровые срачи

Почему скандалов в индустрии стало так много и что с этим можно сделать (спойлер: ничего).

В волшебном мире видеоигр стало слишком мало собственно игр, иначе бы мы не обсуждали уже второй день креативного продюсера и кантри-менеджера, а не их продукты.

Дело вовсе не в плохих журналистах, которые не понимают собственную аудиторию. Polygon и Kotaku пишут о том, что интересно людям с Reddit, а DTF реагирует на события в соцсетях – никак не наоборот.

Проблема и не в плохой России и гадких США. Здесь и по ту сторону деревянного занавеса все, в общем-то, почти одинаково: кому-то не нравится пол персонажа Overwatch, а кому-то – то, что Кассандре в DLC к Assassin’s Creed Odyssey навязали тикающие часики. А потом люди смотрят друг на друга и начинают осуждать уже осуждающих.

Каждый пишет о том, что волнует именно его. Одни хотят раскулачить менеджера Activision Blizzard с его 15 миллионами ничем не обеспеченных зеленых фантиков, а другие жалуются, что разработчики видеоигр спят с журналистами ради оценок.

А вот собственно об играх пишут уже меньше. Даже вот об игре креативного продюсера почти ничего и не писали, пока он не провел забавный стрим с осуждением прессы.

Я не пытаюсь сказать, будто политизировать видеоигры – это ненормально. Наоборот – я рад, что живу в свободной стране, и о видеоиграх могу писать что угодно. И вы тоже можете. Это в XXI веке может звучать парадоксально, но уж до чего дожили – до того дожили.

Интересно другое: как и почему геймеры вдруг проснулись и стали интересоваться зарплатами топ-менеджеров игровых корпораций, а также стали социально ответственными и политически активными, хотя раньше их это вообще не интересовало.

Серьезно, ну вот как политика могла проникать на страницы игровых журналов лет двадцать назад? Только в одном контексте: “идиот-депутат обвинил игры в жестокости, давайте все над ним посмеемся”. И даже если утром один геймер шел на марш за Путина, а другой – на марш против Путина, то вечером оба собирались и спокойно играли вместе в SoulCalibur.

Зарплаты разработчиков, расходы издателей на маркетинг, бонусы топ-менеджеров? То, что Кармак ездит на “Феррари”, а Кадзунори Ямаути – на Nissan 350Z, вызывало не зависть, а скорее сопричастность – подтверждение того, что наша любимая игровая индустрия важна. Зарплаты скучных финдиректоров попросту никого не волновали.

Или вот возьмите новость о переработках в Rockstar – бедные авторы Red Dead Redemption 2 сидели в офисе с утра до поздней ночи, давайте их жалеть. Алло, но пятнадцать лет назад все с восторгом рассказывали о спальных мешках в офисах Polyphony Digital и Sega. Это доказывало, что авторы игр болеют за собственный продукт и готовы ради него вкалывать по ночам.

Собственно, и редакция “Страны Игр” примерно тогда же каждые две недели ночевала в офисе в полном составе. Что до меня во главе журнала, что со мной. Это не было косяком менеджмента – печать “Страны Игр” ни разу за много лет не была задержана. Дело в том, что редакции нужно было ответить на вопрос: что делать с играми и темами, которые физически появились всего за несколько дней до сдачи номера. Можно было отложить на потом и работать спокойно, а можно – напрячься и сделать журнал оперативнее и лучше.

Так что спальным мешкам японцев я только завидовал – у нас были только дурацкие красные диванчики из кожзама. Но теперь-то понимаю, в чем проблема – я тоже хочу почаще быть дома с семьей. Вот только если меня вернуть назад в прошлое, то поступал бы так же – на определенном жизненном этапе человек готов идти на жертвы, если он понимает, зачем он это делает.

Может быть, дело в том, что топ-менеджеры игровых компаний сошли с ума? В конце концов, когда один пускает газы в в лицо провинившимся сотрудникам, другой приходит по ночам в номер к девушкам-подчиненным, а третий хранит на флешке рядом с деловыми документами почти детское порно, – это уже не мыслепреступления Вавры и сексистские шуточки Итагаки, а реальная дичь.

Может быть, это было всегда, но благодаря Интернету и всяким там Metoo-активистам мы об этом вдруг узнали? Серьезно, я уверен, что примерно половина российских разработчиков игр хоть раз называла журналистов “быдлом” – но за глаза, в тиши родных кубиклов, не на стриме.

При этом понятно, что делать с оскорблениями, – не пытаться оправдываться и не доказывать, что ты не “быдло”, а нормальный человек, это смешно. В России ведь все просто: он тебя послал на три буквы, ты его послал на три буквы – инцидент исчерпан.

Хороший вопрос – насколько подробности стоит освещать всю эту неигровую грязь в профильных медиа. Ведь одним она очень важна, а другие до сих пор уважают любимое увлечение за эскапизм и хотят читать об эльфах и гигантских роботах, а не о деньгах и сексизме. Журналистика как профессия, наверное, обязывает рассказывать о проблемах общества. А журналистика как бизнес – не факт, не факт.

Но если уж осветили – что делать, если в игровой индустрии появляется свой Слуцкий и только посмеивается над всеми этими потугами писак и геймеришек? Опыт “Медузы” показывает, что в идеологической войне потери несут обе стороны.

Понятно, что делать точно нельзя – затыкать людям рот (как на одном западном форуме делают со всеми, кто хвалит Kingdom Come: Deliverance). А что можно?

Серьезно, что – объявлять бойкот Red Dead Redemption 2 за то, что ее создавали неэтично? Принципиально не покупать игры Nintendo (вернее, массово переключаться на регион ЮАР)? Отменять публикации по “Калибру” (которые и так не планировались)?

Пока я не видел таких акций в игровой прессе и очень сомневаюсь в их возможной эффективности. Вернее, у меня есть личный успешный кейс про справедливость (история про аудиозапись и увольнение одним днем), но это исключительная ситуация.

Если вы думали, что я в этой колонке займу сторону или дам какой-то рецепт – вы ошибаетесь. Вся эта история (пожалуй, начиная с Gamergate) загнала игровую прессу, игровую общественность и даже игровую индустрию в цугцванг – каждый следующий ход, каждая следующая реплика только ухудшает положение.

Людям проще всего молча делать свое обычное дело, сидеть в уютном офисе и надеяться на то, что пронесет. И я могу им дать разве что один ценный совет – держать диктофон наготове, всегда.

Кто-то наверняка скажет: ура, индустрия повзрослела и столкнулась с проблемами реального мира. Но я отвечу: черт, верните мне мой 2001 год, когда воевали фанаты Sony и Sega  – тогда даже самые мерзкие срачи были все же про игры.

Константин Говорун

Сказать спасибо:

26 комментариев

Популярные

18+ ЗАПРЕЩЕНО ДЛЯ ДЕТЕЙ