Свяжитесь с нами

Игры

Почему кинокосплей по Uncharted прекрасен?

Хорошая экранизация игры должна быть самую капельку абсурдной.

Актер Нэйтан Филлион, известный по сериалу “Светлячок”, снялся в 15-минутной короткометражке по мотивам Uncharted. Ее поставил молодой канадский режиссер Алан Унгар. И все это не имеет отношения к Sony или Naughty Dog – исключительно фэнское творчество на тех же правах, что и любой косплей.

Судя по отзывам прессы и игроков, поклонникам Uncharted все очень нравится, и они бы хотели, чтобы из этого проекта вырос полноценный фильм. Почему? Я не эксперт по кино и не кинокритик, поэтому не буду оценивать эту короткометражку как кино. Но я прекрасно понимаю, почему именно такие экранизации нравятся геймерам.

Начну с того, что Нэйтан Филлион – это гик-икона. Именно звезде “Светлячка” больше верят, когда он заявляет, что любит видеоигры и фанатеет от Uncharted. Случайной голливудской знаменитости – нет. Самое смешное, что в этом геймеры абсолютно солидарны с LGBT-активистами, которые не хотели, чтобы Скарлетт Йоханссон сыграла транссексуала. Но причины немного другие. Очень, очень часто оказывается, что актеры и даже сценаристы и режиссеры никогда не смотрят первоисточник и, по сути, снимают экранизацию видеоигры по пересказу сюжета из “Википедии”. Например, Майкл Фассбендер не видел Assassin’s Creed до того, как взялся за роль, и даже после подписания контракта лишь немного поиграл, чтобы посмотреть на героя.

Геймерам, как несложно догадаться, важно, чтобы фильм не просто поверхностно пересказывал события игры (часто нет и этого), но и дотошно передавал глубокие детали, неочевидные случайным людям. Герой должен выглядеть и разговаривать в точности как в игре, вплоть до отдельных цитат. Герой должен драться, используя ровно те же приемы, что в игре. В кадре должны постоянно мелькать объекты, отсылающие к игре. И, конечно же, даже камера должна хотя бы время от времени использовать планы как в игре (например, вид из-за плеча героя, прижавшегося к стене). Все это в короткометражке есть.

Именно на этой стадии, наверное, и возникает конфликт между интересами кино как кино и кино как экранизации видеоигры. Потому что если фильм непонятен тем, кто не знаком с первоисточником, то зачем вообще весь огород городить? Классический пример баланса между двумя задачами – история с двумя экранизациями Mortal Kombat. Первый фильм великолепно цитировал игры, оставаясь при этом понятным и интересным для всех. Второй фильм цитировал игры еще лучше, но постороннему человеку казался совершенно ересью. В этом смысле короткометражка с Нэйтаном Филлионом ближе к первому Mortal Kombat: в ней абсолютно все понятно даже тем, кто не видел ни одну часть Uncharted.

Все, что я писал выше, – это, в общем, абсолютно очевидные вещи. Но после просмотра корометражки у меня появилась еще одна мысль. Хорошая экранизация игры должна быть самую капельку абсурдной, over-the-top, безумной, мультяшной даже. У зрителя наверняка будут вопросы а-ля BadComedian – к логике, к мироустройству, к мотивации персонажей. Это неизбежно – потому что игровые условности (а их тоже надо переносить в фильм) очень часто нелогичны, и с этим ничего не поделаешь. Надо, чтобы на эти вопросы всегда можно было ответить: мужик, не будь таким занудой. А для этого нельзя снимать фильм на серьезных щах, он от начала до конца должен быть пронизан тонкой самоиронией. И в этом смысле тоже 15-минутная экранизация Uncharted великолепна: она веселая и абсурдная ровно в той степени, в которой нужно (веселее, чем первоисточник, но именно так и надо, чтобы замаскировать нелогичность привычных по играм условностей!).

Здесь, кстати, экранизации кино опять пересекаются с косплеем. На любом фестивале с театральными косплей-сценками есть два типа историй: либо люди на полном серьезе и очень драматично разыгрывают ситуации из любимых игр, либо уходят в юмор разного сорта свежести (от Петросяна и КВН до тончайшей постиронии). Сценки на полном серьезе всегда унылы и нравятся только упертым поклонникам фэндома. Смешные сценки могут оказаться (а могут и нет, конечно) классными и умными. В кино это тоже работает: в конце концов, один из центральных моментов той самой хорошей экранизации Mortal Kombat – это удар по яйцам.

Отсюда, правда, следует, что некоторые игры экранизировать и вовсе нельзя – ну, например, игры Дэвида Кейджа. Но это и к лучшему.

Константин Говорун

14 комментариев

Популярные

18+ ЗАПРЕЩЕНО ДЛЯ ДЕТЕЙ