Connect with us

Игры

Луч любви к PlayStation 2

PlayStation 2 стала для нас тем же, чем NES для остального мира.

В девяностые годы российским геймерам было не до лояльности бренду. Мы знать не знали о том, чем живут компании Sega и Nintendo, кто и как делает Sonic the Hedgehog и Earthworm Jim и почему одна игра оказывается интереснее, чем другая. Все было куда проще: что завезли в ларек – то и купили. Что посоветовали друзья – то и взяли у них поиграть. Именно поэтому «Денди» все так легко сменили на «Сегу», а ее, в свою очередь, на «Сони Плейстейшн». Мало кто даже задумывался над тем, что Sega – это такая компания и что приставок у нее в ассортименте, вообще-то, много. Подавляющее большинство геймеров ничего не знало о возможности выбора между платформами, да и не хотело его делать (иногда, правда, оригинальность проявляли родители, покупая ребенку Super Nintendo с тремя картриджами – на всю оставшуюся жизнь). В ларьке у дома продаются игры для «Сеги»? Вот ее и возьмем. Уже много позже, в начале двухтысячных, я наблюдал забавную картину: двое студентов, пришедшие за играми для PlayStation, пялились на телевизионный экран с Dreamcast. «При старте было написано Sega… но по графике это же не Сега». «Бред какой-то», – подвели итог они и отправились дальше, так и не поверив собственным глазам. Подобные представления о мире видеоигр кое-где сохранились и до наших дней, не спешите ухмыляться.

Эпоха первой PlayStation пришлась на время, когда в России появилась игровая пресса, жители крупных городов обзавелись Интернетом и научились читать новости на GameSpot, а затем обсуждать их на русскоязычных форумах. И если до этого новые поколения приставок сваливались на геймера, как снег на голову, то здесь все было иначе. PlayStation 2 у нас ждали. И очень много знали о ней заранее. Когда в Россию в ларьки завезли Dreamcast (дешевая приставка, легко доступные пиратские диски), продавцы впервые столкнулись с сознательным отторжением консоли. Многие геймеры не брали то, что дают, поскольку надеялись на PlayStation 2. Копили деньги. Тогда еще никто не предполагал, что Dreamcast провалится и Sega придется уйти с рынка. На приставке было полно замечательных игр. И все же люди ждали PlayStation 2, и не прогадали.

Первая PlayStation воспитала в России целое поколение геймеров, по-настоящему разбирающихся в играх, любящих и ценящих их. Или, как вариант, сделавших сознательный выбор в пользу PC с его стратегиями и FPS. К старту PlayStation 2 культура потребления игр в нашем отечестве уже сложилась, причем именно тогда публика заново открыла для себя классику – как 32-битные игры, так и 16-битные, и 8-битные. Популярностью пользовались эмуляторы Mega Drive и SNES, а на PlayStation 2 еще пару лет доигрывались диски от PlayStation, по незнанию пропущенные несколькими годами ранее. К слову, часть не менее «продвинутых» геймеров сделала выбор в пользу Dreamcast – они понимали, что эта приставка дает им альтернативу. В какой-то мере это было вызвано чувством протеста, в какой-то – ностальгией по временам Mega Drive или желанием наверстать пропущенную эпоху Saturn (о ней много писали в журналах и в доступном теперь Интернете). Вполне возможно, что все у Dreamcast в России получилось бы, и у нас уже тогда могла сложиться культура сосуществования двух платформ (как уживались PlayStation и Nintendo 64 во всем остальном мире), не сдайся Sega и не уйди с рынка.

PlayStation 2 – первая платформа в России, которой мы наслаждались по-человечески. В самых разных смыслах. Ее привезли вовремя пираты, но состоялся и официальный запуск, и стали повсюду продаваться легальные игры. Для нее массово выпускались нелегальные переводы, но и какая-никакая программа настоящих локализаций тоже стартовала именно на PlayStation 2. На этой приставке были представлены все жанры, интересные геймерам. Появились фан-клубы, сайты, форумы, плюс, естественно, вступила в пору расцвета «Страна Игр». Серьезные проекты обсуждались на всех стадиях – от первых скриншотов до прохождения финального босса, плюс косплей, фан-арт, турниры, конкурсы… PlayStation 2 в полной мере оправдала возложенные на нее надежды, даже если поначалу были какие-то сомнения. Неудивительно, что бренд PlayStation – а теперь геймеры уже знали, что существует компания Sony Computer Entertainment – приобрел всенародную любовь. При этом две альтернативные платформы, GameCube и Xbox, успешно сосуществовавшие с PlayStation 2 за границей, в России не получили сколько-нибудь широкого распространения, но о них, по крайней мере, знали. И наблюдая за тем, какие игры выходят на PlayStation 2, а какие – на GameCube и Xbox, составили впечатление о Nintendo («Марио, мультяшные игры, плюс концептуальные вещи от Миямото») и Microsoft (порты с PC). И, если позволяли финансы и время, пробовали их тоже. Хотя, конечно, никто всерьез не ставил их на одну доску с PlayStation 2 – так, приставки на третьестепенных ролях. Не считался достойной платформой и Game Boy Advance.

Любопытно, что PlayStation 2 в России было продано примерно в два раза меньше, чем первой PlayStation – около пятисот тысяч против миллиона (позже эта цифра сменилась на 800 тысяч; в целом забавно, что в России количество владельцев современных консолей с тех пор стабильно, – всегда около миллиона человек, – прим. из 2018). Времена «в Денди играют все» и «в ларек завезли Сегу» прошли. Благодаря широкому распространению компьютеров приставки перестали покупать случайные люди, которым было не столь важно, во что играть. PlayStation 2 геймеры обычно выбирали совершенно сознательно, понимая, зачем тратят деньги. И, как правило, сами, а не по схеме «родители сделали сюрприз на Новый год». Тем ценнее была для них приставка и тем больше внимания они уделяли играм для нее.

PlayStation 2 заложила основы и для цивилизованного рынка видеоигр в России. Кто мог себе представить, что уже в 2007 году геймеры спокойно начнут выкладывать по две тысячи рублей за диск? Уверенность в бренде PlayStation и любовь к вещам, ассоциирующимся с PlayStation, заставила их покупать PlayStation 3, несмотря на то что нелегального софта для нее нет и не предвидится. Перелом в мировоззрении произошел именно в эпоху PlayStation 2, когда стало нормой прийти в магазин за локализованной версией Killzone или платиновым ре-релизом Devil May Cry и заплатить за них столько, сколько положено. До сих пор в России остались люди, живущие стереотипами времен желтеньких картриджей для «Денди» и утверждений в духе «у приставок нет души». Появились и новые прослойки геймеров – например, убежденные торрент-фаги, ни в грош не ставящие культуру потребления игр. Тяжело дается и осознание того факта, что на рынке могут сосуществовать две или три (а то и пять!) равноправные консоли, ничуть не мешающие друг другу. Но все пройдет – и люди, по-настоящему любящие игры, научатся ценить свое увлечение.

PlayStation 2 стала для нас тем же, чем NES для остального мира. Приставкой, на которой все началось по-настоящему, по-взрослому. Главной, единственной. И большая часть тех пятисот тысяч, сделавших выбор в пользу PlayStation 2, уже никуда не денется – увлечение хорошими играми останется с ними на всю жизнь.

Константин Говорун
Колонка из журнала “Страна Игр” №05(278), март 2009 года

11 комментариев

Популярные

    18+ ЗАПРЕЩЕНО ДЛЯ ДЕТЕЙ