Свяжитесь с нами

Игры

Крик души геймера-интроверта

Почему консолям не нужна социализация

ВК-пользователь Говард Ролькхаузер оставил в группе “Страны Игр” комментарий, который полезно привести целиком: “Для меня по факту сетевые выпердыши в играх – мёртворождённая функция. Интернетоигры в моём понимании удел компов, комповые приблуды мне не нужны. То, что теперь консоли продались интернету, только добило для меня видеоигры. В моём видении консоли – это хикковское, интровёртное увлечение для одного игрока, или для реальной компании из пары друзей. И сети с толпой людей в нём делать нечего. Игры на приставках подразумевают полное отрицание и отторжение социализации. А все эти ереси с сетевыми возможностями, скачиваниями и хранениями игры “где-то там” – отвратная гадость. Игры должны быть или у меня дома, или нафиг пошли. Туда же и всякие онлунь-регистрации. Может ещё паспорт и трёхзначный код с карты показать?! Пошли они со своими деньгодоилками за воздух и социализяшками. Явно норовят всех подключить к сети и рекламу потом впаривать, да деньги сосать сверх оплаченного при покупке. А Гугл пусть вообще сидит в своём инете и не вякает в сторону консолей. И вообще: консоли – территория свободная от инета:) А раз не так, то для меня эти недоконсоли умерли”.

Прежде чем кричать о том, что Говард неправ, а отвергать изменившийся мир – глупо, давайте договоримся о простой вещи: для “Страны Игр” нет правильных и неправильных геймеров, современных и несовременных. Если кто-то считает, что “консоли – увлечение для одного игрока или для реальной компании из пары друзей”, это его полное право. Если кому-то интересны только игры с социализацией, – это тоже нормально. Но что действительно важно, так это показать, как именно изменился мир и почему это не всем нравится.

На первый взгляд, может показаться, что “игры – интровертное увлечение” – это стыдное заявление человека, который не выходит из дома. Но юмор в том, что литература – это еще более интровертное, интимное увлечение. Человек всегда наедине с книгой (альтернативный вариант – романтично читать “страничку я, страничку ты”). Кино тоже потребляется или в одиночку, или в компании реальных друзей (даже если вокруг – полный кинозал, это лишь фоновый шум не слишком важных вам людей). Так устроено потребление любого вида искусства, и не очень понятно, почему с играми это должно быть иначе.

Но на потреблении искусства ваше взаимодействие с ним не заканчивается. Человек, прочитавший книгу, поигравший в игру или посмотревший фильм, в XXI веке обычно хочет поделиться с миром невероятно ценным мнением. И, к сожалению, делает это. Комментарии от неизвестных людей – это, пожалуй, самое ужасное, что подарила миру сеть Интернет. Если площадка хорошо модерируется, и отзывы оставляют только проверенные люди, они интересны – их пишут свои для своих. Но чем площадка больше и свободнее (типичный пример – YouTube), тем больше комментарии похожи на ревущее инферно невежества и хамства. Люди гадят на наши любимые игры, и от этого просто хочется огородиться.

Другая проблема с социализацией – то, что жизнь напоказ становится нормой. Все люди должны знать, где ты отдыхаешь, что ты ешь, где ты работаешь, с кем ты спишь и, конечно же, во что ты играешь. Если этой информации нет публично, то автоматически считается, что в твоей жизни просто нет ничего интересного, и ты стесняешься собственных неудач. В этом смысле трофеи из игр – ровно то же самое, что и красивые фото в Instagram. Они нужны для того, чтобы создавать публичный приукрашенный образ собственной персоны, конкурируя с ровно такими же приукрашенными образами других людей. В этом нет ничего плохого, но нужно понимать, что не всем хочется участвовать. Меж тем, современные игры и консоли (следуя глобальным трендам) все больше заточены на то, чтобы каждую секунду чем-то делиться, что-то стримить.

Даже цифровая дистрибуция, подписочные и стриминговые сервисы – это тоже, в общем-то, не столько история про игры, сколько частный случай более общих трендов. В XXI веке уже невыгодно владеть вещами, выгодно пользоваться им по необходимости. Uber и каршеринг-сервисы выгоднее, чем собственный автомобиль. Netflix выгоднее, чем покупка фильмов и сериалов по отдельности. Даже пожизненная аренда квартиры выгоднее, чем ее покупка (в стабильной экономике, конечно; но в нестабильной уже не до выгоды, приоритет – сохранение сбережений в надежном активе). Это очень некомфортная правда, и никакие выкладки с цифрами не убедят сомневающихся. Все дело в том, что владение чем-то очень важно психологически, и деньгами это не измерить. Поэтому тот факт, что на Steam (как и во всех сервисах цифровой дистрибуции) вы не покупаете игры, а берете их в бессрочную аренду, фрустрирует. Бесит. Хочется, чтобы хотя бы некоторые, хотя бы самые важные игры можно было поставить на полочку и зафиксировать для себя вот этот факт владения. Ровно так же личный автомобиль, с одной стороны, не нужен, а с другой – факт владения им поднимает настроение.

Если переключиться на более практичные для геймера проблемы, то вот еще одна. В девяностые годы человек, покупающий консольную игру, приобретал доступ ко всему возможному опыту в ней. Ему не требовалось ждать патчей, докупать DLC, искать игроков в онлайне и, конечно, никакой Роскомнадзор не смог бы ничего испортить. Все работало всегда. И работает до сих пор – спустя двадцать лет. Сейчас даже Detroit: Become Human, абсолютно однопользовательская игра, и та в конце каждой главы у меня запиналась и требовала подключить ее к Интернету (тогда PSN был как раз заблокирован у провайдера). Разве это нормально?

Поэтому вполне легитимна следующая модель потребления: человек купил диск с игрой, пришел домой, включил ее, спокойно прошел за несколько вечеров, обсудил с парой-тройкой друзей, и все. Конец истории. И что такой человек видит сейчас на рынке? В Call of Duty так больше играть нельзя. BioWare делает теперь совсем другие игры. Final Fantasy XV все никак не заканчивается. Даже Bethesda рассуждает о том, как классно жить в мире Fallout с другими людьми. А человек не хочет! Он хочет тишины, спокойствия. Он хочет наслаждаться любимыми играми в одиночку. Он не хочет жить в чертовом реалити-шоу с утра до вечера, устраивать из собственного хобби эдакий “Дом-2”.

К сожалению, ему придется. К сожалению, он находится на неправильной стороне истории. Весь наш мир – это уже большой “Дом-2”, просто камеры стоят пока не везде: можно отключить трофеи, не стримить и даже заклеить веб-камеру на ноутбуке. Пока можно.

Константин Говорун

Сказать спасибо:

41 комментарий

Популярные

18+ ЗАПРЕЩЕНО ДЛЯ ДЕТЕЙ