Игры
Resident Evil 5
Непостижимое очарование, необъяснимый японский вирус качества и зрелищности.

C каждым новым релизом Resident Evil все меньше походит на классический survival horror и все больше – на мистический триллер. А ведь мы помним еще и первую часть, с отрисованными задниками, неудобной фиксированной камерой и зомби, медленно выходящими из-за края экрана. Помним, как в третьей игре приходилось с ножом, пистолетом и двумя патронами улепетывать от всесильного Немезиса и жить перебежками от одной печатной машинки (сейвпоинта) до другой, ведь чудовище почему-то не заходило в комнаты с ними. Четвертый Resident Evil сделал шаг навстречу шутерам: патронов и оружия стало в избытке, а монстры нападали десятками и превратились в расходный материал. Журналисты на чем свет стоит кляли систему управления, не позволявшую стрелять на ходу. Впрочем, если подумать, именно благодаря такому решению сериал сохранил свое лицо и не превратился в обычный шутер. Понятно, почему зомби замирают в трех метрах от героя и скалят зубы, а тот вынужден разглядывать наступающих гадов перед тем, как открыть огонь: игрок должен нутром ощутить уязвимость подопечного, поверить, что сожрать беднягу могут в любой момент. Если позволить персонажам Resident Evil палить на бегу, геймплей обесценится. Видимо, именно поэтому авторы пятого выпуска не стали менять управление, а с ним сохранили и знакомое поведение зомби, и привычную анимацию, и даже некоторые звуки из прошлой части. Тем не менее, происходящее еще сильнее напоминает шутер, перестрелки стали динамичнее и зрелищнее. В какой-то момент против тебя выставляют зомби с калашниковыми и повергают в шок сообщением: чтобы спрятаться за укрытие, нажми такие-то кнопки. Бог ты мой, это уже не «Резидент», а какие-то Gears of Evil!
Первый герой боевика
Даже в самом начале игроку нечего и мечтать о такой роскоши, как вжиться в роль Криса Рэдфилда, подготовиться, потренироваться, всплакнуть по Джил Вэлентайн, пройтись по улицам африканских городков… Вернее, пройтись как раз позволяют – сразу после вступительного ролика, причем прогулка занимает не больше двадцати секунд. Затем Крис берет пистолет, быстренько осматривает место проведения богомерзких ритуалов и, глядя на обезглавленный труп животного, демонстрирует работу мысли: «Это обезглавленный труп животного. Но зачем он здесь?» В классических зомби-фильмах встреча с первым живым мертвецом растягивается и на десять, и на пятнадцать минут, но в Resident Evil 5 ни главный герой, ни его напарница Шева даже не удивятся. Крис бесстрастно отрапортует по спутниковой связи: «Местные жители настроены враждебно». И тут же геймерам, еще не освоившим (или не вспомнившим нужные клавиши, в случае с ветеранами RE 4) управление, устроят боевое крещение. Те, кто проходил демоверсию, наверняка не забыли этот отрывок: откуда ни возьмись, появляются штук тридцать зомби и босс-палач с топором в полтора человеческих роста. Здравствуй, Крис! Добро пожаловать в боевик!
Создатели Resident Evil 5, вне сомнений, старались не напугать, а впечатлить. Единственный сколько-нибудь страшный босс – самый первый, с которым встречаешься, еще не понимая, что к чему. Ползучая и проворная черная тварь вызывает одновременно страх и отвращение. Но чем дальше, тем веселее: героев ждут зомби на мотоциклах, гигантское подводное чудовище, путешествие по заброшенному храму, весьма продолжительная погоня за главным злодеем и бредовая финальная битва в жерле вулкана (не шутка, и правда в жерле действующего вулкана) с человеком, похожим на жидкого терминатора. Пытаться логически объяснить происходящее – занятие бессмысленное, ибо по всем законам ни один самолет еще в кратер не падал, а из станкового пулемета невозможно промахнуться с десяти метров. Зато сколько красочных сцен! Сделав ставку на зрелищность, разработчики из кожи вон лезут: видеоролики поставлены оригинально и зрелищно, а умопомрачительные драки и перестрелки заставляют вспомнить схватку Вампа с Райденом из последнего опуса режиссера Кодзимы. Как и в Resident Evil 4, в пятой части вас время от времени просят прямо по ходу ролика нажимать определенные кнопки и их комбинации, что создает ощущение непосредственного участия в действе. Неудивительно, что при таком раскладе сами испытания становятся интереснее сюжетных перипетий. Тем более, что завязка беззастенчиво шаблонна: злые ученые изобрели новый вирус, и коварный гад хочет заразить человечество, чтобы тем самым его «спасти». Затасканность сюжета осознает даже Крис Рэдфилд, который между делом спрашивает злодея – мол, ты зачем свои идеи из комиксов надергал?
Наука управления
Уже упоминавшееся сходство Resident Evil 5 с предыдущим выпуском бросается в глаза сразу же: стрельба, бег, повороты, прицеливание, удары ножом – все сделано под копирку. Да, графика в разрешении 720p выглядит свежо и современно, модели персонажей проработаны до вен на мускулах, частота кадров стабильно высокая, а зомби, несмотря на старую анимацию, смоделированы под железо нового поколения. Но даже «тест на живучесть» остался тем же: если лазерный прицел пистолета проходит сквозь противника, значит, злыдень уже не опасен и вот-вот испустит дух. Впрочем, совсем уже без поправок и свежих штрихов не обошлось. Например, копание в инвентаре не ставит игру на паузу, а оружие можно развесить на цифровые «стрелочки». В некоторых местах героям позволяют прятаться за укрытия, но эта обновка притянута в игру за уши и толком используется лишь в самом финале кампании. Вместе со старым управлением остались старые недочеты, и самый назойливый из них – бочки с бонусами. Чтобы добраться до их содержимого, нужно: подойти (раз), достать нож (два), посмотреть на бочку (три), разбить ее ножом (четыре) и поднять приз с пола (пять). Это чудовищно, другого слова нет. Пять действий там, где одного более чем достаточно! И ведь таких бочек на пути Криса и Шевы – не одна сотня.
За столь консервативный подход RE 5 можно ругать… а можно и не ругать. Управление не менялось последние четыре года – очень солидный срок по меркам игровой индустрии. Успело воцариться новое поколение консолей, вышел не один десяток хитов, и вопрос – актуально ли сегодня управление в Resident Evil 5? – наверняка станет предметом жарких споров. Мы считаем, что актуально. Оно старо и странно, но сделано настолько грамотно, тщательно и удачно, что ему прощаешь и возраст, и другие грешки. Если убрать возможность стрельбы на ходу из любого другого шутера, он превратится в нечто совершенно неудобоваримое. Но в Resident Evil 5 особенная схема управления – основа геймплея и поэтому себя оправдывает, хотя от более удобного инвентаря и бонусов, которые собираются автоматически, вряд ли бы кто-нибудь отказался.

SONY DSC
Если с другом буду я
Огромную роль в пятом выпуске играет мультиплеер (мог ли я представить лет семь назад, что когда-нибудь напишу такое предложение?). Крис Рэдфилд всю сюжетную кампанию проходит вдвоем с помощницей – африканской красавицей Шевой Аломар. Хотя серьезной обузой она не станет, толку от нее все же немного: поведение Шевы (а управляет ею AI) можно задать лишь в самых общих чертах. Какое оружие вы ей дадите, таким она и воспользуется. Быстро выясняется, что красться, экономить патроны, стрелять только в голову, вставать за станковые пулеметы – все это дело мужское. Девушка охотно и вовремя придет на помощь Крису, соберет бесхозные обоймы и медикаменты – как по требованию напарника, так и самостоятельно, но с боеприпасами обращается попросту расточительно. Не худший вариант – оставить Шеву с пистолетом и нагрузить аптечками. С одной стороны, она не потратит драгоценные патроны для другого оружия, а с другой – всегда спасет Криса от неминуемой гибели.
Ясное дело, такой бестолковый бот в одиночной кампании никому особо не нужен. Функция Шевы в другом. Любую – подчеркиваю, любую главу Resident Evil 5 можно проходить одному или вдвоем с приятелем. Поддерживается и игра через Интернет, и split-screen: нажимаешь Start на втором контроллере, экран тут же делится пополам (горизонтально), и приключения становятся не в пример веселее. Если у вас есть хороший товарищ – не раздумывайте, зовите его в гости. Вместе исследовать закоулки Resident Evil 5 гораздо интереснее, чем в одиночку. И последнее замечание для протокола: соревновательный мультиплеер отсутствует в любом виде, что и логично – при таком управлении, движке и геймплее ни о каком «дефматче» речи идти не может.
Второе дыхание
Завершив сюжетную кампанию (а это займет около десяти часов реального времени), вы смело можете сказать себе: общение с Resident Evil 5 только началось. Победа в «сингле» на среднем уровне сложности позволяет играть за напарницу, становятся доступны альтернативные костюмы – полосатый пиджак для Криса и «золотой купальник» для Шевы. К слову, похожим образом обстояли дела в римейке RE 4 для PS2 и Wii: пройдя основные миссии за Леона, игрок получал доступ к уровням для его соперницы и помощницы в одном лице, Ады.
Никуда не исчезли рейтинги: если с первого раза вы прошли какую-нибудь секцию на «удовлетворительно», попробуйте переиграть только ее и получить более высокую оценку. Статистические данные RE 5 копит с неменьшим рвением, чем предшественница: легко узнать, сколько часов вы за ней провели, сколько зомби перебили, каким оружие пользовались, велик ли процент хедшотов из дробовика и даже сколько раз вас съел монстр по прозвищу «буй кичва». В разделе Leaderboards предлагается сравнить свои успехи с достижениями других игроков. Наконец, в разделе Library собрана информация для домашнего чтения о мире Resident Evil. Крису Рэдфилду, например, посвящено двадцать семь страниц текста, Шеве – тридцать шесть. Здесь же можно пересмотреть открытые заставки (всего в RE 5 их пятьдесят три) и повертеть перед экраном собранные фигурки героев.
И самый интересный бонус: режим The Mercenaries, который пришел из RE 3 и который, по заверениям создателей, в пятую часть добавлять не собирались, в ней все же обнаружился. Доступ к «Наемникам» открывается после того, как вы закончите сюжетную кампанию. Бой здесь идет за очки: герои Resident Evil 5 должны за пару минут уложить побольше зомби и набрать как можно более продолжительное комбо. Получается своеобразная «игра в игре»: в The Mercenaries свои правила, свой геймплей, свои уровни, свои достижения и другой список персонажей (внимание – единственный шанс поиграть за Джилл Валентайн в RE5!). Также у режима своя сетевая доска лидеров, и перепроходить задания позволено до бесконечности – ведь максимальное количество очков не ограничено, по большому счету, ничем. Но самое интересное – это парная игра в The Mercenaries, через split-screen или по Сети. В этом случае герои могут вставать спиной к спине и всячески помогать друг другу, отчего набор доступных тактик расширяется где-то в тысячу раз. И, разумеется, для co-op предусмотрен собственный рейтинг лидеров. Наверное, лучший дополнительный режим и придумать невозможно. Даже если одиночная кампания когда-нибудь надоест, каждый матч в «Наемниках» всегда будет отличаться от других.
Рассвет живых мертвецов
Долгую жизнь RE 5 обеспечивает еще и интересное решение с инвентарем. Дело в том, что добытые героями оружие и предметы универсальны для всех прохождений. Предположим, вы закончили сюжетную кампанию, собрали и проапгрейдили десяток видов оружия. После финальной заставки они остаются в инвентаре и если вы захотите еще раз переиграть вторую часть третьей главы на высокой сложности, нажитое – в вашем распоряжении. Это решение авторов совершенно оправданно. Благодаря отлаженному, до блеска отполированному, сто раз проверенному геймплею расстреливать зомби в Resident Evil 5 интересно и в четвертый, и в пятый раз. Поиски всех бонусов, охота за трофеями или ачивментами займут вас не на один десяток часов. И даже после этого можно сколько угодно жарить зомби в режиме The Mercenaries в погоне за рекордами, новыми уровнями и персонажами. Кстати, и дополнительные локации, и героев в The Mercenaries открыть очень непросто – гораздо сложнее, чем пройти «сингл». Автор этих строк с первой попытки набрал в первом уровне The Mercenaries около пяти тысяч очков, в то время как мировой рекорд на момент сдачи материала в печать (второй день продаж игры в Японии) составляет сто одиннадцать тысяч очков. И есть все основания полагать, что через неделю после европейского и американского релиза это достижение будет улучшено как минимум в полтора-два раза.

Крис Рэдфилд, 2005 год. Это самый первый и, очевидно, нарисованный в графическом редакторе «скриншот» Resident Evil 5.

Крис Рэдфилд, 2007 год. Костюм – совершенно другой. Видимо, с этого времени Крис стал агентом крупной военизированной организации.

Крис Рэдфилд, 2009 год. Изменения почти незаметны: улучшились текстуры, заметнее стала щетина на лице, обновлен дизайн мини-рации на левом плече.
И не только потому, что в Старом и Новом свете наловчились играть в шутеры. Уверен, японцы тоже поднажмут – такова уж Resident Evil 5. Иногда она кажется архаичной, иногда странной, иногда глуповатой, но невозможно не согласиться, что основы геймплея, заложенные еще в Resident Evil4, по-прежнему выше всех похвал. Есть в ней какое-то непостижимое очарование, необъяснимый японский вирус качества и зрелищности. Десять часов одиночной кампании – лишь разминка перед настоящими приключениями, двухминутные сессии в The Mercenaries растягиваются на часы. Сколько ни критикуй Resident Evil 5, от простой истины не уйдешь: игра получилась правильная, задорная, с огоньком. За что и любим.
Игорь Сонин
Рецензия из журнала “Страна Игр” №05(279), март 2009 года
- Игры5 лет ago
PlayStation не виновата
- Игры5 лет ago
Пост-обзор Final Fantasy XIII
- Игры5 лет ago
Spec Ops: из грязи в князи
- Игры5 лет ago
Почему все говорят об игре “Великий Султан”
- Игры5 лет ago
10 причин поиграть в Arcanum
- Игры5 лет ago
Куда плывут “Корсары: Черная метка”?
- Игры5 лет ago
Светлая сторона YouTube: Alina Gingertail
- Игры5 лет ago
Xbox уходит из России?