Свяжитесь с нами

Игры

10 причин поиграть в Master of Orion II: Battle at Antares

Что такое флот без флотоводца? Правильно – пустое место.

Безграничные просторы космоса манят не только писателей и режиссеров, но и разработчиков. Не счесть стратегий, RPG, экшнов и симуляторов, чье действие происходит где-то там, в далекой-далекой (или не очень далекой-далекой) галактике. И вовсе необязательно это галактика Star Wars, есть ведь еще и Star Trek, Battlestar Galactica, книги Вебера и Буджолд и т.д. и т.п. Да что там говорить, ведь даже краткая история космоопер на PC, которую мы когда-то публиковали в журнале, в один номер не влезла. Да, по популярности со звездами сравнится разве что Вторая мировая. И то не факт.

Master of Orion II

Одной из студий, чей вклад в перенос космических баталий на экран монитора неоспорим, была некогда Simtex. Основанная в 1988 году Стивом Барсией команда поначалу не знала, куда приложить руки. И рискнула сделать Star Lords (известную как Master of Orion 0) – первую свою 4X-стратегию, отсылающую нас в будущее человечества. Несколько рас исследовали галактику, расширяли свои сферы влияния, развивали империи и сражались друг с другом. Игра была полна багов, но, показанная друзьям-журналистам, вызвала восторг. И воодушевленная напутствиями прессы Simtex тут же бросилась ковать железо.

Релиз Master of Orion случился в 1993-м и моментально сделал команду знаменитой, имя Стив Барсии произносили с придыханием, веря, что это его не последний проект. А пока влюбленные в заоблачные выси товарищи брали в свои руки одну из десяти заготовленных разработчиками рас и захватывали галактику. Впрочем, Simtex отличилась уже тогда, предложив альтернативный способ победы – через всеобщие открытые выборы. С итогом которых, впрочем, разрешалось не согласиться.
1994 год подарил нам еще одну культовую стратегию, правда, не космическую. Это была Master of Magic, игра в фэнтезийной вселенной, где геймеру доставалась почетная роль одного из могущественных волшебников. Принцип «один в поле не воин» действовал и тут – у нас была целая раса помощников, осваивавших безлюдные территории. А до кучи присутствовала магия, как с типовыми (вроде молнии), так и уникальными (наподобие мутаций собственных бойцов) заклинаниями.

Следующий год принес средненькую по качеству адаптацию настольной игры (Railroads & Robber Barons), а вот в 1996-м на прилавки заглянула она – одна из лучших космических стратегий в истории, Master of Orion II: Battle at Antares. Увы, после этого звезда студии пошла к закату. Взявшись сначала за Mech Lords, но получив проблемы с владельцами прав на Battletech, а потом обжегшись на Guardians: Agents of Justice, Simtex канула в Лету. Может, она бы еще и побарахталась, но в 1995 году Барсиа продал студию Microprose, и та не стала ждать, когда же топ-команда выдаст очередной хит. Сам Стив потом работал в известных издательствах, его соратники разбежались по разным командам игровой индустрии, а сериал Master of Orion стал недостижимым идеалом для всех, кто пытался сделать 4X-стратегию.

1. Не убивая, а любя

Большинство 4X-стратегий на космическую тематику в 80-90-е почему-то считало, что главный способ победы – «всех убить, одному остаться». Но с чего это разработчики решили, что галактической гегемонии нельзя добиться по-другому? Вот в Simtex так не думали, предложив два альтернативных варианта. Первый – всеобщие и альтернативные выборы. Порой в местном аналоге ООН собирались представители всех рас, которые и голосовали за одного из двух кандидатов на пост «президента всея галактики». Понятно, что число голосов было неравным – империи позначительнее и делегатов привозили больше. Впрочем, в одиночку всех превозмочь получалось разве что на низших сложностях, ведь будущему владыке вселенной требовалось две трети голосов.

Master of Orion II
Но что самое занятное – на «выбор народа» можно было и наплевать. Правда, тогда все скатывалось в войну – прочие расы нападали на вас, пытаясь принудить к демократии. Посему противиться общему решению стоило, лишь записавшись в лузеры. Впрочем, обычно заканчивалось это плохо – суммарными усилиями вас забрасывали кораблями, рано или поздно по одной перекрашивая ваши звездные системы в «неправильные» цвета. Однако шансы выстоять были, особенно если удавалось быстро нанести пару точечных ударов по столичным системам оппонентов.


Был и третий вариант: наплевать на все эти «мелкие разборки» и «игру в демократию», занявшись развитием технологий. Особо умные открывали портал к врагам всех прогрессивных народов – антареанцам (изредка совершающим набеги на цивилизованные земли). Добравшись до их базы и вырезав охраняющий ее мощнейший флот на пару с оборонительными сооружениями, вы показывали себя настоящим спасителем галактики. А не склониться перед таким великим (не?)человеком было нельзя.

2. Спасение от амеб

В Master of Orion II перед нами открывался немаленький кусочек вселенной, и в этом кусочке все время что-что-то да происходило. Например, какая-нибудь звезда начинала подавать признаки жизни, намекая на скорый взрыв, и ученые тут же кидались спасать сородичей от жуткой напасти. Или случался шторм в гиперспейсе, мешающий кораблям перемещаться между системами. Или гигантская амеба прилетала пообедать вашей колонией. Или внезапно обнаруживался древний артефакт, до того скрытый под поверхностью планеты. Но это (как и налеты антареанских кораблей) – лишь один кусочек общей картины.


Был и другой – живущие вокруг вас другие расы. Увы, их поведение – едва ли не единственный серьезный недостаток стратегии от Simtex. Нация, с которой у вас в последние ходов сто были мир, дружба и взаимовыгодные отношения, внезапно подтягивала флоты к границе и объявляла войну. Как и почему – науке неизвестно. Самое печальное, что при этом ее посол заявлял что-то вроде «вы нас предали». С чего он это брал, непонятно, но слова говорил именно такие.


Впрочем, на то и щука, чтоб карась не дремал. Всего-то и требовалось: думать о будущем и не давать этого сделать. В конце концов, и самая миролюбивая страна поддастся соблазну, если увести пограничников на другой край галактики, оставив без прикрытия самые «вкусные» планеты. Кстати, а вы знаете, что перемещаться в Master of Orion II можно как угодно и куда угодно? Если дальность установленных на крейсерах или колонизационных кораблях двигателей позволяет, нетрудно хоть всю галактику пролететь. И не нужны для этого никакие червоточины или звездные врата – выбираешь направление на какую-нибудь звезду да летишь. Впрочем, альтернативные способы путешествий тоже в наличии, где-то связанные с расами, где-то с особенностями карты, а где-то – и с технологиями.

3. Умный и еще умнее

О-о-о, технологии… А-а-а, технологии!!! Спросите любого фаната, и он часами будет рассказывать вам, как правильно развивать науку, взяв псилонов, а как – булрати. Здешнее древо исследований, конечно, неидеально, но близко к эталонному. Восемь научных веток охватывают все сферы жизни звездной нации – дипломатию, шпионаж, экономику, войну. Труднее сказать, чего здесь нет, чем перечислить имеющееся. Вот летишь, бывает, по галактике, летишь, встречаешь систему, где одна захудалая планетка, два газовых гиганта и столько же колец астероидов. Казалось бы, бессмысленная трата колонизационного корабля. Ан нет, в будущем наши яйцеголовые помощники обязательно научатся делать из четырех бесполезных мест пригодные для жизни небесные тела. И будет у вас не одна планета, а целых пять.


Исследования помогут повысить приток денег в казну и пищи в закрома родины. Благодаря им откроются новые типы кораблей и новое оружие. Без науки наши звездолеты будут летать плохо и недалеко, их пушки не смогут даже поцарапать броню вражеского крейсера, а ракеты останутся бесполезным грузом в трюмах. Ученые подправят гравитацию на планетах и защитят их население от радиации, изучат более совершенные космические базы и оградят нас от неприятельских атак при помощи ракетных установок.
Но есть и одна закавыка – все технологии делятся на мини-группы (чаще всего по две-три штуки в каждой). Обычная раса может выбрать только одно исследование. Решить, что важнее – андроиды-рабочие или андроиды-лаборанты – нелегко. Хотя иногда справиться с дилеммой не составит проблем – уж такие штуки, как автоматические фабрики или исследовательские лаборатории, нужны всем и каждому. Эти здания принадлежат к категории must have, и отказываться от них не стоит. Впрочем, если вы случайно пропустите их в своем планировании, всегда можно договориться с соседями об обмене. Или попросту украсть, если уж дипломатия – не ваш конек.

4. Накормить, спать уложить

Стоп, какие внешние сношения, нам бы свою страну поднять – не один потенциальный властелин галактики вылетел в трубу, пытаясь построить на всех планетах все здания. Новички забывают, что экономика в Master of Orion II просчитана до мелочей, и следить за балансом своего счета нужно каждый ход. Огромный флот или куча ненужных военных академий в момент пустят вас по миру, оставив без гроша в кармане. Короче, учитесь выбирать и сдерживайте свою руку, почти выбравшую опцию постройки космической базы в тыловой системе.


Еще один сдерживающий фактор для любителей безудержной экспансии и развития – еда. Представители подавляющего большинства рас почему-то неспособны и дня прожить без пищи, оставьте их без любимых гамбургеров, и игра завалит вас истеричными сообщениями в стиле «На Якулус IV нехватка еды, жители страдают от голода». А самое неприятное, что рано или поздно эти наглецы начнут вымирать, и лучше начать заботиться о прокорме заранее. Только вот выращивать картошку или зерно можно не везде, и поначалу (до активного терраформирования небесных тел) придется завозить продовольствие из аграрных миров в индустриальные и научные. Делается это не само собой, а при помощи грузовых кораблей, что открывает еще один способ ведения войны – блокаду вражеских территорий.


В попытках найти баланс между производством пищи, развитием промышленности и науки вы проведете немало часов. Баланс же для каждого свой – одни ставят на быстрое развитие флота и экспансию в первые ходов пятьдесят, другие предпочитают неспешное развитие и удар в поздние годы, третьим вообще подавай спокойную жизнь до самого конца. Все эти стратегии равновозможны в Master of Orion II, что еще раз подчеркивает крутость игры.

5. Сделай себя сам

Стратегию поведения можно дополнительно подстроить под себя, выбрав ту или иную расу. Взяв назгулоподобных далроков, странно будет не использовать их склонность к воровству технологий. Предпочтя мозгляков-псилонов, вы однозначно обгоните всех в развитии науки. А поставив на элерианцев, получите возможность моментальной ассимиляции колоний за счет телепатического влияния. Поверьте, это тоже немало – во всех иных случаях завоеванные территории приходится долго приводить к присяге. Уничтожать же присоединенный мир – тоже не выход, ведь тогда его придется заселять и отстраивать заново.


Как, стандартный набор наций вам не подходит? Пляшите, Simtex предусмотрела и это. Жмем кнопочку «Custom» и попадаем в конструктор, где реально подобрать сильные и слабые стороны так, чтобы вас это устроило. Изначально разработчики выдают десять очков, еще на десять позволяется набрать недостатков (вроде отрицательных модификаторов к наземным сражениям или невозможности заключать договора с другими расами). На получившиеся двадцать берите, что хотите – можете повысить выработку пищи, разместить на стартовой планете артефакт древней цивилизации или научить свой народ избегать превратностей судьбы, сделав его суперудачливым.


Печально, но совсем без читерских способностей, вроде позволяющей исследовать все технологии Creative, не обошлось. Очень ценны также расы со свойствами Lithovore, позволяющим кушать камни (читай обходиться без еды), и Tolerant, помогающим приспособиться к окружающей среде (то бишь размножаться на любых планетах и игнорировать загрязнение воздуха промышленностью). Впрочем, стоят такие перки настолько недешево, что их отсутствие можно и попытаться компенсировать другими.

6. И вновь продолжается бой

Как ни старайся, а избежать войны, скорее всего, не удастся, и вот уже во все стороны полетят флотилии звездолетов, а у планет разгорятся жаркие баталии. Правда, битвы серьезно отличаются от первой Master of Orion – если там счет кораблей шел на сотни, а то и на тысячи, причем каждая группа отображалась на тактическом экране одной фигуркой, вторая серия все поменяла. Теперь каждый крейсер или даже разведчик – отдельная боевая единица, да и огромный флот содержать не выйдет – экономика попросту надорвется. Придется лично управлять боями, ведь потеря даже трех линкоров частенько становится фатальной для вашей империи.


Быть верховным адмиралом, кстати, не так сложно, как кажется на первый взгляд. Главное – сосредотачивать огонь на одной или нескольких целях, выводя их из строя. Ну, и верно выбирать эти самые цели – скажем, лучевым оружием пробить некоторые виды защиты не получится, нужно запускать ракеты. То есть нужно еще и правильно подобрать армаду вторжения, иначе окажется, что в теории она крута, а на практике неспособна причинить никакого ущерба.


Отметим и многообразие тактических приемов. Только неопытные из неопытнейших идут в лобовую атаку и долбят противника из всех стволов, пока тот не сдастся. Умные сначала оценят свои сильные и слабые стороны, а потом постараются воспользоваться первыми. Можно, скажем, подойти поближе и попробовать взять неприятеля на абордаж (если у вас на борту есть морпехи). Или… окружить! Представьте себе, но тактика, примененная Ганнибалом при Каннах, действует и в далеком будущем. Ведь то же лучевое оружие обычно стреляет не на 360 градусов, и, зайдя с тыла, вы поймаете врага «со спущенными штанами». В общем, тренируйтесь, тренируйтесь и еще раз тренируйтесь – и скоро при упоминании вашего имени оппонентов непременно бросит в дрожь.

7. Тридцать восемь установок

И зарубите на носу еще одну истину: кнопочка «Design» на экране строительства придумана не красоты ради. Нажав на нее, вы попадете в специальный «конструкторский» экран, где возьметесь за проектирование кораблей. Скажем, если боитесь окружения, почему бы не установить лазерам круговой сектор обстрела. А если хотите пожертвовать дальностью за счет силы огня – установить модифицированную «пушку» вместо обычной. Именно конструктор звездолетов позволит не полагаться на придуманные AI образцы, а делать могучие «звезды смерти» таранного типа или быстроходные крейсера для рейдов по тылам.


Одним вооружением дело не ограничивается. Мы можем повысить шанс уклонения от ракет, увеличить дальность полета кораблей, сделать их невидимыми, лишить противников шансов на отступление, поставить систему авторемонта или просто взять с собой побольше десантников. Но крайне важно помнить три вещи. Во-первых, даже самый большой корпус все же не резиновый, как ни старайся, лимит объема будет достигнут, и впихнуть еще один модуль не получится. То есть лучше специализировать корабли, готовя их для особых задач и создавая комбинированный флот. Во-вторых, лимит звездолетов тоже ограничен, и вам нужна лучшая техника (к счастью, ее впоследствии можно апгрейдить). И, в-третьих, чем мощнее боевая единица, тем дольше идет ее постройка. Иногда лучше заложить на верфях что попроще, дабы не оказаться к началу войны совсем без ничего.


Жаль, что легкие намеки на дисбаланс прорвались и сюда. Так, Battle Pods к установке обязателен почти на всех моделях, ведь он увеличивает доступное для модулей пространство аж в два раза! Чуть менее критична утроенная броня, но и ее лучше обязательно выбирать для всех звездолетов размером от крейсера и выше, иначе потери в войнах будут катастрофическими. Но это лишь отдельные случаи, а в общем можно смело сказать, что модули всякие нужны и важны.

8. Не иностранный легион

Что такое флот без флотоводца? Правильно – пустое место. В Master of Orion II это учли и включили в игру офицеров-наемников, коих можно поставить на службу своей великой державе. У каждого из них свой набор способностей, большинство которых еще и прокачивается со временем. Скажем, Helmsman улучшает защиту кораблей вашей непобедимой армады, а Ordnance, наоборот, увеличивает наносимый ими урон. Нет, соваться в бой без командующего можно, но при прочих равных шансы на победу приблизятся к нулю. Особенно если вы играете с живыми соперниками.


А самое приятное, что есть тут и помощники в деле мирного строительства. Поставив такого на губернаторский пост, вы резко улучшите положение целой звездной системы. Понять, что они делают, сможет даже не знающий английского языка – Farming Leader повышает производство еды, Labor Leader ускоряет строительство зданий и звездолетов, а Financial Leader поможет пополнить опустевшую казну. Учтите только, что перечисленные способности исчисляются в процентах, и направлять финансового лидера в глухой уголок, дающий одну жалкую «монетку» в ход – дело бесперспективное.


Есть у героев и «нейтральные» (не мирные и не военные особенности). Командиры с навыком Megawealth после однократной платы за наем вообще не требуют денег на содержание. Больше того, еще и приплачивают вам за шанс заняться любимым делом, ведь каждый из них – галактический мультимиллиардер. Герои с Galactic Lore рассказывают, что творится во вселенной. Особенно они неоценимы на первых порах, позволяя не тратить время на исследование окружающего мира, а сразу лететь колонизировать лучшие планеты. А вот редкие парни с навыком Assassin вообще бесценны – они научились убивать чужих шпионов. Надо ли говорить, что чем сильнее вы опережаете супостатов по развитию технологий, тем чаще эти технологии крадут?

9. Если с другом вышел в мир

И будьте готовы к тому, что все описанное выше – просто разминка. Настоящая игра в Master of Orion II начинается, когда сталкиваются живые люди, а не человек и искусственный интеллект. Как бы ни был хитер AI, победить его реально (отдельные умельцы делают это на высшей сложности, ставя искусственное ограничение не расселяться за пределы родной планеты!). Иное дело непредсказуемый и оригинально мыслящий homo sapiens. Сталкиваясь с себе подобными, первые партий пять-семь вообще тихонько офигеваешь, видя необычные тактики и неординарные ходы. Потом втягиваешься, но нет-нет, да и удивляешься происходящему.


В мультиплеере важно не допустить серьезных ошибок, а сделать это легко даже на этапе создания собственной расы. Казалось бы, до чего полезная способность Creative. Ан нет, многие предпочитают сделать ставку на экономику и производство, «исследуя» упущенные технологии через развитую систему шпионажа. К тому же, получить стопроцентную отдачу от собственной «креативности» успеваешь не всегда – на средних и даже на больших картах война всех со всеми часто стартует еще до окончания первой сотни ходов. И что тогда делать со всеми этими технологиями, если над столицей уже висит флот соседа и активно удобряет землю бомбами?


Дать здесь какие-то общие советы крайне сложно – из-за конструктора рас никогда не знаешь, с кем столкнешься в следующей партии. Помните лишь, что развивать экономику в ущерб обороне не стоит: страна, которая не хочет кормить свою армию, очень скоро начнет кормить чужую. Ну, и промышленность поднимайте в первую очередь, тогда у индустриальных центров еще будет шанс исправить допущенные лидером страны ошибки. В остальном поможет опыт, получить который совсем несложно – многопользовательские баталии в Master of Orion II идут до сих пор.

10. С верой в будущее

Казалось бы, игре целых 17 лет, какое у нее будущее? Ведь Master of Orion III (вышедшая в 2003-м) провалилась как с геймплейной, так и с финансовой точки зрения. Сменившаяся на 100% команда разработчиков сделала унылейшую стратегию, в которой было слишком много микроменеджмента и слишком мало атмосферы и продуманности второй части. Но один из лучших 4X-проектов фанаты не забыли, продолжая развивать его собственными силами. Есть, например, долгострой FreeOrion (2005), который потихоньку обретает черты нормальной игры. Есть разнообразные моды, из которых выделяется VDC (Very Difficult Choice), устранивший множество недостатков оригинала, научивший AI адекватно бороться с человеком и вылизавший баланс. Есть, наконец, порт для iPhone Starbase Orion (2011). Люди, для которых сокращение MoO все еще значит, остались, как и остались надежды на возрождение сериала.


Взоры всей прогрессивной стратегической общественности сегодня устремлены в сторону авторов World of Tanks, беларусской компании Wargaming. Именно она недавно приобрела права как на Total Annihilation, так и на Master of Orion. Помня о достижениях студии в области TBS, смеем надеяться, что и Master of Orion IV выйдет в свет уже в этом десятилетии. Хотя неисправимые пессимисты успели прокомментировать новость в своем стиле, утверждая, что ждет нас World of Orion – те же «танки», только в космосе. Но мы ведь с вами оптимисты, не так ли?

Автор: Андрей Окушко

Номер: “Страна Игр” 09-10(349), 2013

 

1 комментарий

Популярные

18+ ЗАПРЕЩЕНО ДЛЯ ДЕТЕЙ