Свяжитесь с нами

Игры

Рецензия на Way of the Samurai 4

Пятьдесят прохождений Way of the Samurai 4 – это только начало знакомства с игрой.

Надоели линейные и слишком легкие игры, у которых за душой – только зрелищность? Жалуетесь, что современная индустрия не предлагает вам ничего иного? Возможно, вы просто не там ищете. Вот, например, Way of the Samurai 4 – игра, FAQ по которой я искал по ключевым словам «gay sex».

Уже пару лет мне задают вопрос: почему Demon’s Souls добилась успеха. Дескать, ведь From Software делала аналогичные игры годами, а тут вдруг – награды, продажи, шумиха в прессе. На мой взгляд, благодарить стоит Sony Computer Entertainment, которой понадобился вот такой PS3-эксклюзив для японского рынка. Инженеры Sony помогли с графическим движком и сетевым функционалом, продюсеры – подсказали, как повернуться лицом к геймерам. Крупный издатель помог реализовать давно накопившиеся идеи на должном уровне – вот вам и результат. К небольшой студии Acquire, выпустившей уже четвертую часть Way of the Samurai, пока так никто и не пришел.
На первый, неискушенный взгляд, Way of the Samurai 4 – типичная игра в открытом мире, только про средневековую Японию. Дескать, есть три фракции – традиционалисты, официальные власти, иностранцы, у каждой – свои миссии и сюжетные сценки, а в финале вы определяете судьбу страны (если постараетесь) или хотя бы собственную. По улицам бродят NPC – можно их убивать, а можно – выпрашивать работу. Игра даже позволяет обзавестись домом (вернее, додзё), накупить целый гардероб красоты ради и переспать с гейшей. Однако как GTA-клон Way of the Samurai 4 не выдерживает никакой критики – игра короткая, технически слабая, плохо сбалансированная и даже исторически не то чтобы достоверная. Зато как убийца времени для настоящего хардкорного геймера – достойный конкурент той же Disgaea: Hour of Darkness. А как кладезь идей для самых разных жанров – и вовсе бесценна.

Way of the Samurai 4
Для начала: Way of the Samurai 4 излагает сюжет, как типичная визуальная новелла. В каждый временной отрезок – допустим, вечером второго дня – можно принять участие в одной конкретной сценке (или их последовательности), что автоматически отменяет все другие возможные опции. Грубо говоря, если вы решили поговорить с официальными властями, то в британском посольстве вас уже не ждут. Участвуя в той или иной сценке, вы можете открыть или заблокировать будущие ветки сюжета и косвенно повлиять на финал. Аналогично типичная визуальная новелла предложила бы, например, после уроков либо пойти в драмкружок, либо посетить медицинский кабинет. В Way of the Samurai 4, однако, сюжетная сценка часто включает в себя битву с десятком-другим самураев – все-таки, это игра несколько иного жанра. Схема всех вариантов событий открыто опубликована в меню Journal – правда, поначалу, информация об их сути будет скрыта. Экономит массу времени – сразу понимаешь, что еще можно сделать, а где уже все испробовано (тоже прием из визуальных новелл). Иногда важное событие лучше проигнорировать – проспать в гостинице (или провести ночь с девушкой), чтобы достичь желаемого финала (всего их десять). Что-то подобное можно найти в Shenmue, The Last Express, Blade Runner, но Way of the Samurai 4 сделана примитивнее – есть четкая схема событий, без претензий на плавное, кинематографическое изложение истории. На первый взгляд.


Факт об игре, который взрывает мозг: приготовьтесь к тому, что проходить ее вы будете раз пятьдесят – иначе нет смысла и браться. Ведь каждое прохождение меняет мир игры, и многие сюжетные ветки поначалу попросту недоступны. Например, сначала госпиталь и языковая школа закрыты, поэтому вы не можете разговаривать с большинством иностранцев, а смертельно раненый товарищ умрет. Но если поможете западным врачам открыть свое заведение, то в следующем прохождении оно будет работать с первого же дня, открывая дополнительную линейку событий. Так ваш герой будет раз за разом переживать одну и ту же неделю, но всегда иначе, – эдакий игровой вариант «Дня сурка». Можно еще вспомнить в чем-то похожую Breath of Fire: Dragon Quarter, но там повторное прохождение лишь добавляло сюжетные сценки, не меняло игровой мир настолько радикально. Ценителям искусства понравится то, что при последующих прохождениях можно встретить на улице… себя – вернее, NPC, который ведет себя как вы из прошлой жизни. Или – если подключены к PSN – копию случайного геймера из Интернета. Немного похоже на Demon’s Souls и ZombiU, но лишь капельку.


В Way of the Samurai 4 получить лучшие концовки нереально не только с первого, но даже c пятого раза. Ладно – разблокировать все сюжетные опции. Но ведь оружие и навыки от прохождения к прохождению сохраняются, и игра устроена так, что далеко не сразу вы можете сражаться с сильными соперниками на равных. Опция «броситься на колени и молить о пощаде» срабатывает, но тогда не стоит ожидать от финала слишком многого. Поэтому начинать знакомство с Way of the Samurai 4 надо непременно на Easy – для Normal ваш меч будет слишком слаб. Даже если с оружием все хорошо, в одной из сцен от вас потребуются, например, навыки рукопашного боя. А это значит – найти в игре специалиста по нему, выбить из него свиток с описанием стиля, а потом долго и упорно тренироваться на попавших под руку бандитах. Как раз одно прохождение и уйдет. А там втянетесь – и убьете кучу времени на прокачку любимых стилей и, конечно же, ковку идеального меча.


Если изложение сюжета позаимствовано из визуальных новелл, то возня с оружием – скорее, из онлайн-игр. Кузнец может улучшать меч – за большие деньги и до определенного предела. Кажется, в MMO это зовется «заточкой». Мечи можно разбирать на запчасти (лезвие, рукоятка и ножны) и собирать воедино. Cмысл в том, чтобы подобрать правильное сочетание символов на всех трех элементах. Грубо говоря, хотите, чтобы меч вас отлечивал – соберите при его ковке знаки Life & Death. Наконец, на проверенный в боях меч кузнец может нанести красивую надпись, существенно увеличив силу атаки. На возню с прокачкой уйдет немало денег (а их еще надо заработать, выбивая деньги из чьих-то должников и убивая неверных мужей) и времени, но в разумных пределах – если за базу взять какой-то распространенный меч и добыть несколько десятков экземпляров. А если вам нравится клеймора британской воительницы (одна такая в игре), то… запасайтесь терпением, коллекционируйте копии меча. А еще в игре есть десятки стилей боя, и каждый нужно прокачивать отдельно, открывая новые приемы. Если этого мало – можно создать собственную школу фехтования. Да, и, помимо мечей, в игре представлены копья и огнестрельное оружие.


Пятьдесят прохождений – это только начало знакомства с игрой. Ведь способов убить время в Way of the Samurai 4 – чудовищное количество. Ладно – основной сюжет, но в игре есть и с десяток персонажей с целыми линейками дополнительных квестов, плюс случайные прохожие с дурацкими просьбами. Можно заняться прокачкой собственного додзё – лупасить тыльной стороной меча оболтусов на улице, а затем предлагать им прийти к вам на обучение. Таких юных падаванов потом даже можно будет брать с собой на миссии и заставлять сражаться на вашей стороне. Вернее, я думал, что додзё сделано для этого, но геймеры в Интернете набирают в команду только женщин и устраивают что-то, вроде борделя. Кажется. Я еще пока не попробовал. Особое удовольствие – попадать в местную тюрьму (за убийство случайных прохожих или же за неоплаченный ужин в ресторане), а затем – на пыточный стол. Ну и, конечно, вишенка на торте – возможность переспать с любой (наверное – FAQ на эту тему еще не придумали) девушкой в игре. Главное – найти правильный подход. Наконец, игра оценивает и ваше следование кодексу самурая (обчищать карманы у трупов, например, нехорошо), и в финале награждает одним из титулов (от идеального самурая до негодяйского негодяя) – их, как вы догадываетесь, тоже рекомендуется «собрать» все. Если вам нравятся «достижения», то Way of the Samurai 4 для вас – это как котенок для девушки, обожающей мимими. Здесь все – про достижения. Выловить всю рыбу, собрать все мечи, переспать со всем городом, – игра мотивирует вас попробовать все, что есть в игре, и тщательно фиксирует каждый чих. Обычно мне это не нравится. Но в Way of the Samurai 4…


Да, и про gay sex. До определенного момента я был уверен, что предлагать переспать можно только женщинам (включая старушек, но не маленьких девочек), но перед написанием рецензии решил проверить фактику. Оказалось, что мой герой просто недостаточно прокачан, а настоящие ночные проказники могут соблазнить даже ключевых мужских персонажей игры. Оставим комментарии на эту тему какому-нибудь журналу «Афиша».

Я уверен, что прямо сейчас какой-нибудь идиот-школьник скачивает пиратскую версию игры, устанавливает, запускает, чтобы через полчаса выключить, назвать калом и уйти играть в Call of Duty. Честно говоря, я бы тоже не обратил внимание на Way of the Samurai 4, если бы не знал, что это такое. Я дал ей шанс, через несколько часов втянулся, сходил за кофе, вернулся к игре и очнулся в семь утра. Ее, однако, нельзя рекомендовать всем, потому что при всем богатстве идей сделана плохо. В финальных титрах – под сотню людей. Немало, но было бы пять сотен – вполне возможно, что сейчас мы награждали бы Way of the Samurai 4 титулом игры года. Дело даже не столько в графике – просто хотелось бы, например, чтобы изучать разные стили надо было не по фану, а с какой-то целью. Не люблю, когда главная мотивация – это «достижения». Пока же это лишь забавное развлечение для тех, кому надоели Assassin’s Creed и Skyrim, и богатый материал для взрывающих мозг роликов на YouTube. Посмотрите тот, что про соблазнение британской консульши – очень смешной.
А структура сюжета а-ля визуальная новелла плюс наслоение прохождений друг на друга – отличная находка для приключенческих боевиков и RPG. Налетайте, пользуйтесь, делайте игру года. Все равно никто (кроме трех знатоков) не вспомнит, что так уже было.

Автор: Константин Говорун

Номер: “Страна Игр” №02(342) 2013

Открыть комментарии

Популярные

18+ ЗАПРЕЩЕНО ДЛЯ ДЕТЕЙ