Connect with us

Игры

Пора играть в Yakuza

В 2018 году это настоящее спасение от напыщенной серьезности и королевских битв в ААА-играх.

На дворе – 2004 год. Тосихиро Нагоси уже больше 15 лет работает в Sega и руководит разработкой игр. За его плечами – Super Monkey Ball, Daytona USA, Virtual Striker, а также совместная работа с Ю Судзуки над Shenmue и Сигэру Миямото над F-Zero GX. Новую идею-фикс в виде Ryū ga Gotoku (оригинальное название серии Yakuza) он пытается отстоять перед руководством Sega на каждой из встреч. Но свежи воспоминания о провале Dreamcast, даже популярные сериалы остаются в подвешенном состоянии. На большие игры уходит все больше и больше денег, а тут предлагают экшн для взрослой аудитории о криминальных кварталах Японии c бандитом в главной роли. Это вообще возможно будет продать? В финансировании отказано.

Кризис и перестановки в Sega приносят Нагоси новую должность и судьбоносные знакомства. В какой-то момент его идеи нашли отклик у единомышленников, и вместе они преподносят проект так, что руководство дает зеленый свет. Но получить бюджет – не значит вселить веру в команду: одни не видят в идее потенциала, другие просто не представляют, как должна выглядеть такая игра. «Когда ты делаешь что-то по-настоящему новое – люди тебя не понимают», – говорит новоиспеченному продюсеру бывший начальник в лице Ю Судзуки (которого многие, кстати, не понимают до сих пор, так что таких делах он разбирается), и Нагоси заявляет, что если по каким-либо причинам проект провалится – он уволится из Sega и не возьмется ни за одну новую игру.

Иногда кажется, что Тосихиро Нагоси – слишком стильный и крутой для разработчика игр.

Конечно, вспоминая об этих событиях уже в наши дни, их участники нагнали побольше драмы, но так или иначе – создание игры пошло полным ходом. Борьба с цензурой, добавление персонажа-ребенка, постоянное наполнение сюжета новыми серьезными смыслами. Центральной темой игры стала забота о близких, а весь антураж создавался под впечатлением от реальных кварталов красных фонарей. Бары, азартные игры, хостесс-клубы – во все эти места Тосихиро Нагоси водил команду, чтобы перенести ночную жизнь на грани дозволенного в игровой мир без художественных искажений. Самим Нагоси описывается такой момент: в игре уже было готово меню напитков, но когда разработчики побывали в одном из дорогих клубов лично – поняли, насколько их работа, да и они сами, далеки от этого мира. Разработчики заказали бутылку за 300.000 иен, но ее не оказалось в наличии, и владельцу заведения пришлось обратиться в другой клуб, чтобы не потерять заказ. Позже все это было отражено и в играх – не зря же деньги на исследования тратили.

Именно благодаря таким промо-кадрам люди и ожидали увидеть на прилавках еще один GTA-клон.

Подошел к концу 2005 год, и Ryū ga Gotoku появилась на прилавках. Неожиданно оказалось, что это не «GTA в Японии», не «идейное продолжение Shenmue» и даже не очередной beat-em-up. Аудитория – преимущественно родная, японская – правильно считала тонкий баланс между серьезным сюжетом и дурачеством в мини-играх. Тема криминальной жизни в Yakuza не эксплуатировалась в угоду крутой рекламе, а оказалась неоспоримо важной и даже необходимой частью игрового мира. Опираясь на успех на внутреннем рынке, Sega выпустила продолжение вышло уже следующем году. Так стартовал сериал, которая сегодня включает в себя шесть номерных частей, приквел и несколько ответвлений, при этом до недавнего времени не слишком заметный на Западе.

Японская и американская обложки оригинальной Yakuza (Ryū ga Gotoku). Локализация Yakuza на Западе, цензура в западных релизах – это вообще отдельная и печальная история. К счастью, в последние годы дело пошло на лад.

Мне удалось поиграть в первую Yakuza еще на PlayStation 2, и тогда это было… тотальным разочарованием. Дело в том, что пресса описывала игру, как «развитие идей Shenmue» и ее «духовного наследника». Как же я расстроился когда после меланхоличного геймплея за Рё мне предлагалось бесконечно бить морды, вникать в разборки между азиатами и участвовать в странных мини-играх.

От разговоров с врагами до игры в дартс – якудза все делают с запредельным пафосом.

К счастью, видеоигры имеют странную особенность удивлять. В 2018 году я дал шанс Yakuza 0, и мне просто снесло крышу. Внезапно оказалось, что спустя 13 лет с момента надрывного рождения история Кадзума Кирю до сих пор раскрывается и не превратилась в музейный экспонат с клеймом «когда-нибудь ознакомлюсь». Будучи бог-знает-какой частью сериала (держим в уме ответвления про феодальную Японию) игра цепляет стольким количеством абсолютно бриллиантовых сюжетных сцен, что ей позавидуют развязки современных блокбастеров. И при том, что это обновленная картинка, натянутая на старые кости – от некоторых кадров невольно пучишь глаза. Ключевые герои выглядят на уровне топовых эксклюзивов для PS4! C этими же персонажами катсцены сняты на грани дозволенного пафоса, что превращает игру еще и в наиболее смешную (в лучшем из смыслов) версию азиатских разборок. Крайне серьезный разговор о семье и предательстве заканчивается оголением торса в одно движение руки, включением горящих розовым огнем кулаков и полетом с выкрикиванием имени оппонента через длинную комнату. И это настолько нелепо, насколько и смело не стесняться такого в 2018 году. Игра не боится быть игрой, круто!

Иногда игра вынуждает серьезных драматических героев оказываться в самых нелепых ситуациях. Эти моменты прекрасны.

При всем уважении к Кратосу и другим суровым персонажам – редко какая видеоигра позволяете себе посмеиваться над собой же. Можно поместить в сюжет саркастичного героя, который будет язвительно комментировать обстановку, но высмеять несерьезность на уровне игровых механик, при этом не скатываясь в уже пошлое ломание четвертой стены… жду примеров в комментариях. Показать минусы и превратить это в правильный юмор, как оказалось, непростое дело. И я понимаю людей, которые видят в серии Yakuza только набор из дейт-симов, караоке и шуток про секс по телефону. Здесь этого настолько много, что глаза разбегаются и забываешь о сюжете. А ведь есть еще и побочные квесты. В технологическом плане те, конечно, сделаны «на сдачу», но юмора и оригинальных ситуаций там навалом. Навскидку: как вам стелс-миссия, в которой надо тайно помочь ребенку купить порно-журнал. И это смешно не из-за самой ситуации; для этого квеста написано много по-настоящему смешных реплик и пусть за две копейки, но поставлены сценки на движке игры. А что, так можно было?

Yakuza Kiwami 2, в отличии от ремастера первой части, уже освоила наиболее современную версию движка. Ленивым HD-переизданием тут и не пахнет.

Знакомые с Yakuza уличат меня в том, что в последних абзацах пошло смешивание красного с холодным, и уже непонятно о какой конкретно игре цикла Yakuza речь. Наверное, это лучше всего и отразит посыл текста. Мы сейчас находимся в глупой ситуации, когда чувствуем себя первооткрывателями на местах, в которых уже побывали миллионы. Запад (что уж говорить о России) старательно игнорировал одну из самых ярких игровых серий на протяжении трех поколений консолей. Тем временем приквел в виде Yakuza 0 успел попасть в коллекцию хитов PlayStation 4 и продается в одной когорте с Bloodborne и Uncharted 4, а Sony использует арты из Yakuza в коллажах формата “лучшие персонажи эксклюзивов PlayStation”. Почему нас окружили куполом из новостей про Battlefield и Fortnite? Yakuza – это и сегодня крутейшие игры, которые проходят мимо огромной аудитории, и этому пора положить конец именно сейчас. В нашем распоряжении есть три части саги для современных платформ с современной графикой – Yakuza 0 и два римейка первых двух частей, Yakuza Kiwami и Yakuza Kiwami 2. Можно просто взять и начать играть с самого начала, знакомясь с циклом в правильном порядке.

Один из моих самых любимых персонажей на все три игры. Как говорится, и посмеяться, и поплакать.

Да, некоторые линии героев сегодня уже не работают. Да, часть завязок – привет клише из боевиков 80-х (а мы их еще любим или уже нет, как там сейчас модно?). В конце концов, да, к тому, что из гопников на улице высыпаются монеты после каждого удара, нужно привыкнуть. Но проведите на мне добивающий прием велосипедом, если это не придает игре шарм. Сложно придумать более гипертрофированные развязки событий, чем в Yakuza, но при этом конфликты в играх не опускаются до уровня второсортных подростковых аниме. Пусть герои иногда выкрикивают имена друг друга перед дракой, но при этом все, что непосредственно касается якудза и их дел, подано аккуратно и без лишних дурачеств. Здесь убийство – табу, а умение договариваться ценится выше приемов самообороны. Все, что когда-то хотели увидеть в видеоиграх Тосихиро Нагоси и его команда – работает и развивается. Спустя приквел и два переиздания я увидел в Yakuza то, что пытался сказать отец сериала еще чертову дюжину лет назад.

Новому движку особенно удаются крупные планы. Приготовьтесь смотреть на детально проработанных японцев снова и снова.

В этом месяце Sega анонсировала Project Judge, что малость не вписывается в историю, озвученную в начале. В новой игре мы поиграем за бывшего адвоката и частного детектива Такаюки Ягами. Несколько настораживает выбор концепта, от которого Нагоси отмахивался четырнадцать лет назад (для боссов Sega было проблемой то, что в игре предлагалось управлять бандитом, и они просили заменить героя на полицейского). Будет ли так же захватывающе играть за добро с кулаками? Есть опасения, что Sega опять пытается угадать западные желания и не понимает, что японские безумства, сальные мини-игры про хостес-клубы и машинки на пульте управления и сделали сериал популярным. Пусть для этого потребовались три поколения консолей, семь игр серии и развитие Twitch-трансляций, но ведь получилось! Впрочем, безумные продажи в Японии будут обеспечены одним лишь Такуя Кимурой, невероятно знаменитым на родине актером и главным лицом новой игры, волноваться стоит только за англоговорящий рынок.

Выход идейного наследника Yakuza запланирован уже на 2019 год.

Так или иначе, но мы оказались в лучшей из ситуаций, когда на расстоянии вытянутой руки имеем три части, пожалуй, наиболее важной криминальной видеоигровой саги с японским уклоном, и не существует ни единого оправдания, чтобы ее не опробовать. Они в равной степени новые (Kiwami 2 с обновленным движком от шестой части вышла в этом сентябре), чтобы считаться современными и старые (оригинальная Yakuza вышла 13 лет назад еще на PS2), чтобы не требовать от них них слишком много. Поэтому в следующий раз, когда новости о микротранзакциях, режимах королевской битвы и провальных продолжениях любимых сериалов вас окончательно добьют – помните, что в запасе всегда есть одна нетронутая сага. С ее помощью Sega подкопила денег, Тосихиро Нагоси оказался в совете директоров, а миллионы людей вновь прониклись тайным искусством караоке. Осталось только нам с вами во все это поиграть.

Виктор Антипенко

Поддержать проект:

31 комментарий

Популярные

    18+ ЗАПРЕЩЕНО ДЛЯ ДЕТЕЙ