Свяжитесь с нами

История журнала

Как создавалась “Страна Игр” (“СИ” №200)

Интервью с основателями журнала (Дмитрий Агарунов, Сергей Лянге, Оксана Донская)

За 200 но­ме­ров про­и­зош­ла уй­ма со­бы­тий. Мож­но ска­зать, про­ле­те­ла це­лая жизнь. Мно­гок­рат­но сме­нил­ся ре­дак­то­рс­кий сос­тав, 486-ые уш­ли в прош­лое, жур­нал стал ежед­вух-прос­ти-гос­по­ди-не­дель­ным, CD пе­ре­дал все пол­но­мо­чия DVD, жид­кок­рис­тал­ли­чес­кие мо­ни­то­ры пе­рес­та­ли вы­зы­вать су­е­вер­ный ужас, Врен пе­реб­рал­ся из Пи­те­ра в Пер­воп­рес­толь­ную, дол­лар уже дав­но сто­ит не 6 руб­лей, Ра­зум­кин же­нил­ся… За этим ка­лей­дос­ко­пом мож­но лег­ко за­быть – а как, собствен­но, все на­чи­на­лось? Но мы не из та­ких. Мы креп­ко дер­жим­ся кор­ней.

ОК, ско­рее все­го, вы не чи­та­ли «Стра­ну Игр» об­раз­ца 1997 го­да, вер­но? (Ес­ли вдруг вы яв­ля­е­тесь на­шим чи­та­те­лем с пер­вых но­ме­ров и до сих пор в строю, тог­да сни­ма­ем на­шу ре­дак­ци­он­ную шля­пу и приг­ла­ша­ем в гос­ти – прос­то так, на рю­моч­ку че­го-ни­будь. За наш счет, ра­зу­ме­ет­ся.) И име­на тех, кто сто­ял у ис­то­ков «СИ» вам нез­на­ко­мы. Сей­час бу­дем это исп­рав­лять, так как ес­ли бы не они – не бы­ло бы у нас лю­би­мых ре­дак­ци­он­ных кре­сел, а у вас – лю­би­мо­го жур­на­ла. Про­сим всех встать!

А нач­нем, как во­дит­ся, с са­мых зас­лу­жен­ных, с тех, кто тру­дил­ся над соз­да­ни­ем пер­вых но­ме­ров «Стра­ны Игр». Кто как не они, смо­гут рас­ска­зать вам, что тог­да про­ис­хо­ди­ло. Ко­неч­но, это бес­смен­ный ге­не­раль­ный ди­рек­тор из­да­тель­ства (game)land Дмит­рий Ага­ру­нов. Имен­но ему при­над­ле­жит идея вы­пус­ка муль­тип­лат­фор­мен­но­го иг­ро­во­го жур­на­ла. Не обой­тись и без не ме­нее ле­ген­дар­ной лич­нос­ти – Сер­гея Лян­ге. Этот че­ло­век на­чи­нал свою ра­бо­ту в из­да­тель­стве как арт-ди­рек­тор, за­тем стал глав­ным ре­дак­то­ром, по­том из­да­те­лем. «СИ» по пра­ву мож­но наз­вать его де­ти­щем. Пер­вый глав­ный ре­дак­тор жур­на­ла – Ок­са­на Донс­кая, воз­мож­но, на­и­ме­нее зна­ко­ма на­шим сов­ре­мен­ным чи­та­те­лям, но имен­но бла­го­да­ря ее уси­ли­ям на на­чаль­ных ста­ди­ях раз­ви­тия жур­нал смог стать од­ним из ве­ду­щих иг­ро­вых из­да­ний в Рос­сии.

Интервью с Дмитрием Агаруновым

– Да­вай вер­нем­ся на 10 лет на­зад. Для че­го был соз­дан жур­нал «Стра­на Игр»?

– Целью бы­ло и ос­та­ет­ся (чем я очень гор­жусь) ин­фор­ми­ро­ва­ние о том, что та­кое сов­ре­мен­ные ви­де­о­иг­ры, по­мощь в вы­бо­ре иг­ры. В тот мо­мент мы тор­го­ва­ли в роз­ни­цу иг­ра­ми и нам не­об­хо­ди­мо бы­ло рас­ска­зать о том, что у нас есть в на­ли­чии, что­бы по­ку­па­ли иг­ры имен­но у нас, и не прос­то по­ку­па­ли, а выб­ра­ли пра­виль­ную иг­ру. Ви­де­о­иг­ры бы­ли но­вы, так как имен­но в 95-96 го­дах у нас на рын­ке по­я­ви­лись Nintendo, мы тог­да та­ких иг­ру­шек еще не ви­де­ли – это бы­ла ре­во­лю­ция. Мно­гие да­же не зна­ли, что та­кие иг­ры су­ще­ст­ву­ют, и мне хо­те­лось об этом рас­ска­зать. Ког­да к нам в ма­га­зи­ны при­хо­ди­ли лю­ди и по­ку­па­ли иг­ры, мы мно­го с ни­ми об­ща­лись и по­ня­ли, что жур­нал то­же дол­жен стать та­ким со­бе­сед­ни­ком, что­бы рас­ска­зать то, что рас­ска­зы­ва­ли на­ши про­дав­цы. По­на­ча­лу имен­но они пи­са­ли все ре­цен­зии, так как це­лы­ми сут­ка­ми иг­ра­ли в но­вые иг­ры. Тог­да су­ще­ст­во­ва­ло нес­коль­ко жур­на­лов об иг­рах («Ма­га­зин иг­ру­шек» и дру­гие), но они бы­ли не­боль­шие, с не­по­нят­ной кон­цеп­ци­ей, и мы ре­ши­ли соз­дать свой.

– От ре­ше­ния до ре­а­ли­за­ции, как из­ве­ст­но, боль­шой путь. Как он дал­ся те­бе и ко­ман­де?

– Тог­да я пос­то­ян­но ез­дил в Ки­тай, Гон­конг, США за то­ва­ром. Вез все сам, что­бы ско­рее ус­петь. У ме­ня эта идея воз­ник­ла в на­ча­ле де­вя­нос­тых, но я ска­зал, что по­ка не бу­дет че­ло­ве­ка, ко­то­рый за это возь­мет­ся, де­лать жур­нал не бу­ду. И про­я­вил ини­ци­а­ти­ву па­рень, ко­то­рый у нас ра­бо­тал и пе­ре­во­дил инструк­ции для игр, – Ди­ма Донс­кой. Он взял­ся все это ор­га­ни­зо­вать, ез­дил по раз­ным ком­па­ни­ям, из­да­тельс­ким до­мам, спра­ши­вая, как де­ла­ют­ся жур­на­лы, что для это­го нуж­но. В ито­ге поп­ро­сил два ра­бо­чих мес­та. Мы вы­де­ли­ли их под лест­ни­цей в ма­га­зи­не «Но­вый Ко­ли­зей». Там и ра­бо­та­ла пер­вая ре­дак­ция жур­на­ла – два или три че­ло­ве­ка.

– Ты на­вер­ня­ка пом­нишь день, ког­да вы все вмес­те соб­ра­лись (ты, Донс­кой и его ре­бя­та)…

– Не бы­ло та­ко­го. Я пол­ностью до­ве­рял Ди­ме и толь­ко во вре­мя при­ез­да в ма­га­зин зна­ко­мил­ся с ре­бя­та­ми, ко­то­рых он при­ни­мал на ра­бо­ту.

–  Еще один тест на хо­ро­шую па­мять. Ког­да на­ча­лась ра­бо­та над пер­вым но­ме­ром?
– Она на­ча­лась в ок­тяб­ре-но­яб­ре 1995 го­да. В де­каб­ре мы на­ча­ли зво­нить в ев­ро­пейс­кие ти­пог­ра­фии, мы хо­те­ли имен­но там на­пе­ча­тать не­боль­шой ти­раж – ты­сяч 5 ко­пий. Я тог­да не по­ни­мал ни­че­го в из­да­тельс­ком де­ле. Там нам наз­на­чи­ли це­ну – 7-8 дол­ла­ров за эк­зе­мп­ляр, я ис­пу­гал­ся, по­ду­мал, что ев­ро­пей­цы ка­кие-то боль­ные, и на­пе­ча­тал все в Гон­кон­ге, как сей­час пом­ню, по 2.5 дол­ла­ра. Плен­ки, с ко­то­рых пе­ча­тал­ся жур­нал, Ди­ма пе­ре­да­вал че­рез пас­са­жи­ров, ле­тя­щих в Гон­конг (а вот Ок­са­на при­дер­жи­ва­ет­ся дру­го­го мне­ния на сей счет – Прим. ред.). Пер­вый но­мер дос­та­ви­ли в Моск­ву при­мер­но в кон­це ян­ва­ря 1996 го­да, и мы ста­ли его про­да­вать… Мы это­му но­ме­ру прис­во­и­ли ста­тус сиг­наль­но­го. И сто­ил он тог­да 18 руб­лей (это бы­ло 3.5 дол­ла­ра). Это бы­ло очень до­ро­го, по­э­то­му фир­мы от­ка­зы­ва­лись брать его на ре­а­ли­за­цию. И лишь од­на не­боль­шая фир­ма, офис ко­то­рой на­хо­дил­ся в ка­ком-то об­ще­жи­тии, ре­ши­ла взять жур­нал на про­да­жу. Они про­да­ва­ли его в мет­ро и ре­а­ли­зо­ва­ли прак­ти­чес­ки 80% ти­ра­жа.

– О сокро­вен­ном. Как воз­ник­ло наз­ва­ние жур­на­ла?
– Мы дол­го ду­ма­ли, как наз­вать. Ни­че­го не при­хо­ди­ло в го­ло­ву. Тог­да мы прос­то пе­ре­ве­ли на рус­ский язык наз­ва­ние на­шей ком­па­нии – (game)land. Кста­ти, так мы то­же наз­ва­ли ком­па­нию не сра­зу. Сна­ча­ла мы на­зы­ва­лись Agarun Company. А прев­ра­ти­лись в (game)land бла­го­да­ря на­ше­му аме­ри­ка­нс­ко­му пос­тав­щи­ку, у ко­то­ро­го бы­ло ана­ло­гич­ное наз­ва­ние и ко­то­рое нам очень нра­ви­лось. Мы спро­си­ли раз­ре­ше­ния у аме­ри­кан­цев на ис­поль­зо­ва­ние наз­ва­ния (game)land и ста­ли так на­зы­вать на­ши ма­га­зи­ны, но ком­па­ния так не на­зы­ва­лась. И ког­да уже сов­сем под­жи­ма­ли сро­ки и нуж­но бы­ло на­зы­вать жур­нал, мы ре­ши­ли прос­то пе­ре­вес­ти на рус­ский язык наз­ва­ние на­ших ма­га­зи­нов.

– Мы прос­мот­ре­ли весь ар­хив жур­на­ла и наш­ли мас­су лю­бо­пыт­но­го. Нап­ри­мер, то, что пер­вая сис­те­ма оце­нок бы­ла срод­ни школь­ной – пя­ти­бал­ль­ной, с плю­са­ми и ми­ну­са­ми. Кста­ти, за пер­вые го­ды мы не наш­ли ни од­ной оцен­ки ни­же 4 с ми­ну­сом…
– Это, кста­ти, очень важ­ный мо­мент. Мы ре­ши­ли, что не бу­дем пи­сать о пло­хих иг­рах, в жур­нал по­па­да­ют толь­ко хо­ро­шие иг­ры. И та­кой под­ход ос­тал­ся до сих пор, и в этом, на мой взгляд, си­ла «Стра­ны Игр».

– Ка­кую бы ты пос­та­вил оцен­ку пер­во­му, сиг­наль­но­му но­ме­ру?
– Ду­маю, что чет­вер­ку. По­то­му как не все еще бы­ло так, как хо­те­лось. Но от­зы­вы чи­та­те­лей бы­ли очень хо­ро­шие.

– Рас­ска­жи по­под­роб­нее о Ди­ме Донс­ком. В вы­ход­ных дан­ных он ука­зан как ос­но­ва­тель, то есть че­ло­век соз­дав­ший жур­нал. Как дол­го он про­ра­бо­тал в ком­па­нии?
– Он про­ра­бо­тал в ком­па­нии все­го два го­да. Сна­ча­ла, как я го­во­рил, он за­ни­мал­ся пе­ре­во­дом и соз­да­ни­ем инструк­ций для игр. По­том стал де­лать сиг­наль­ный но­мер «Стра­ны Игр». В это вре­мя он учил­ся в инс­ти­ту­те, в ко­то­ром про­во­дил­ся кон­курс с глав­ным при­зом – ра­бо­той в Bosco Consulting Group. Ди­ма при­ни­мал в нем учас­тие и вы­иг­рал. Он уз­нал об этом в де­каб­ре 1995 го­да, при­шел ко мне, так мол и так, мне вы­пал та­кой шанс, та­кие перс­пек­ти­вы… Я ему ска­зал, что не хо­тел на­чи­нать вы­пуск жур­на­ла по­ка не бу­дет че­ло­ве­ка, ко­то­рый возь­мет­ся за это. Ты выз­вал­ся, а те­перь прак­ти­чес­ки сра­зу бро­са­ешь на­ча­тое де­ло. Но он от­ве­тил, что не под­ве­дет, что у не­го есть де­вуш­ка – Ок­са­на, она возь­мет­ся за вы­пуск жур­на­ла, она очень от­ве­т­ствен­ный че­ло­век. Кро­ме то­го, есть Се­ре­га Лян­ге, то­же очень клас­сный па­цан, за не­го на­до дер­жать­ся, по­то­му что он фа­нат игр, зна­ет в них толк, по­ни­ма­ет в соз­да­нии жур­на­лов. В об­щем, он га­ран­ти­ро­вал, что с жур­на­лом бу­дет все в по­ряд­ке. На том и по­ре­ши­ли. И с это­го мо­мен­та но­вая ко­ман­да ак­тив­но прис­ту­пи­ла к ра­бо­те. Нас во­оду­ше­ви­ли пер­вые про­да­жи – 5 ты­сяч ти­ра­жа сиг­наль­но­го но­ме­ра про­да­лись за две-три не­де­ли. Мы ста­ли де­лать вто­рой но­мер. У ме­ня по­я­ви­лась идея на­пи­сать о рус­ской иг­ре, ка­жет­ся, она на­зы­ва­лась «Су-27», но не прос­то на­пи­сать об иг­ре, а сфо­тог­ра­фи­ро­вать нас­то­я­щий са­мо­лет, по­об­щать­ся с лет­чи­ком, сде­лать ин­тервью. У Ок­са­ны па­па был во­ен­ный, при­чем вы­со­ко­пос­тав­лен­ный. И он по­мог с ор­га­ни­за­ци­ей съ­е­мок и ин­тервью.

– А что бы­ло даль­ше?
– В 1997 го­ду «Стра­на Игр» дос­тиг­ла ти­ра­жа в 80 ты­сяч ко­пий и ста­ла са­мым ти­раж­ным из­да­ни­ем об иг­рах. Жур­нал ста­но­вил­ся тол­ще, так как игр ста­но­ви­лось все боль­ше и боль­ше, ин­фор­ма­ции бы­ло мно­го, по­э­то­му мы не ог­ра­ни­чи­ва­ли объ­ем.
По­том гря­нул кри­зис, и мы при­ос­та­но­ви­ли вы­пуск жур­на­ла. Но пос­ле дол­гих раз­мыш­ле­ний ре­ши­ли про­дол­жать, прав­да, приш­лось от­ка­зать­ся от до­ро­гой бу­ма­ги, на ко­то­рой пе­ча­тал­ся жур­нал, сок­ра­тить объ­ем… На­пе­ча­та­ли но­мер прак­ти­чес­ки на га­зет­ной бу­ма­ге, тем са­мым мы хо­те­ли по­ка­зать, что стра­на на­хо­дит­ся в сос­то­я­нии сво­е­об­раз­ной вой­ны. И но­мер был те­ма­ти­чес­кий, «Во­ен­но-по­ле­вой». Вы­пус­ти­ли не­боль­шой ти­раж – 15-20 ты­сяч. При этом сох­ра­ни­ли це­ну. В это вре­мя жур­на­лы не вы­хо­ди­ли во­об­ще, ки­ос­ки бы­ли пус­ты. И наш жур­нал расх­ва­та­ли как го­ря­чие пи­рож­ки. «Стра­на Игр» не вы­хо­ди­ла па­ру ме­ся­цев, ма­те­ри­а­ла на­ко­пи­лось мно­го, и мы прак­ти­чес­ки че­рез не­де­лю вы­пус­ти­ли уже сле­ду­ю­щий но­мер. И тог­да при­ня­ли ре­ше­ние вы­хо­дить два ра­за в ме­сяц. С тех пор «Стра­на Игр» вы­хо­дит в та­ком ре­жи­ме. Че­рез год или пол­то­ра мы вер­ну­лись к вы­пус­ку на хо­ро­шей бу­ма­ге.
Жур­нал сох­ра­нил все луч­шее за эти го­ды. Не по­ме­ня­лась кон­цеп­ция – за­бо­та о чи­та­те­лях, страсть к иг­рам, еди­не­ние лю­дей вок­руг ув­ле­че­ния. Нет жур­на­ли­с­тско­го па­фо­са. Не знаю, как сло­жи­лась эта пре­ем­ствен­ность, но я этим очень гор­жусь. При этом «Стра­на Игр» про­дол­жа­ет экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать и де­лать это удач­но. Я счи­таю, что «Стра­на» – один из луч­ших иг­ро­вых жур­на­лов в ми­ре! Бу­ду­щее жур­на­ла – в мо­ло­дых та­ла­нт­ли­вых эн­ту­зи­ас­тах, ко­то­рые лю­бят иг­ры, в эвен­тах (встре­чи, чем­пи­о­на­ты, тур­ни­ры), ко­то­рые мы про­во­дим для чи­та­те­лей. «Стра­на Игр» над вре­ме­нем, и я не хо­чу, что­бы она ме­ня­лась ни ра­ди ти­ра­жа, ни ра­ди рек­ла­мы…

– Па­ра слов чи­та­те­лям в свя­зи с юби­ле­ем «Стра­ны Игр».
– Хо­чу поб­ла­го­да­рить всех, кто был вмес­те с на­ми все эти го­ды, раз­де­лял на­шу страсть к иг­рам! Под­дер­жал нас во вре­мя кри­зи­са. Хо­тел бы поб­ла­го­да­рить за ог­ром­ное ко­ли­че­ст­во пи­сем, ко­то­рые при­хо­дят к нам в ре­дак­цию! И еще. Жур­нал соз­да­вал­ся с целью спо­со­б­ство­вать прев­ра­ще­нию на­шей стра­ны в иг­ро­вую дер­жа­ву – и это про­и­зош­ло. Рос­сия ста­ла той стра­ной, ко­то­рая спо­соб­на про­из­во­дить иг­ры ми­ро­во­го уров­ня и экс­пор­ти­ро­вать их. У нас ко­лос­саль­ные ус­пе­хи, о чем сви­де­тель­ству­ют иност­ран­ные ин­вес­ти­ции, в рос­сийс­кую иг­ро­вую ин­ду­ст­рию. Я уве­рен, что бла­го­да­ря «Стра­не Игр» сот­ни ре­бят ре­ши­ли свя­зать свою жизнь с иг­ро­вой ин­ду­ст­ри­ей – ста­ли ди­зай­не­ра­ми, прог­рам­мис­та­ми… Те­перь цель стать ве­ду­щей иг­ро­вой дер­жа­вой. И мы бу­дем по­мо­гать в этом!

Интервью с Сергеем Лянге

– Рас­ска­жи, ког­да все на­ча­лось?
– Где-то в се­ре­ди­не но­яб­ря 1995 го­да, я при­шел в ма­га­зин «Ча­ро­дей­ка», где был один из ма­га­зи­нов «Гейм Лэн­да». Там ви­се­ло объ­яв­ле­ние с приг­ла­ше­ни­ем на со­бе­се­до­ва­ние по ра­бо­те в жур­на­ле.

– И ты, ко­неч­но же, ре­шил по­пы­тать счастья. У те­бя уже был опыт по­доб­ной ра­бо­ты?
– Да, я в из­да­тельс­ком биз­не­се с 1990 го­да. Сна­ча­ла бы­ла не­боль­шая ком­па­ния, где мы де­ла­ли вся­кие книж­ки, бук­ле­ты, по­том я ушел в жур­нал «Кресть­ян­ка». За­тем пе­реб­рал­ся еще в од­ну кон­то­ру, за­ни­мав­шу­ю­ся сис­те­ма­ми бе­зо­пас­нос­ти, но там мне быст­ро на­до­е­ло. По­нял, что на­чи­наю дег­ра­ди­ро­вать, так что объ­яв­ле­ние о соз­да­нии но­во­го жур­на­ла по­па­лось как раз вов­ре­мя.

– Как де­ла­ли
но­мер?
– Мы его де­ла­ли око­ло ме­ся­ца в ма­га­зи­не в Олим­пийс­ком под лест­ни­цей в под­соб­ке – пол­ный ан­дег­ра­унд. В де­каб­ре 1995 жур­нал уже был го­тов. В ма­га­зи­не уже был один 486 комп, мы при­вез­ли до­пол­ни­тель­ный комп и ска­нер. Сер­ве­ром выс­ту­пал компь­ю­тер ма­га­зи­на, на ко­то­ром под нас вы­де­ля­лось 200 ме­га­байт, из-за че­го бы­ла силь­ная кон­ку­рен­ция с ма­га­зи­ном…

– Сколь­ко че­ло­век де­ла­ло жур­нал?
– Мы де­ла­ли его втро­ем. Ок­са­ну я не ви­дел, она за­ни­ма­лась пе­ре­во­дом ста­тей из иност­ран­ных жур­на­лов, я за­ни­мал­ся ди­зай­ном и версткой, но у ме­ня был по­мощ­ник-ху­дож­ник, хо­тя впос­ле­д­ствии его приш­лось уво­лить. Жур­нал на­ча­ли де­лать в «Пейджмей­ке­ре», но за­тем пе­ре­ве­ли все на «Кварк». По­том напе­ча­та­ли плен­ки и на­ча­ли го­то­вить все это к отп­рав­ке.
С этим свя­за­на ин­те­рес­ная ис­то­рия. Пле­нок на каж­дую стра­ни­цу че­ты­ре: жел­тая крас­ка, пур­пур­ная, чер­ная и го­лу­бая. Но ког­да я по­ка­зал Ди­ме фи­наль­ные плен­ки, он был ди­ко воз­му­щен – плен­ки-то, ес­те­ст­вен­но, бы­ли чер­но-бе­лы­ми! Он ме­ня тог­да чуть не убил – я ед­ва ус­пел объ­яс­нить, что при­чин для вол­не­ний нет и жур­нал бу­дет цвет­ным.
Кар­тин­ки бра­ли из Ин­тер­не­та че­рез мо­дем, ко­то­рый ра­бо­тал ужас­но мед­лен­но. А для кон­со­лей сни­ма­ли де­ше­вень­кой кар­той зах­ва­та с весь­ма глюч­ным соф­том. Из-за не­го у нас по­гиб весь на­бор ил­лю­ст­ра­ций ко вто­ро­му но­ме­ру. Я при­та­щил свой SCSI-диск на 400 ме­гов, и про­га зах­ва­та ви­део под­ве­си­ла комп и од­нов­ре­мен­но по­чис­ти­ла мой диск со все­ми фай­ла­ми. Приш­лось все ис­кать и со­би­рать за­но­во…

– Ужас прос­то! Но да­вай не бу­дем о груст­ном. Рас­ска­жи, ка­кой под­ход был к оцен­кам игр?
– Мы под­би­ра­ли толь­ко хо­ро­шие иг­ры – и рек­ла­ма ма­га­зи­на здесь ни при чем. Мы счи­та­ли, что пло­хих игр нет, прос­то каж­дая из них рас­счи­та­на на раз­ный бюд­жет, а зна­чит ждать от низ­ко­бюд­жет­ной иг­ры че­го-то осо­бен­но­го нель­зя. Но, опять же, чет­ко­го под­хо­да не бы­ло, да и иг­ры бы­ли в ос­нов­ном хо­ро­шие, а иг­ры мы лю­би­ли.

– А пом­нишь це­ну на пер­вый но­мер?
– Нет, не пом­ню… Пом­ню, что че­рез пол­го­да фа­на­ты пы­та­лись ку­пить его у нас за $50.

Кста­ти в сиг­наль­ный но­мер уже бы­ла про­да­на рек­ла­ма. Мы на­пе­ча­та­ли на цвет­ном ксе­рок­се две ко­пии и вмес­те с Донс­ким отп­ра­ви­лись по перс­пек­тив­ным рек­ла­мо­да­те­лям. Прос­то при­хо­ди­ли в ком­па­нию, по­ка­зы­ва­ли рас­пе­чат­ку и про­си­ли рек­ла­му. Они иног­да сог­ла­ша­лись. «Бу­ка» да­ла рек­ла­му. День­ги бы­ли не­боль­шие, но это был наш пер­вый опыт.

– Ког­да вы­шел пер­вый но­мер «СИ» и что бы­ло даль­ше?
– Пер­вый но­мер вы­шел то ли в на­ча­ле ян­ва­ря, то ли в кон­це де­каб­ря… А вот вто­рой но­мер нам приш­лось нем­но­го от­ло­жить. Нуж­ны бы­ли по­мощ­ни­ки. Так у нас по­я­вил­ся Ан­тон Шил­кин и Ле­о­нид Анд­руц­кий (с треть­е­го). Донс­кой ушел, а его мес­то за­ня­ла Ок­са­на, и по су­ти ста­ла глав­ре­дом. Она бы­ла на­шим ру­по­ром, го­ня­ла ав­то­ров и счи­та­ла го­но­ра­ры. Ав­то­ры на­ча­ли на­би­рать­ся с пер­во­го но­ме­ра, но пер­вы­ми из них бы­ли имен­но про­дав­цы в ма­га­зи­нах. Так по­я­вил­ся, нап­ри­мер, Бо­ря Ро­ма­нов. А то­ва­рищ Амир вмес­те с Эст­ри­ным по­па­ли из SBG-magazine – бы­ло та­кое CD-из­да­ние. Но это бы­ло поз­же – где-то в кон­це 96-го. А вот пер­вые, кто к нам при­шел, – это Де­нис Да­вы­дов и Юра По­мор­цев.

– Рас­ска­жи ка­кую-ни­будь бай­ку про об­лож­ку.
– Бы­ло од­но ве­се­лое де­ло с 3D’шной об­лож­кой. Бо­ря Сквор­цов (сей­час опе­ра­тив­ный ди­рек­тор ком­па­нии, а ког­да-то – сис­тем­ный ад­ми­ни­ст­ра­тор. – Прим. ред.) тог­да вмес­те с кол­ле­гой-сис­тем­щи­ком вся­чес­ки экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ли с сер­ве­ром. На­у­чи­лись уда­лен­но пе­рег­ру­жать комп, и ког­да Ан­тон Шил­кин пы­тал­ся сох­ра­нить го­то­вый файл (на это ухо­ди­ло где-то пол­ча­са), ему пе­рег­ру­зи­ли комп – ра­бо­та все­го дня бы­ла уг­роб­ле­на.

– Как по-тво­е­му, ког­да жур­нал пол­ностью ок­реп и воз­му­жал?
– На­вер­ное, бли­же к кон­цу 1997 го­да. Мно­го руб­рик возникало и про­па­да­ло, по­я­вил­ся де­мо-диск… 1998 год стал зо­ло­тым пе­ри­о­дом. У нас бы­ло 208 стра­ниц, ти­раж под 90 тыс., пос­те­ры, дис­ки. Все очень на­во­ро­че­но.

Мы сде­ла­ли кра­си­вый но­мер, взя­ли у Ле­ве­лор­да сногс­ши­ба­тель­ный арт под SiN. Жур­нал уже был пол­ностью го­тов, и вдруг вы­яс­ня­ет­ся, что де­неж­ки за­мо­ро­же­ны, что в ти­пог­ра­фию они не уш­ли. На­род был в шо­ке, а мы на­пе­ча­та­ли весь ти­раж в Моск­ве на га­зет­ной бу­ма­ге фор­ма­та А3. Сто­ил он очень де­ше­во: жур­на­лы до кри­зи­са бы­ли по 30 руб­лей ($5-6), пос­ле кри­зи­са нам уда­лось удер­жать це­ну на преж­нем уров­не. А за­од­но мы по­лу­чи­ли су­пе­ро­пе­ра­тив­ность, по срав­не­нию с ос­таль­ны­ми жур­на­ла­ми.

Мы сде­ла­ли две ре­дак­ци­он­ные ко­ман­ды и ста­ли вы­хо­дить два ра­за в ме­сяц. Был глав­ный ре­дак­тор – я, и бы­ли ре­дак­то­ры но­ме­ра. Од­ним был Амир, а вто­рым – Пе­тя Да­вы­дов. Каж­дый но­мер де­лал­ся сво­ей ре­дак­ци­ей. Сис­те­ма про­су­ще­ст­во­ва­ла где-то око­ло трех ме­ся­цев, а по­том мы по­ду­ма­ли, что смо­жем сде­лать все и од­ной ко­ман­дой. Мес­та бы­ло ма­ло, тех­ни­ки не хва­та­ло, де­нег то­же. Эко­но­ми­ли.

– Про нов­ше­ст­ва. Что вы при­ду­ма­ли пер­вы­ми?
– Мы пер­вые на­ча­ли пи­сать про Ин­тер­нет (при­чем не про иг­ры). Мы пер­вые из оте­че­ст­вен­ных жур­на­лов ста­ли опи­сы­вать про­хож­де­ния (пер­вой бы­ла C&C). Мы пер­вые сде­ла­ли раз­дел с муль­ти­ме­диа. Пер­вые сде­ла­ли де­мо-диск. Пос­те­ры на­ча­ли де­лать (раз­ра­бот­чи­ки KKnD так об­ра­до­ва­лись, что да­ли нам ка­че­ст­вен­ный арт). Вы­бор же­ле­за у нас то­же по­я­вил­ся очень ра­но: ко­лон­ки, джойс­ти­ки. Очень ин­те­рес­но воз­ник­ла руб­ри­ка «Хит?». Мы сде­ла­ли весь жур­нал, а тут вы­шел «Квач». Что де­лать? Нуж­но бы­ло сроч­но ста­вить. А плен­ки уже вы­ве­де­ны. Един­ствен­ный ва­ри­ант – ста­вить в са­мое на­ча­ло. Так и пос­ту­пи­ли, на­пи­са­ли «Сроч­но в но­мер» и «Квач» ушел под об­лож­кой. С тех пор так и по­ве­лось ста­вить кру­тые иг­ры в са­мое на­ча­ло, а «Хит?» был с воп­ро­сом, т.к. черт его зна­ет, что там в ито­ге по­лу­чит­ся.

– Рас­ска­жи ка­кой-ни­будь ужас­тик про про­даж­ную прес­су.
– «Смеш­ная» си­ту­а­ция про­и­зош­ла с War­games. ЕА тог­да нам час­то при­сы­ла­ла пресс-па­ки и од­наж­ды слу­чай­но отп­ра­ви­ла превь­юш­ный код этой иг­ры. Мы с ра­достью на­пи­са­ли разг­ром­ный об­зор. Скан­дал по­лу­чил­ся страш­ный, так как они мно­го ста­ви­ли на эту иг­ру. Нам да­же приш­лось пе­ре­пи­сать об­зор с дру­гой оцен­­кой (дав­ле­ние бы­ло боль­шое). Статью мы пе­ре­пи­са­ли, но под­пи­си к скри­нам сде­ла­ли весь­ма спе­ци­фи­чес­ки­ми, что­бы бы­ло по­нят­но, что иг­ра – гов­но.

 

Интервью с Оксаной Донской

– Ну, рас­ска­зы­вай – с че­го все на­чи­на­лось?
– Офи­ци­аль­но я на­ча­ла ра­бо­тать в жур­на­ле с фев­ра­ля 1996 го­да и бла­го­по­луч­но про­ра­бо­та­ла до ап­ре­ля 1998 в долж­нос­ти от­ве­т­ствен­но­го ре­дак­то­ра (на тот мо­мент долж­нос­ти глав­но­го ре­дак­то­ра не бы­ло). В сиг­наль­ном но­ме­ре я вы­пол­ня­ла функ­ции ав­то­ра/пе­ре­вод­чи­ка – пе­ре­во­ди­ла ин­фор­ма­цию по иг­рам, т.к. тог­да, ес­те­ст­вен­но, у нас не бы­ло пу­ла ав­то­ров, не бы­ло дос­та­точ­но­го ко­ли­че­ст­ва собствен­ной ин­фор­ма­ции о раз­ра­бот­ке но­вых игр и т.д. Сиг­наль­ный но­мер пе­ча­тал­ся в Гон­кон­ге, и пред­пе­чат­ные ма­те­ри­а­лы не­об­хо­ди­мо бы­ло как-то ту­да пе­реп­ра­вить. Ва­ри­ант один – са­мо­лет. Я пом­ню, как в аэ­ро­пор­ту Ше­ре­меть­е­во прис­та­ва­ла ко всем пас­са­жи­рам, вы­ле­та­ю­щим в Гон­конг, с прось­бой взять с со­бой па­кет с плен­ка­ми (а это ки­лог­рамм пять) и пе­ре­дать его че­ло­ве­ку по при­ле­ту. Ес­те­ст­вен­но, все от­ка­зы­ва­лись, и толь­ко од­на де­вуш­ка (спа­си­бо ей ог­ром­ное) сог­ла­си­лась. Сла­ва бо­гу, это был 1995 год. Се­год­ня я бы не наш­ла пас­са­жи­ра, ко­то­рый бы сог­ла­сил­ся взять не­по­нят­ный па­кет от нез­на­ко­мо­го че­ло­ве­ка на борт.

– Ос­нов­ной воп­рос, ко­то­рый тер­за­ет нас и на­ших чи­та­те­лей, – как ми­ло­вид­ная де­вуш­ка смог­ла стать глав­ным ре­дак­то­ром иг­ро­во­го жур­на­ла?
– Ду­маю, по­ло­вая при­над­леж­ность не иг­ра­ет ни­ка­кой ро­ли. На тот мо­мент был не­об­хо­дим че­ло­век, спо­соб­ный ре­шить боль­шое ко­ли­че­ст­во ор­га­ни­за­ци­он­ных воп­ро­сов. Кто им бу­дет – де­вуш­ка или мо­ло­дой че­ло­век – неваж­но. Не­об­хо­ди­мо бы­ло на­ла­жи­вать сис­те­му расп­ро­ст­ра­не­ния жур­на­ла, на­би­рать и «вос­пи­ты­вать» ав­то­ров – при­ви­вать им куль­ту­ру «Стра­ны Игр» – кор­рек­ти­ро­вать кон­цеп­цию жур­на­ла, со­дер­жа­ние руб­рик. Кро­ме то­го, бы­ло очень мно­го мел­ких, но при этом очень важ­ных воп­ро­сов, ти­па кор­рек­ту­ры, ко­то­рые тре­бо­ва­ли сроч­но­го ре­ше­ния. Ви­ди­мо, тог­да я бы­ла имен­но тем че­ло­ве­ком, в по­тен­ци­ал ко­то­ро­го по­ве­рил Дмит­рий Ага­ру­нов.

– Не­у­же­ли и в иг­ры иг­ра­ла?
– Для де­вуш­ки я, на­вер­ное, действи­тель­но ув­ле­чен­ный иг­рок. Я иг­ра­ла до ра­бо­ты в «СИ»; ес­те­ст­вен­но, иг­ра­ла бу­ду­чи глав­ре­дом, да и сей­час пе­ри­о­ди­чес­ки иг­раю. Прав­да, зна­чи­тель­но мень­ше, вре­ме­ни нет. В ос­нов­ном – со сво­им сы­ном в Counter-Strike.

– А да­вай-ка мы те­бя пой­ма­ем. Ну-ка, на­зо­ви навс­кид­ку па­роч­ку лю­би­мых или на­и­бо­лее за­пом­нив­ших­ся в тот пе­ри­од игр?
– Зря ты так! Я очень хо­ро­шо пом­ню на­ши бе­зум­ные ре­дак­ци­он­ные се­те­вые ба­та­лии в Duke Nukem 3D, Age of Empires, Warcraft. И ник­то ни­ког­да не де­лал мне скид­ку на то, что я де­вуш­ка.

– Лад­но, мы уже поч­ти сог­лас­ны, что глав­ред в юб­ке име­ет пра­во на жизнь. Рас­ска­жи про свои тру­до­вые буд­ни.
– На­ша за­да­ча бы­ла соз­дать жур­нал эн­ту­зи­ас­тов, лю­би­те­лей компь­ю­тер­ных раз­вле­че­ний, но при этом про­фес­си­о­на­лов, пос­вя­тив­ших не один год сво­ей жиз­ни изу­че­нию рын­ка компь­ю­тер­ных игр. Ведь пе­ред тем как на­чать вы­пус­кать жур­на­лы, ком­па­ния «Гейм Лэнд» ус­пеш­но за­ни­ма­лась роз­нич­ной про­да­жей компь­ю­тер­ных и ви­де­о­игр. Имен­но этот опыт, пос­то­ян­ное об­ще­ние с по­ку­па­те­ля­ми вы­я­ви­ли не­об­хо­ди­мость вы­пус­тить на ры­нок имен­но та­кой жур­нал.

Был бе­ше­ный ус­пех. Мы каж­дый но­мер уве­ли­чи­ва­ли ти­раж, и все рав­но его не хва­та­ло. Ре­дак­цию бук­валь­но за­ва­ли­ло пись­ма­ми. На­ши чи­та­те­ли бы­ли очень бла­го­дар­ны­ми – они пос­то­ян­но при­сы­ла­ли нам пись­ма со сво­и­ми по­же­ла­ни­я­ми, за­ме­ча­ни­я­ми. И бла­го­да­ря то­му, что мы бы­ли очень отк­ры­ты для об­ще­ния, жур­нал пос­то­ян­но ме­нял­ся в со­от­ве­т­ствии с по­же­ла­ни­я­ми чи­та­те­лей.

– Мы зна­ем, что сиг­наль­ный но­мер де­лал­ся прак­ти­чес­ки на ко­лен­ке в под­соб­ке ма­га­зи­на. Это был су­щий ад, вер­но?
– Да, пер­вый но­мер действи­тель­но де­лал­ся в под­соб­ке прак­ти­чес­ки тре­мя людь­ми. Я пи­са­ла и пе­ре­во­ди­ла ма­те­ри­а­лы до­ма. Это бы­ло вре­мя бе­зум­но­го драй­ва. Все го­ре­ли же­ла­ни­ем сде­лать что-то су­пе­рс­кое, не­по­хо­жее ни на ка­кое дру­гое из­да­ние. По­э­то­му все и по­лу­чи­лось. Из­на­чаль­но бы­ла соз­да­на кон­цеп­ция «СИ», Ди­ма Ага­ру­нов одоб­рил ее, ока­зал ма­те­ри­аль­ную и мо­раль­ную под­де­рж­ку. Кон­цеп­ция бы­ла соз­да­на Дмит­ри­ем Донс­ким, он же осу­ще­с­твлял под­бор кад­ров для ра­бо­ты в пер­вых но­ме­рах.

– Ко­го из ре­дак­ци­он­ных ге­ро­ев то­го вре­ме­ни ты мо­жешь от­ме­тить?
– Мне слож­но вы­де­лить ко­го-то од­но­го. У нас бы­ла хо­ро­шая ко­ман­да, ко­то­рая очень чет­ко и сла­жен­но ра­бо­та­ла. А это край­не важ­но в из­да­тельс­ком биз­не­се – ре­дак­ция пос­то­ян­но жи­вет в ре­жи­ме цейт­но­та. Я бы от­ме­ти­ла Сер­гея Лян­ге с его бе­зум­ной, фа­на­тич­ной лю­бовью к иг­рам, Дмит­рия Донс­ко­го за от­лич­ные ор­га­ни­за­то­рс­кие спо­соб­нос­ти и Дмит­рия Ага­ру­но­ва, ко­то­рый взял на се­бя все рис­ки про­ек­та, за его ком­мер­чес­кое чутье и предп­ри­ни­ма­тельс­кий та­лант.

– Прос­мат­ри­вая ар­хи­вы, мы бы­ли удив­ле­ны очень вы­со­ки­ми оцен­ка­ми, выс­тав­ля­е­мы­ми иг­рам. С чем это бы­ло свя­за­но?
– На тот мо­мент иг­ро­вой ры­нок толь­ко раз­ви­вал­ся, и за­рож­да­лись нас­то­я­щие и веч­ные хи­ты. Они не мог­ли не впе­чат­лять, что и вы­ра­зи­лось в вы­со­ких оцен­ках.

– Ну, пред­по­ло­жим. А кто ре­шал, ка­кую оцен­ку по­лу­чит иг­ра в ито­ге, ав­тор статьи или вы­пус­ка­ю­щий ре­дак­тор?
– Ре­ша­ла ко­ман­да жур­на­ла, но глав­ное мне­ние бы­ло ав­то­ра статьи, ко­то­рый дол­жен был изу­чить и про­чу­в­ство­вать иг­ру до кон­ца.

– По­му­ча­ем те­бя еще. По­че­му из­на­чаль­но бы­ла выб­ра­на имен­но пя­ти­бал­ль­ная сис­те­ма, ког­да она из­ме­ни­лась и по­че­му?
– Пя­ти­бал­ль­ная сис­те­ма по­нят­на лю­бо­му рос­сийс­ко­му че­ло­ве­ку. Все по­нят­но: пять – от­лич­но, че­ты­ре – хо­ро­шо и т. д. Нам ка­за­лось, это на­и­бо­лее дос­туп­ный ва­ри­ант. По­то­му что мне, нап­ри­мер, не очень по­нят­на оцен­ка по 10-бал­ль­ной шка­ле. Вот 9 – это хо­ро­шо или все же от­лич­но, а нас­коль­ко 7 луч­ше 6? По-мо­е­му, чи­та­тель дол­жен пос­мот­реть на оцен­ку и по­нять, че­го ждать от иг­ры.

– Ког­да по-тво­е­му «СИ» пол­ностью сфор­ми­ро­ва­лась?
– Я мо­гу го­во­рить толь­ко о том пе­ри­о­де, ког­да ра­бо­та­ла в «СИ». Мне ка­жет­ся, ста­биль­ность бо­лее-ме­нее нас­ту­пи­ла где-то но­ме­ре на 5-6. То есть к кон­цу пер­во­го го­да су­ще­ст­во­ва­ния. Был сфор­ми­ро­ван ос­нов­ной кос­тяк ав­то­ров-тес­те­ров игр, на­ла­же­на сис­те­ма расп­ро­ст­ра­не­ния, сис­те­ма функ­ци­о­ни­ро­ва­ния са­мо­го из­да­ния.

– Мож­но ли вы­де­лить ос­нов­ные ве­хи в пе­ри­од тво­ей ра­бо­ты?
– Так как вре­мя мо­ей ра­бо­ты поч­ти пол­ностью приш­лось на пе­ри­од ста­нов­ле­ния из­да­ния, то мож­но прос­то брать и пе­ре­чис­лять на­шу ежед­нев­ную ра­бо­ту. Не ду­маю, что чи­та­те­лям это бу­дет ин­те­рес­но. Все глав­ное и важ­ное де­ла­лось пос­те­пен­но, ежед­нев­но, кро­пот­ли­вой ра­бо­той. Ве­хи это или нет – не знаю. А ре­зуль­тат пусть оце­ни­ва­ют чи­та­те­ли.

Боль­шое спа­си­бо и до встре­чи на стра­ни­цах спец­вы­пус­ка «СИ», пос­вя­щен­но­го де­ся­ти­ле­тию жур­на­ла…

 

Интервью брали Михаил Разумкин и Юрий Поморцев

Открыть комментарии

Популярные

18+ ЗАПРЕЩЕНО ДЛЯ ДЕТЕЙ