Свяжитесь с нами

Игры

Рецензия на Shenmue I & II

Шанс вспомнить одну из самых важных видеоигр, что когда-либо были созданы.

Это поразительно, но в 2018 году мы вновь говорим о Shenmue. Не с грустью вспоминаем прошедшие годы, не упоминаем игру в очередных топах, а лично запускаем на современных платформах. Только вдумайтесь: благодаря переизданию на PC, PlayStation 4 и Xbox One игровое сообщество обсуждает Лан Ди и Зеркало Феникса наравне с новым дополнением для World of Warcraft и выставкой Gamescom 2018.

Судьба у Shenmue столь же непростая, сколь и удивительная. Непомерный бюджет в десятки миллионов долларов, провальные продажи и горячая любовь горстки ценителей, смерть Dreamcast – о судьбе амбициозного проекта Ю Судзуки за прошедшие 18 лет рассказали, наверное, в каждом игровом СМИ. Оставляем это за кадром и переносимся в настоящее.

Ничто не раскрывает масштабы Shenmue так, как оживленные ночные улицы: в каждую лавочку можно зайти, с каждым прохожим поговорить.

Shenmue и Shenmue 2 – это большие и неторопливые игры. Если бы меня попросили оставить одну-единственную причину, из-за которой они не смогли стать массово популярными, то пришлось бы сослаться на отсутствие правильно расставленных акцентов. В играх слишком много разностороннего геймплея, и ни один нельзя назвать основным. Из-за этого появляется ощущение бездонности. И речь далеко не о затянутом сюжете или больших локациях. Когда мне было десять лет, я так и не смог описать друзьям, что за игра меня так покорила и почему конкретно она лучше того, во что играют они. Спустя годы эта сложность не пропала, но попытка – не пытка.

Итак, главный герой – школьник старших классов в Японии 80-х годов. Сюжет начинается с того, что его отца убивает загадочный человек. Это история о мести, вам нужно изучать мир, общаться с его жителями и непрерывно рефлексировать. Еще там есть драки (одновременно и файтинг, и beat’em up) и множество мини-игр: от коллекционирования фигурок до гонок на погрузчиках, от армрестлинга до нелегальных азартных игр в порту. А еще в сюжете есть мистика. Уровень бреда уже перевалил за критическую отметку? Да. Захотелось ли Лёхе с соседнего двора бросить простой и понятный Counter-Strike ради описанного выше? Едва ли. Не смогла убедить моих друзей и сама Sega. В 2001 году вышла Shenmue 2 и уже ожидаемым коммерческим провалом поставила многоточие в сюжете, которое не прервется еще минимум до середины 2019 года.

Но кроме шуток: каждый из перечисленных и еще не упомянутых элементов игрового процесса интересен, и все они удивительным образом работают в синергии. Прошло уже достаточное количество времени, чтобы мы оценили их величие. Вспомните год выхода игры и посмотрите на соседей по календарю. Посмотрите скриншоты игр 1999-2000 годов: Diablo 2, Hitman, HoMM 3, Quake 3, Final Fantasy VIII – шедевры своего времени, но сравните их с кадрами из Shenmue. Это графический прорыв, который даже отдельно от всего остального невозможно переоценить. Но Судзуки на этом не остановился. Весь геймплей, даже там, где ты от него ничего не ждешь, разыгран по нотам, но ни разу не скатывается в «рельсы», оставляя игроку массу простора. Комфортная игра – это то определение, что подходит первым главам Shenmue больше всего. Игрок выполняет сюжетные задачи, отвлекается на исследование мира, экспериментирует и каждый раз удивляется – везде и всюду его ждет что-то новое: воспоминание детства, раскрытие второстепенных персонажей, их неожиданные связи, новые геймплейные возможности и многое другое. Изучил Йокосуку? Пора лететь в Гонконг, где Shenmue уже готова показать свои новые грани.

Просаживать деньги на игрушки в капсулах – не такая дурная затея. В другой стране их можно будет выгодно продать.

Почему так много времени уделено описанию игры 18-летней давности? Ответ простой: тем же игра удивляет и сегодня. Проработанность сотен различных мелочей, которые делают приключение незабываемым, – это подход, неподвластный времени. Например, в играх серии реализована полноценная смена дня и ночи и погодные условия, которые в случае с первой частью основаны на реальных метерологических данных Йокосуки. Стоит ли говорить, что в дождь люди берут зонты, дети прыгают по лужам и осознанно комментируют неприятный холод вокруг. Кстати, о людях: в первой части практически нет тупой массовки, и даже у третьесортного персонажа заготовлено полноценное расписание жизни: открыть с утра ларек (именно притопать туда к назначенному часу, а не появиться из воздуха на точке), пойти в бар вечером (а потом шататься еще пару часов по подворотням), ночью – убраться домой (который тоже реален, это не абстрактное место за пределами игрового мира). Назначенная встреча будет только через 6 часов? Зайдите в зал игровых автоматов и поиграйте в полноценные версии классики Sega, сходите в рюмочную (где вам не нальют, потому что еще молоды) и узнайте в загадочной персоне рядом со взрослыми мужчинами девчонку из школы. В конце концов идите домой и тренируйтесь в додзё, а потом позвоните однокласснице, чтобы стеснительно помолчать друг другу в трубку. Наверное, большинство из этого сегодня покажется максимум «занятным», но напоминаю: если на дворе 1999 год, то в играх вы в 9 из 10 случаев в кого-то стреляете или рубите мечом, после чего собираете болтающиеся в воздухе бонусы и аптечки. Без преувеличения: ситуация, когда для продвижения по сюжету Рё надо было найти телефонную будку, самостоятельно набрать номер (прямо игровым пальцем на дисковом телефоне крутить цифры, безумие какое-то) и позвонить (предварительно заглянув в телефонную книгу и запомнив 9-значный контакт) отняла у меня больше года реальной жизни. Не было даже мысли, что в играх (за рамками узкого жанра квестов для PC) такое возможно.

По техническим причинам все ролики в игре остались в формате 4:3

До запуска HD-версий обеих частей я приготовился терпеть наивность сюжета, но и он прошел проверку временем. «История о мести» – дело банальное и, видя эту слабость, Ю Судзуки исключает из него обилие пафосных речей, самокопание главного героя и поиск единомышленников ради глобальной цели. Здесь нет многозначительных планов снизу вверх или неуместной эпической музыки. Главный герой в силу возраста и сложившихся обстоятельств замкнут в общении и убежден в правильности решений, хоть и наедине с собой задумывается о сказанном посторонними людьми. Он чувствует ответственность за поступки, по-своему интерпретирует родительские наставления, не спешит ввязываться в романтические отношения. Для 10-летнего меня Рё оставался чуть ли не ролевой моделью в общении с хулиганами: не ввязываться в драки без причины, не бояться отстаивать точку зрения, уметь постоять за себя в критических моментах. Что там насчет вреда видеоигр для детей?

Возможно, Рё не должен бить людей с такой силой. По всей видимости, у них начисто отшибает память и они нападают снова и снова.

К слову, вообще все персонажи игры прописаны с любовью и трепетом. Центральные действующие лица, будучи продуманными на всю сагу вперед (еще до выхода первой части), заставляют пристально следить за судьбами. Важно помнить, кто и кому приходится другом/знакомым/учеником. Их мотивация, прошлое и поступки логично связаны и естественным образом дополняют центральный сюжет. И это работает на всех уровнях: неясные мистические контуры сюжета, азиатский бэкграунд в виде столкновения культур Японии и Китая, личная драма главных персонажей и пролегающая через все это судьба нашего героя.

Все в этих играх греет душу, но начало нулевых никто не вернет, а время разнесло идеи Shenmue по всем сторонам света: обилие оригинальных мини-игр и частично постановку переняла на себя Yakuza. Систему QTE расхватали, успели полюбить, возненавидеть и в итоге принять все: от инди до топовых студий. Открытые миры и симуляции жизни достигли небывалых масштабов. Диалоги с каждым годом становятся убедительнее. Кажется, что по всем параметрам Shenmue уже давно переплюнули, но я не знаю ни одной игры, которая смогла бы сделать это в рамках одного проекта. Без стрельбы, без сетевых серверов, которые в итоге отключат, без вылетающих из врагов циферок, которую будет приятно (и вообще возможно) запустить в 2035 году.

Сборник Shenmue понравится тем, кто любит игры и хочет им удивляться. Напомните себе, насколько крутое это чувство. Обе части – единое произведение, которое даже сегодня покажет видеоигры с новой стороны. На эту тему не могу не поделиться еще одним примером: игрок очень близко прочувствует момент, когда герой отправится в Гонконг. Например, в первой части мы вынуждены возвращаться домой до 23:00, и это тоже элемент геймплея. Жизнь в родительском доме, карманные деньги по утрам, забота о спокойствии близких. После переезда свободы становится больше, но и плата за нее высока: долги за комнату, подработки и соблазн поставить всю зарплату на кон в азартных играх. Проигрываешь все в армрестлинге неизвестному мексиканцу, стоишь в грязной квартире, смотришь в окно на бесконечно снующих туда-сюда китайцев и вспоминаешь родную Добуиту и друга отца, с которым так и не выпил саке. Как он там сейчас? Ни одна ролевая игра не передает этих ощущений: долги за жилье и незнание чужого города страшнее любого дракона или очередного поработителя вселенной.

Собранные и сделанные фотографии можно «увезти» с собой во вторую игру, чтобы время от времени ностальгировать.

Эти переиздания напомнили, насколько удивительны видеоигры. Как же давно мы считаем разрешение экрана и кадры в секунду, подмечаем насколько больше стал открытый мир, но все дальше отходим от самой сути развлечения. Наверное, это лучшая роль, которая может быть у Shenmue сегодня. Давайте признаемся в том, что эти игры – музейный экспонат, которому сегодня уже не нужны продажи для оправдания своего существования. Ю Судзуки всем всё доказал и в первую очередь это выражается в 15-летней выдержке фанатов, которые ставят рекорды по сбору средств на третью часть на Kickstarter. Чтобы этот экспонат посетил современный игрок, в порте для появился ряд удобств: поддержка HD-разрешения, широкоформатная развертка, ускоренные загрузки локаций и сохранения в любом месте игры.

Нужно ли что-то еще? На самом деле да. Можно смириться с техническими условностями 30 FPS и закрыть глаза на ролики в 4:3 формате, но в переиздании остался ряд необъяснимых моментов. Например, принципиально переделали меню персонажа, причем для каждой из игр изменения отличаются. Нет абсолютно никаких дополнительных материалов, роликов или разделов с артами, что было бы логичным для новичков и занятным бонусом для старых фанатов. В оригинальной Shenmue даже отсутствуют контекстные кнопки, которые появились во второй части. Почему спустя столько лет их нельзя было добавить? Это даже эстетически выглядит нелепо. Представьте, что попадаете из Новиграда на Скеллиге, и игра меняет вам управление ведьмаком. И, конечно, вполне можно было бы расставить контрольные точки, чтобы не переигрывать половину игры из-за того, что забыл сохраниться вручную. Возможно, это придирки, но вопросы есть даже к обложке переиздания. Ни одного нового арта, это просто приклеенные друг к другу титульники двух игр. Халтура или предельно возможное качество за имеющиеся деньги?

Старик в парке одним хлопком по дереву осыпает всю землю листьями. Такой прием пригодится. Тренируемся.

Но это лирика. Самое плохое – это то, что переиздание не ответит на вопросы тех, кто игру пропустил. Сложно разглядеть величие спустя 18 лет и еще сложнее полюбить игру за те мелочи, что со временем утратили новизну. В Интернете частая реакция на анонс HD-версий: «Наконец-то попробую и пойму весь хайп!». Вполне возможно, что не поймете. Одной из причин будет Twitch, а точнее – полная неприспособленность игры под него. На экране почти всегда идут диалоги, причем визуально не самые живые. Динамичных мини-игр мало. Для продвижения по сюжету то и дело листается статичный блокнот, открывающийся на весь экран. Это не делает игру хуже, скажу это тысячу раз, но именно это создает такую сложность в том, чтобы познакомить с ней друзей.

Меня это приводит к двум разным выводам для двух противоположных аудиторий. Поклонникам серии и старым владельцам Dreamcast игнорировать Shenmue образца 2018 года нельзя ни в коем случае. У нас с вами появился шанс вспомнить одну из самых важных видеоигр, что когда-либо были созданы, и упускать эту возможность просто нельзя. Пусть отсутствие минутного жужжания привода Dreamcast (как сейчас помню: два средних, четыре коротких, средний, длинный, и так полторы минуты) при выходе из поместья Хадзуки не помешает вам испытать невероятной силы ностальгию и вновь мечтать о продолжении. А всех новых игроков хочу попросить дать игре шанс. Я убежден, что если не относиться к ней предвзято и уделить чуть больше внимания, то влюбиться в этот мир и его персонажей возможно даже спустя столько времени.

Делитесь мнением о серии, о работе Ю Судзуки, о персонажах Shenmue и грядущей Shenmue 3. Нам будет интересно послушать истории других фанатов, а им – узнать мнение новичков!

Виктор Антипенко

Сказать спасибо:

39 комментариев

Популярные

18+ ЗАПРЕЩЕНО ДЛЯ ДЕТЕЙ