Свяжитесь с нами

Игры

Kingdom Hearts: отпустить и забыть

Шикарный игровой Диснейленд, но билеты в него продает Square Enix, а костюмы аниматорам шьет Тэцуя Номура.

В начале февраля из каждого утюга заговорили о Kingdom Hearts – что, безусловно. хорошо. Третья часть отлично продается, и даже на российских игровых сайтах в комментариях все меньше трэша в духе “фу, аниме” или “фу, говорящая утка” (правда, говорят, эти люди переехали в ВК-паблики). И это прекрасно. Другое дело, что я все еще остаюсь при своем мнении: весь сериал Kingdom Hearts – удачная, но невероятно затянувшаяся шутка. Поэтому, собственно, и формальную рецензию на Kingdom Hearts III сам не пишу (хотя и играл), а просто хочу разъяснить позицию.

Первая Kingdom Hearts вышла в эпоху, когда репутация Square Enix (тогда еще Squaresoft) была почти безупречной, и компания охотно экспериментировала с жанром JRPG. Влияние японских издателей на рынке видеоигр тоже было на пике. В этом смысле кобрендинговый проект, в котором герои Final Fantasy и персонажей Диснея под песню Утады Хикару спасают друзей, сердца и короля Микки, – не самая большая дичь, какую можно себе представить. Фактически это была игра-капустник, игровой “Голубой огонек” или кроссфандомная косплей-сценка – как Super Smash Bros., только в другом жанре и с рамочным, но полноценным сюжетом. Получилось очень мило и весело, но удивляет ровно один раз.

У Kingdom Hearts была (и остается) еще одна важная роль: фактически это единственный современный качественный игровой продукт о персонажах Диснея (“Звездные войны” – понятное исключение). В девяностые было множество отличных платформеров, вроде Duck Tales или Mickey Mania, но по разным причинам экспертиза была утеряна. В этом смысле Kingdom Hearts – шикарный игровой Диснейленд, но есть один нюанс: билеты в него продает Square Enix, а костюмы аниматорам шьет Тэцуя Номура. Это невероятно странно, но пока конкурентов нет (и не будет – Disney четко заявила, что сама игры делать не будет) – лавочку закрывать нет смысла. Отсюда и десять с лишним частей Kingdom Hearts на самых разных платформах. Отсюда и высокобюджетная, отполированная до мелочей Kingdom Hearts III.

Другое дело, что аниматоры Номуры, которые изначально были нужны как эдакие персонажи-плейсхолдеры (с ними, в отличие от героев Диснея и Final Fantasy, можно было делать что угодно без ста тысяч согласований) для рамочного сюжета, за эти десять с лишним частей обросли сюжетным мяском и сложными цепочками рукопожатий. Оригинальных героев в Kingdom Hearts накопилось слишком много, а нелепые конфликты и мифология мира (достаточно сказать, что “бессердечные” – это на самом деле сердца людей, а “бестелые” – это их тела) превратили сюжет сериала в эдакую безнадежно запутанную рыболовную леску, которую проще выкинуть и заменить новой.

Одновременно из Kingdom Hearts были потихоньку изгнаны герои Final Fantasy – то ли потому что Square Enix мало что выпустила за последние годы (и добавлять некого!), то ли потому что оригинальный сюжет стал занимать все больше места, а сокращать долю миров Диснея – форменное самоубийство.

Самое смешное, что ближайший аналог Номуры и его Kingdom Hearts – великий русский писатель Ник Перумов. Начал он с вольного продолжения “Властелина Колец”, затем написал неплохой оригинальный роман “Гибель богов”, – и так стартовал цикл об Упорядоченном, в который сейчас входит под тридцать книг. Увязывая сюжетные ветки десятков персонажей в сотнях миров, Перумов утонул в собственной фантазии и замедлил события до скорости черепахи. Упорядоченное и Kingdom Hearts объединяет еще и, условно говоря, “манчкинизм” – когда по воле автора положительные и отрицательные персонажи постоянно “вспоминают” или “выучивают” новые невероятные способности, о существовании которых читатель или геймер даже не подозревали. Цепочка таких “а он напрягся и призвал вот этих”, “а этого взяли за руку друзья, и он отбил атаку” особенно ярко прослеживается в бесконечных сюжетных роликах финала Kingdom Hearts III.

У графомании Kingdom Hearts, однако, есть поклонники. Мне всегда было интересно, как одни произведения люди сразу откидывают в сторону, потому что “слишком сложно, думать надо”, а другие хвалят именно за то, что “ничего не понятно”. В моей ленте твиттера люди, начавшие с третьей части, просто недоумевают и спрашивают, почему в игре так много скучных диалогов и когда снова дадут побегать по мирам Диснея. Но дело в том, что первая Kingdom Hearts – относительно прямолинейная сказка о дружбе и сердцах – успела влюбить в себя немало геймеров, которые сочли для себя нужным полностью разобраться в сюжете и мире, а дальше просто не смогли избавиться от токсичных отношений с недружелюбными сценаристами.

В твиттере я написал о жертвах Номуры так: “Люди, которые разбираются в сюжете Kingdom Hearts, кажутся мне подозрительными. Вроде шпионов агрессивных инопланетян с Альдебарана. Потому что человек не может же всерьёз держать в голове всю эту графоманию”. Я, конечно, не хотел их обидеть и по-хорошему им даже немного завидую, потому что любовь – это всегда прекрасно. С другой стороны, пример Kingdom Hearts (и не только) показывает, почему в хороших JRPG-сериалах каждая новая игра – это написанная с нуля и законченная история в отдельном мире. Такой подход не дает сценаристам увлечься и начать запутывать леску.

В Kingdom Hearts III есть забавная сцена, в которой геймеру показывают трейлер несуществующей игры, во многом напоминающей Final Fantasy XIII Versus (которую Номура так и не доделал). Честно говоря, очень хочется, чтобы именно ей и занялся Тэцуя Номура – оригинальным проектом, а не обслуживанием чужого парка развлечений. Что до “Диснея”, то давно пора уже легализовать мультивселенную их персонажей (например, опираясь на теорию о единой вселенной Pixar) и делать игры уровня Kingdom Hearts целиком на собственном материале. Всем так будет значительно лучше.

Константин Говорун

Сказать спасибо:

8 комментариев

Популярные

18+ ЗАПРЕЩЕНО ДЛЯ ДЕТЕЙ