Свяжитесь с нами

Игры

Рецензия на Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots

Мнение редакции о великой игре гения Кодзимы, а также правда о репортаже по MGS4 из Парижа.

Команда, которая работает над сериалом Metal Gear Solid, с годами считай что не меняется. Руководители направлений занимают свои посты по пять-десять лет. Один из новичков, нанятых для MGS4, – молодой иностранец Райан Пэйтон, помощник режиссера. Хидео Кодзима дает ему показательную характеристику: «Это самый трудолюбивый американец из всех мною виденных. В команде девять из десяти человек – японцы, и разнообразие нам не помешает».

Хорошо это или плохо, а ни увеличение команды до полутора сотен человек, ни переход в новое поколение, не изменили статус-кво. Metal Gear Solid – сериал, который держится особняком. Вся игровая индустрия отдельно, Kojima Productions – отдельно. Такое впечатление, что разработчики последние четыре года не выходили из офиса в Роппонги, видели только наклейку с летящим суперменом на стеклах кабинета Кодзимы и ориентировались исключительно на свои интересы и собственные высочайшие стандарты качества.

Студия напоминает чудаковатого отшельника, который поднялся в горы, многие месяцы питался грибами и кореньями, а потом вернулся c гениальным и совершенно оторванным от обычной жизни романом в семи томах. Metal Gear Solid 4 невозможно впихнуть в прокрустово ложе привычных жанров, ее не получается сравнить с обычными хитами. Достоинства игры бесспорны, она полна открытий, шуток, новаций и приключений. Пока играешь, мысленно попеременно задаешь два вопроса. Сначала – «Ну кто же так делает?», потом – «А почему, собственно, никто так не делает?».

Необходимое предупреждение. Ниже по тексту будут разнообразные спойлеры, вплоть до обсуждения последних кадров игры. Логика такая: богатые фанаты сериала давно купили консоли нового поколения, плазменные телевизоры и коллекционные издания MGS4, и этих людей уже ничем не удивишь. Небогатые не купили и в ближайшее время не купят, а об игре знать хотят. К тому же, печатный текст – дело особенное. Можно сколько угодно писать о музыке Моцарта, но все равно ее суть словами не передашь. Так и с Guns of the Patriots: наизнанку вывернись, тщательно перескажи все подробности, и все равно удовольствие от игры будет ни с чем не сравнимо. Спойлеры будут, и если это пугает, сейчас же вырвите страницы обзора и бросьте в мусорное ведро, а ведро подожгите, чтобы уж наверняка.

Переходы между заставками и игрой блестящи! Камера чуть поворачивается, и управление передается игроку еще до конца ролика. Границу между интерактивным фильмом и геймплеем и раньше провести было непросто, а теперь совсем труба.

Metal Gear Solid 4 – последняя игра в истории Солида Снейка, но не последняя часть сериала и, может быть, мы еще увидим игры про Биг Босса или, чем черт не шутит, приквел. Основной конфликт Guns of the Patriots – противостояние между Солидом и Ликвидом в недалеком будущем, где частные военные компании стали мощнее, чем национальные армии, а действия сотрудников этих компаний контролируются наномашинами и системой Sons of the Patriots.

Удивительно, но картонные коробки работают, и противников легко удается обвести вокруг пальца.

Ликвид намерен подчинить себе систему, переименовать ее в Guns of the Patriots, стать фактическим властелином мира и стрелять из пальца; Снейк хочет набить морду Ликвиду. Ситуация знакомая: почти то же самое (за исключением стрельбы из пальца) творилось в первой части игры, только герои уже не те, что раньше. Солид, будучи клоном Биг Босса, состарился и выглядит лет на шестьдесят. Ликвид вовсе умер и нынче существует в обличье Оцелота, подробности – в MGS2. Действие прошлых частей игры происходило на одной огромной карте, однако на этот раз все разбито на пять актов: Ближний Восток, Латинская Америка, Восточная Европа, памятный и заброшенный ныне остров Шэдоу Мозес, а также место финального противостояния. Прохождение занимает около 20 часов, и это время поровну делится на геймплей и просмотр потрясающих заставок.

Sneaking – один из самых интересных режимов. Сможете
ли вы отыскать легендарного героя… Снейк? СНЕ-Е-ЕЙК!!!

Кодзима сначала говорил, что по случаю прощания со Снейком хочет раскрыть все секреты сериала, потом – что хочет «сделать всех героев счастливыми». Последнее еще куда ни шло, а первое – мухлеж чистой воды. Огромное количество неясных событий так и остается необъясненным, многие важные вещи поминаются лишь вскользь.

Снейк тяжело переносит старость. Стоит Мэрил напомнить герою о возрасте, и части «психической энергии» как не бывало.

Санни, дочь Ольги Гурлюкович, – один из центральных героев игры. Все, что мы о ней знаем, говорится мимоходом и одним предложением – «Райден спас Санни от патриотов». Сам белокурый нытик и паникер только что не родился заново, теперь это гордый и уверенный в себе киберниндзя. Чем вызвана перемена, мы не узнаем. Райден как-то случайно обмолвится, что спас Санни, разочаровался, уехал на Аляску и стал ниндзя. А потом киберниндзя. А потом выясняется, что врач, создающий киберниндзя, вообще-то один в мире и живет в Европе. Разрешением загадок при таком раскладе и не пахнет, а сценаристы хотят перещеголять друг друга в игре «на самом деле все было не так». Кажется, в каждой части авторы считают своим долгом по-новому объяснить события прошлых игр, и в MGS4 не понятно уже совсем ничего, а новая нудная теория о патриотах плохо вяжется с прошлыми и оставляет немало вопросов.

Отказавшись от умного сюжета, авторы сделали повествование эмоциональным. Это вообще очень характерный для японцев подход. Америка смотрит боевики и читает технотриллеры Клэнси, Европа – колыбель классической философии, а Япония до сих пор ничто не ценит так, как своеобразных и привлекательных персонажей. Этот подход стал стержнем MGS4, и огромное количество экранного времени уделено переживаниям героев, их внутреннему миру. Мучения и печаль Снейка, любовь Отакона, наивность Санни, разочарование Райдена, предательства Наоми, горечь Мэрил, робость Джонни – вот о чем эта игра. Кто бы мог подумать, что именно в MGS4 будет самое эффектное предложение руки и сердца из всех, что когда-либо встречались в видеоиграх! Да и за пределами индустрии оно может запросто соперничать с фантастическим боевым венчанием из третьей части «Пиратов Карибского моря». Это не хорошо и не плохо. Первая часть – крутой боевик, вторая – философская муть, третья – шпионские приключения, а четвертая, совершенно неожиданно, – о чувствах и любви, хоть и язык не повернется назвать ее мелодрамой. И если вы ждете от Guns of the Patriots повтора любой прежней игры сериала, знайте – она про другое.

На войне как на войне: двое дерутся, третий – не встревай.

То ли фокус на персонажах заставил разработчиков поработать над графикой, то ли мощности нового поколения, то ли перфекционизм Кодзимы – ясно одно: графика здесь такая, какой нет ни в одной другой игре. Упаси бог запускать MGS4 на обычном телевизоре, без HD. Даже огромного и дорогого дисплея недостаточно, по-хорошему в MGS4 нужно играть в кинотеатре, с огромным экраном и объемным звуком. Игра выглядит лучше, чем… что бы то ни было. Чем собственные трейлеры, чем любой проект в разработке, чем Uncharted, Gears of War, Lost Odyssey, Heavenly Sword, Mass Effect… Нет одного секрета успеха, дело и в детальнейших моделях героев и оружия, и в правдоподобных движениях, и в блестящей лицевой анимации, и в грамотном освещении, и особенно в «художественном руководстве» (в том, что по-английски называется art direction).

Игра почему-то копирует на жесткий диск не все необходимые данные. Загрузка каждого акта сопровождается дополнительной установкой, во время которой приходится слушать полезные советы.

Любой из этих элементов, хорошо выполненный сам по себе, мог стать основой для обычного быстрорастворимого хита. Здесь же всё на мировом уровне, и показателем качества может служить то, что игра вышла, а патчи к ней разработчики публиковать и не думают. Все уже сделано на «отлично» с первого раза. Качество особенно хорошо видно в заставках, которые, как известно, занимают половину игры и представляют собой не то что художественный фильм – сразу целую трилогию голливудского уровня на одном диске. А что же геймплей? А геймплей – это в MGS4 не главное.

Система Sons of the Patriots подсвечивает своих, а при определенных условиях – и чужих. Опытные солдаты могут автоматически
обмениваться данными о противнике со своей командой.

Удивительно, но за те девять-десять часов, которые тебе дают поиграть в основной кампании, не успеваешь насытиться происходящим. Половину геймплейного времени занимают погони, слежки, перестрелки и дуэли. На то, что называется словами tactical espionage action, остается всего каких-то часа четыре. Закончив игру, разводишь руками: и это всё? Поневоле хочется назад в какой-нибудь Грозный Град, чтобы пройти его из конца в конец, потом обратно, потом сбежать и вернуться, чтобы еще раз пройтись по знакомым коридорам. Такое отношение к геймплею особенно странно, ведь те несколько часов, которые есть в игре, превосходны, и совсем неясно, почему бы не добавить в игру еще несколько не менее увлекательных уровней (может быть, чтобы продавать их потом в качестве «эпизодов»?).

Некоторые скриншоты с игры настолько хороши, что бывалый журналист ни за что не поверит в их подлинность. Превосходный ракурс, насыщенный кадр, впечатляющие спецэффекты и интерфейс «не от мира сего» – все это признаки фальшивой промо-картинки. Но только не в случае MGS4. Все скриншоты на этих страницах настоящие, и были сделаны нами специально для этого обзора.

В геймплее немало обновок. Первым, конечно, хочется назвать «осьмифляж» OctoCamo. Костюм героя принимает цвет любой поверхности, к которой прислоняется Снейк. По сути дела, это тот же камуфляж из MGS3, только меняется он сам, и нет нужды то и дело лазать в меню. Снейк научился использовать чужое оружие, для этого придумана целая мобильная оружейная лавка, принадлежащая новому герою, чернокожему продавцу Дребину. Все, что собираете с врагов, автоматически обменивается на очки (те, которые цифры, а не те, которые надевают). Эти очки потом тратятся на закупку нового оружия, оборудования и патронов. Магазин открыт в любое время, в любом месте. Нереалистично, но удобно: кончились патроны во время битвы с боссом – нет проблем, пошел и купил. Нам обещали поле битвы, на котором негде спрятаться, – действительно есть такое, освежает впечатления, но провести на нем предстоит лишь несколько часов и не очень понятно, из-за чего вообще было огород городить. Появилась система модификации оружия, можно навешивать фонарики, глушители, подствольники, прицелы и тому подобное – очень удобно, полезно и интересно, тем более что все дополнения продаются в том же магазине Дребина. В инвентаре Снейка теперь есть еще и миниатюрный робот Metal Gear Mk. II, готовый значительно облегчить прохождение, если вы не справляетесь со шпионскими заданиями. Изменилась система прицеливания, ставшая более простой и удобной: L1 – взять оружие наизготовку и перейти в вид «из-за плеча», R1 – стрельба. Ну, еще камеру можно крутить как угодно – что уже было сделано в MGS3: Subsistence.

В игре умопомрачительные модели персонажей, а камера выбирает ракурсы, которые наглядно демонстрируют достоинства героев.

Как принято в сериале, единственным забегом дело не ограничивается. На выбор пять уровней сложности, от совсем простого до «экстремального». Можно собирать оружие, которого в игре около полусотни видов и которое кочует от одного прохождения к следующему. Предусмотрены и особенные, секретные экземпляры, например, солнечный пистолет из игры Boktai. Можно коллекционировать виды камуфляжа или песни для виртуальной версии плеера iPod и слушать их во время игры. По итогам прохождения выдаются эмблемы, иллюстрирующие ваши успехи, – еще один предмет интереса для упорного игрока, и получить значок Биг Босса, как всегда, дьявольски сложно. И уж конечно, авторы напихали в игру такое количество шуточек, секретов и неочевидных возможностей, что увидеть их все не удастся не то что с одного – с десяти прохождений.

Косплей
Оми Гибсон – японка, получившая на празднование двадцатилетия Metal Gear Solid личное приглашение от Хидео Кодзимы. Дело в том, что Оми – самый известный в стране и мире косплеер по сериалу. Она косплеила десятки героев обоих полов из всех четырех частей игры, и в любом наряде выглядела неподражаемо. На ее счету косплей Мэрил, Евы, Райдена, Снейка в маске Райдена, Наоми, Ольгу, Эмму, Урсулу, Татьяну, Босс – а некоторых персонажей по несколько раз в разных нарядах. Среди ее свежих работ – Наоми и Мэрил в костюмах из Guns of the Patriots, а в данный момент она работает над косплеем Райдена-киберниндзя. Фотографии Оми можно посмотреть в ее профиле на сайте cosplay.com по адресу www.cosplay.com/member/34693.
Застанете противника врасплох, и делайте с ним, что хотите! Обыщите, допросите, придушите и баиньки уложите… А нет времени – ножом по горлу и вся недолга!

Отдельный разговор – о Metal Gear Online, которая оказалась не игрой, не демкой и не Starter Pack, а пунктом в главном меню MGS4 и поэтому не заслужила свой обзор. MGO мало чем отличается от собственного бета-теста, к рассказу про который и отсылаем интересующихся. Изменений минимум: переименовали навыки, добавили парочку новых карт и режимов, поправили скорость передвижения в разных ситуациях. Как мы и предполагали во время бета-теста, MGO действительно использует тот же движок и то же управление, что и MGS4. Это толковая идея и, как оказалось, новый движок очень хорошо подходит для консольного мультиплеера.
Одна копия игры дает право создать одного персонажа – солдата частной военной компании, однако, по словам Райана Пэйтона, нас ждут обновления с героями MGS4. Игрок выбирает внешний вид героя, пользуясь небольшим количеством доступных предметов гардероба. Затем нужно подобрать навыки. Всего их около полутора десятков, все несложные и понятные: мастерское использование разных видов оружия и CQC, улучшенное автоприцеливание и тому подобное. Выбранные навыки дают герою обещанные преимущества и автоматически улучшаются по мере использования, но на максимальную прокачку даже одного умения уйдет не один десяток часов. На серверах участники боев под разными предлогами чистят друг другу морды – кто играет в Deathmatch, кто в захват баз, кто воюет за лягушку и уточку (сами увидите), но более всего популярен командный Deathmatch и его вариация Sneaking со старым Снейком, который против всех.

Традиционная для сериала «битва с метал гиром» оказалась, как всегда, свежей и неожиданной.

Metal Gear Online – неизобретательный мультиплеерный шутер, выполненный, однако, на высочайшем уровне качества, характерном для Kojima Productions. Время за ним летит быстро, и он запросто соперничает с обычными консольными многопользовательскими шутерами вроде Warhawk. Metal Gear Online превосходно выглядит, обладает массой нужных опций, поощряет командную игру, поддерживает систему кланов и внутриигровое общение. Но и то, что мы видим сейчас, – лишь начало MGO. Как говорит тот же Пэйтон (который теперь частенько делает официальные заявления от имени Kojima Productions просто потому, что знает английский куда лучше Кодзимы), уже в ближайшие недели будут опубликованы первые бесплатные патчи-дополнения. На японских серверах начала работать команда инструкторов и опытные игроки в онлайне обучают игре новичков. В нашей части Сети это пока не доступно, но появится, наверное, раньше, чем этот номер журнала – в свободной продаже. Думается, что нынешнее состояние MGO – затянувшийся бета-тест отличной многопользовательской игры, которая со временем обрастет дополнениями и поступит в продажу на отдельном диске. Например, этой осенью.

Metal Gear Solid 4: Database
19 июня, через неделю после выхода игры, японское и американское отделения Konami опубликовали на PlayStation Network базу данных по сериалу под незамысловатым названием Metal Gear Solid 4: Database, европейский офис последовал примеру чуть позже. Файл занимает менее ста мегабайт и предоставляется бесплатно во всех регионах. База данных представляет собой энциклопедию по событиям и персонажам семи канонических игр сериала. Можно посмотреть хронологию событий и диаграммы отношений между героями, а переход между статьями осуществляется, как в Интернете – по ссылкам, расставленным на ключевых словах. Любопытно, что вы сможете получить информацию о Guns of the Patriots лишь в том случае, если программа найдет на жестком диске вашей консоли сейв с данными о полном прохождении.

Насколько обычен MGO, настолько же нестандартна одиночная часть игры. Наполовину это вообще не игра, а интерактивный фильм, и в грандиозном финальном противостоянии границу между игрой и заставкой провести уже невозможно. Огромным разочарованием стало то, что Кодзима все-таки не посмел убить любимого героя. Тех кадров из первого трейлера, где Снейк засовывает пистолет себе в рот, в игре вообще нет. Снейк медленно умирает всю игру, от первого до последнего акта. К финалу он едва держится на ногах и теряет сознание без дозы наркотика от Наоми, и все же упорно, с нечеловеческими усилиями выполняет «последнюю миссию». Подобно Босс, он заслужил смерть в бою. И это прощание с постаревшим и обессилившим, но благородным и непокорным героем могло бы стать величайшей сценой в истории видеоигр, «убийством Айрис» для нового поколения игроков. Но вместо этого к нам является Биг Босс с речью о том, что такое хорошо и что такое плохо и о том, что, мол, Снейк, «я твой отец».

Как молоды мы были...
По ходу дела Снейк и Отакон попадают на остров Шэдоу Мозес, где происходили события первой части игры. Контраст потрясает: раньше остров был нагромождением пикселей и полигонов, а сейчас он заброшен и забыт, но выглядит как настоящий. Снейк оказывается в знакомых залах и трубах вентиляции, играет музыка из первой части, и герой пускается в воспоминания. Вот где он дрался с тогдашним киберниндзя Грей Фоксом, вот где познакомился с Отаконом, а тот описался, вот короткий путь к ангару с Метал Гиром. Друзья пару раз шутят о том, как все изменилось и какой путь развития прошли видеоигры, а Снейк признается, что «скучает по тем временам, когда ни одна дверь не открывалась без карточки-ключа». Добавим от себя – и по тем временам, когда за снайперской винтовкой нужно было бегать через всю игру. Теперь ее можно купить в магазине когда угодно – где тут интерес?

Снейк остается жить, да и Ликвид, между нами, тоже вроде как не умирает. История Солида закончена, и страсть как хочется определить место новой главы в сериале и выяснить, какая часть лучше всех. Не выходит. Игры похожи, и все же они совершенно разные. Не ждите старого MGS в новом поколении. Это новая игра, другой интерактивный фильм, особенный многопользовательский шутер. За что бы ни брались авторы MGS, они умудряются быть в числе лучших в мире и при этом всегда найдут способ удивить и восхитить игрока. Принадлежность к сериалу сыграла злую шутку. Каждый любит MGS за что-то свое и каждый ждал, что это «свое» повторится. Не повторится. Оцените Guns of the Patriots вне сериала. Представьте, что перед вами никому не известный Project S от анонимного разработчика, окиньте его свежим взглядом, и вы увидите одну из наиболее зрелищных, технологичных и увлекательных игр среди всех, когда-либо созданных.

Игорь Сонин
Рецензия из журнала “Страна Игр” №14(263), июль 2008 года

Кросс-обзор

Константин Говорун:

Геймплей: Игровой процесс по большей части состоит из цитат первых трех частей Metal Gear Solid. Секретная база, корабль, выслеживание врагов в лесу. Все, что мы знали об MGS4 до релиза (стелс на поле боя), сосредоточено в первом эпизоде из пяти с половиной. Все остальное – сюрприз. Собственно, об этом Konami и запретила нам рассказывать в теме первого июньского номера.

Графика: На мой взгляд, консоли текущего поколения уже разучились удивлять геймеров графикой. В смысле, когда выходил MGS2, картинка субъективно казалась безупречной. А сейчас огрехи MGS4 видны невооруженным взглядом. Однако это не так важно – игра очень красивая, и за счет грамотного дизайна выглядит идеально.

Общее впечатление: MGS4 – эпитафия на могиле игровой индустрии ушедших поколений. Собрались все, имеющие отношение к, сказали нужные слова, выкушали водочки и по домам. А имеющие отношение – люди и по ту, и по эту сторону экрана. Герой, вон, бегает седой и старый, но и геймеры 80-х успели обзавестись детьми, если не внуками. Так что Снейк умер, да здравствует Снейк.

Артем Шорохов:

Геймплей: «В этом фильме еще и поиграть дают?» – примерно так. Очень порадовало, что геймплей не буксует на месте, а каждый раз, каждый час «распыляется» и дает побаловаться чем-то новеньким. Того классического «металгировского стелса» кот наплакал, зато навалом прочих лекалов – пробегается игра буквально на одном дыхании, а думаешь об этом уже потом.

Графика: Придираться по мелочам можно и тут, однако… только здесь и сейчас – лучшие в видеоиграх одежда, волосы, глаза, очки и… яблоки. В MGS4 сегодня, бесспорно, самая впечатляющая картинка. Ради нее можно и потерпеть подчас до стыдного размазанные текстуры уровней, спрайтовые тени и зубчатые поверхности.

Общее впечатление: «Двадцатичасовое кино с интерактивным наполнителем» – настоящее пиршество для глаз. Без вариантов, купить и пройти MGS4 обязан каждый, это живая классика индустрии. И все же, с точки зрения вдумчивого геймплея Guns of the Patriots проигрывает предыдущим частям MGS. Монументальная глыба вся соткана из цитат, и свежего тут ничегошеньки и нет.

Игорь Сонин:

Геймплей: Всем хорош геймплей MGS, одна беда: в четвертой части нормально пошпионить дают часа три-четыре. С геймерской точки зрения это лучшие часы в игре, и остается только гадать, почему их так мало. Остальное – кино разных степеней интерактивности, от «как странно» до «черт возьми».

Графика: С ума сойти, это если в двух словах. Артем Шорохов ползал по экрану с лупой, искал и находил размытые текстуры. Есть такие, да. Но дизайн персонажей, модели, работа камеры и анимация (особенно анимация!) – неподражаемы. Такой красоты я ни в одной другой игре не видел.

Общее впечатление: Первая (единственная?) игра, ради которой нужно покупать PlayStation 3, что я и сделал. Четвертая часть MGS как никогда близко подошла к грани, отделяющей видеоигры от видеофильмов. Можно сказать, что это уже и не игра вовсе, а CG-фильм с элементами видеоигры. Лучший и единственный в своем роде CG-фильм.

Михаил Разумкин:

Геймплей: Игра осталась верна своим традициям. Ветераны сразу почувствуют себя как дома. Хотя возможность покупать оружие и боеприпасы в любой момент заметно снизила былую хардкорность. А лично мне не хватает более развитой системы CQC, видеть беспомощно сбиваемого с ног легендарного героя выше моих сил.

Графика: Конечно, от MGS4 все ждали чего-то невероятного. Вот сейчас-то мы увидим, на что способна PS3! Но чуда не произошло. С технической точки зрения ничего выдающегося, однако, как и проекты от Blizzard, Metal Gear берет великолепной анимацией персонажей, вниманием к деталям и тщательной режиссурой сцен.

Общее впечатление: Это MGS, и другие слова не нужны. Хотя Кодзима все же перешел грань, отделяющую интерактивное кино от игры. Но в этом и есть вся суть его гениальной работы: вы погружаетесь в мир, от которого тяжело оторваться независимо от того, держите ли вы геймпад в руках или нет. Для остальных же есть MGO.

P.S. из 2019 года (Константин Говорун)

Редакционным специалистом по Metal Gear Solid долгое время был Игорь Сонин. Именно ему автоматически поручались тексты превью и ревью по играм цикла. Но с освещением финальной версии Metal Gear Solid 4 вышла странная история.

Перед самым релизом игры Konami внезапно решила не предоставлять копии прессе, а вместо этого собрать журналистов в Париже и дать им пройти игру прямо там. От России пригласили одно издание – “Страну Игр” (эксклюзивный пресс-тур в обмен на обложку по игре – нормальное предложение; примерно так это обычно и работало в те годы). Однако по причинам, о которых я уже и не вспомню, ни Игорь Сонин, ни я сам никак не могли полететь в Париж. Чтобы поездка не сгорела, мы отправили Омегу – автора, с которым я вместе поднимал сайт pristavki.net и писал тексты в журнал “Великий Dракон”, а под репортаж забронировали восемь страниц. Текст должен был быть прислан буквально в день отправки номера в печать.

В “Стране Игр” было две обложки по Metal Gear Solid 4 – это один из немногих подобных случаев за историю журнала.

Но случилось абсолютно непредвиденная штука: Konami дала журналистам пройти игру до конца, но фактически запретила писать о чем-либо, кроме фактов, уже известных по превью. Серьезно, NDA занимал несколько страниц, и в нем было дотошно перечислено все, что делать нельзя. Например, вообще нельзя было говорить о том, что действие игры происходит не только на Ближнем Востоке!

Каждый журналист тихо сидел и с утра до вечера работал – проходил игру.

В таких условиях, конечно, уже нельзя было называть текст об игре рецензией. Но номер уже уходил в печать, на обложке уже была Metal Gear Solid 4, и восемь страниц надо был чем-то забивать. Я попросил Омегу написать хоть что-то, не нарушающее NDA, – и он был вынужден на восьми страницах описывать подробности тура, рассказывать о случайно встреченной русскоязычной пиарщице, целиком приводить стенограмму выступления Кодзимы, но довольно мало говорить о собственно игре.

Естественно, читателям результат не понравился, но другого решения попросту не было. Если бы я заранее знал об условиях в NDA, то и на поездку бы не согласился, но тут отказываться было уже поздно.

Расписание журналиста. Три дня “Метал Гира”.

А потом, когда игра уже поступила в открытую продажу, мы всей редакцией купили себе по копии и сделали нормальную рецензию. Основной текст – от Игоря Сонина, а альтернативные (на самом деле, не очень альтернативные) мнения – от других членов команды. Это был тот случай, когда мы все реально бросили остальные дела и запоем проходили одну и ту же игру параллельно. Прекрасное время.

19 комментариев

Популярные

18+ ЗАПРЕЩЕНО ДЛЯ ДЕТЕЙ