Свяжитесь с нами

Игры

Учимся играть

Бывает ли так, что вам жалко тратить время на хорошую, в общем-то, игру? Если да – попробуем разобраться, почему.

В детстве время кажется бесконечным. За день успеваешь сходить в школу, погонять с ребятами мяч во дворе, посидеть несколько часов за приставкой, выкачать почту из FIDO, сделать уроки, почитать свежий роман Лукьяненко, покормить кошку, поболтать по телефону с одноклассницей, отправить в FIDO свои пять килобайт и сделать еще миллион важных и полезных дел. Затем свободное время съежилось, игры стали в три, пять, десять раз длиннее, но это не сильно мешало. Часик там, часик сям, и Final Fantasy VII или Breath of Fire III пройдена. Я успел осилить почти все приличные JRPG на PlayStation, не забывая и возвращаться к лучшим представительницам жанра на SNES и Mega Drive. И ничего, все успевал. С ейчас, напротив, я гораздо тщательнее выбираю игры, на которые трачу время, и часто отвергаю новинку только потому, что некогда с ней возиться. Почему?

Во времена PlayStation игры (и JRPG, и не только) были довольно-таки похожи друг на друга. Если успел познакомиться с основными жанрами и их правилами, можно быть уверенным: не так много новинок действительно смогут вас удивить. Сейчас многие заклеймят их за «неоригинальность», «отсутствие свежих идей». Но тогда было совершенно нормально то, что геймплей в играх одинаковый, а вот сюжет, персонажи и сеттинг – разные. К слову, это как раз типичный японский подход к геймдизайну и к потреблению электронных развлечений. Да и во второй половине девяностых 90% хитов производилось в Стране восходящего солнца. Но главное – все же не происхождение игр, а то, что мне все это нравилось.

Почему? Довольно сложно было «въехать» в суть JRPG, в условности жанра, стандартные паттерны действий, правила поведения – для этого мне потребовались две-три игры и десятки часов времени за приставкой. Но затем все пошло как по маслу. Покупаешь диск, запускаешь знакомишься с персонажами, с особенностями боевой системы – и все, можно далее наслаждаться сюжетом, дизайном монстров, исследовать мир, побеждать гигантских боссов, смотреть красочные ролики. На первичное освоение игры тратилось минут десять (хотя, конечно, накапливать знания о ней можно было и бесконечно) – и все, я уже был «в теме». То же самое можно сказать о файтингах, платформерах.

Однажды друг дал мне поиграть в Metal Gear Solid. Тогда я ничего не знал о Кодзиме, но хорошо помнил Metal Gear на NES (наглухо застрял в часе от начала и не имел ни малейшего представления о том, что делать дальше). Конечно, можно было играть день, два, неделю, месяц, позвать друзей и РАЗОБРАТЬСЯ в том, как устроен игровой мир, вникнуть в логику геймдизайна. Однако никто не объяснил мне, что это великое произведение искусства, поэтому не было никакой уверенности в том, что инвестиция времени окупится. Я почесал голову и решил потратить эти часы жизни на что-то, что точно принесет мне удовольствие (Breath of Fire IV, например) или поможет освоить новый жанр (Fallout). Так мое знакомство с Metal Gear Solid было отложено до Sons of Liberty. Вот о Fallout я почему-то знал много (кажется, из прессы), и понимал, что мне полезно освоиться с игрой, чтобы затем комфортно чувствовать себя в других компьютерных RPG. Это тоже заняло немало времени (несколько раз начинал сначала, пробовал разные варианты прохождения), но о нем я ничуть не пожалел.

Постоянные читатели журнала знают, что я не очень люблю MMORPG. А дело именно в том, что прежде чем получать удовольствие от них, нужно вложить слишком много сил и времени. В школьно-студенческие годы жанр еще не нарастил мясо, и познакомиться с ним тогда я не мог. Позже я пробовал садиться и за Ragnarok Online, и за Granado Espada, но каждый раз вставал перед выбором: или MMORPG, или Final Fantasy XII (Metal Gear Solid 4, Falllout 4). И каждый раз мне было жалко времени на то, что, возможно, никогда и не понравится.

Зато, например, года два-три назад я освоил глобальные стратегии от Paradox. Схема была та же, что и с Fallout. Я читал о Europa Universalis в журнале, узнал о том, что таких игр много, но они объединены общей логикой (освоил одну – гораздо проще разобраться с остальными), и понял, что мне их идея очень близка. Долго сидел на форумах, читал руководства, спрашивал советов у знакомых профи, и в итоге не прогадал. Теперь жду Victoria II.

Наверное, вы хотите меня спросить, а как же подлинно оригинальные игры, которые непохожи ни на что другое? Так вот, я прекрасно понимаю, отчего их продажи не всегда радуют издателей. При выборе между более-менее хорошей игрой с периодом «вхождения» десять минут и равной по качеству игрой, требующей на знакомство десять часов, куда проще остановиться на первой. Если, конечно, рецензент в «СИ» не напишет, что вторая – это настоящий шедевр всех времен и народов. Тогда – да, время сразу найдется.

Константин Говорун
Колонка из журнала “Страна Игр” №10(307), май 2010 года

7 комментариев

Популярные

18+ ЗАПРЕЩЕНО ДЛЯ ДЕТЕЙ