Connect with us

Игры

Стартовая цена – ноль евро

Сколько должны стоить недоделанные AAA-игросервисы, вроде Fallout 76

Последние пару дней все обсуждают колонку Вадима Елистратова на DTF о том, что пора бы для игр-сервисов с AAA-амбициями придумать аналог Early Access, чтобы первые покупатели четко понимали: они платят деньги за сырой продукт, который будет протестирован на комьюнити и когда-нибудь доведен до ума.

Зачем? Вадим заявляет, что нельзя обманывать пользователей: “Главная проблема Fallout 76 в лицемерии издателя — нельзя называть игру «экспериментальной» и открыто признавать её сырость, при этом выпуская для неё коллекционные издания за 200 долларов”.

Решение проблемы выглядит так: “Чего хочется посоветовать EA, Bethesda и другим большим издателям, так это наконец-то перестать стыдиться слов «бета» и «ранний доступ», а потом открыто признать: «Да, вот сейчас мы выпустим игру, она будет немного сырой и по сути бетой, но потом мы с вашей помощью сделаем всё хорошо — иначе никак». Для этого, возможно, придётся иначе работать с ценами, поменять своё отношение к ритейлу и выработать абсолютно новый формат взаимодействия с игроками”.

Если немного включить голову, то все логично.

В Steam давно существует формат Early Access: покупатели заранее знают, что платят за сырой кусок недоделанной игры, чтобы ее авторы смогли заработать немного денег, протестировать продукт на живых людях и довести его до релиза (в идеале). Многие игры в Early Access полностью работоспособны, но пользователь все равно осознанно рискует.

В онлайн-играх (а речь только о них) давным-давно существует формат открытого бета-тестирования, которое длится годами. Люди играют, заносят деньги, проект зарабатывает сотни миллионов долларов, а релиза все нет и нет. Баги? У нас же бета. Better than nothing.

Разумеется, не всем может быть комфортно участвовать в тестировании продукта и не получать за это деньги от компании, а наоборот – платить ей за право поработать на большую корпорацию. Но, в общем, никто не заставляет это делать. Не зря ведь многие шутят по поводу игр, выходящих сначала на консолях, а через месяцы и годы – на ПК, что консольный релиз – это всего лишь бета-тестирование. Когда на коробке честно будет написано “Early Access” или “Beta”, пользователь предупрежден, а раз так – нет никакой недобросовестной рекламы, все честно.

Проблема в том, что предложенное решение проблемы, хоть и является реакцией на претензии потребителей, на самом деле сформулировано исключительно с позиции издателя. Есть проблема: люди жалуются и выкидывают диски в помойку. Как более правильно продавать такой продукт (ничего в нем не меняя), подправив только PR и маркетинг (ну и, возможно, бизнес-модель – скинув цену на продукт или превратив его в free-to-play)?

Идеальная историческая аналогия – фраза “Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!”, которую Руссо приписывал Марии-Антуанетте.

Если немного включить голову, то все логично. Представьте себе: вы приходите в “Азбуку Вкуса”, а там вообще нет хлеба, ноль. Почему бы не взять парочку круассанов вместо того, чтобы ныть и идти с вилами на Красную площадь? Но есть один нюанс: проблема вовсе не в том, что у людей “нет хлеба”.

Так и здесь: весь срач вокруг колонки разгорелся прежде всего потому, что люди плохо слышат друг друга и одновременно обсуждают одно и то же событие в различных дискурсах. Вадиму хочется, чтобы Fallout 76 стала успешной игрой. Его читателям хочется, чтобы ее не существовало вовсе. Поэтому они читают колонку и воображают себе вещи, которых на самом деле в ней нет.

Другое дело, что это не твиттерские читают жопой. Они читают головой, но их голову волнуют другие вещи.

К сожалению, короткие тексты с картинками тут не помогут. Все не настолько просто.

Возможно, все дело в выбранном примере. Проблема Fallout 76 не столько в глючности (вспомните о глюках вполне сингловой Skyrim) или в цене или в нехватке контента (хотя и это все верно), сколько в том, что она неинтересна. И если ошибки в глючном коде можно исправить, то ошибки в ДНК игры – вряд ли.

Но скорее дело в другом. Early Access могут простить инди-играм, которые делают муж, жена и кошка Мурка, но не транснациональным корпорациям. Бесконечное открытое бета-тестирование – условно-бесплатным онлайн-играм, а не коробочным AAA-релизам за 60 евро. Да, можно поправить бизнес-модель, но штука-то как раз в том, что консольные геймеры не хотят этих изменений. Они ценят коробочные AAA-релизы (даже если покупают их в цифре) именно за то, что они покупают законченный, готовый продукт. И если неизбежные DLC еще можно простить (не всегда), то сырость на релизе – нет.

Отсюда – и позиция “пусть игра выйдет тогда, когда будет готова, даже придется подождать лишний год”.

И дело не только в глюках (которые действительно дико раздражают и которые можно отловить тестированием, в том числе и массовым и полностью бесплатным бета-тестированием), но и в нехватке контента. Меня до сих пор бесят обе части Destiny, в которых на старте не было почти ничего (глюков, впрочем, я тоже не заметил). Возможно, если бы на диске было написано Beta или если бы игра стоила 30 евро, мне было бы чуточку приятнее. Но я бы предпочел подождать и заплатить 60, но за полноценный продукт.

Да, бета-тестирование помогает не только отловить баги, но и понять, куда развивать продукт (то есть, какой контент делать в первую очередь), но в мире геймеров это проблемы издателя, а не потребителей.

При этом нельзя сказать, что само слово “бета” вызывает у людей изжогу, и они не хотят добровольно и бесплатно помогать издателю развивать продукт. Отвергая идеи Вадима о том, что бета-тестирование может сделать игры лучше и требуя выпускать сразу законченный продукт, они приводят в пример Overwatch. Который как раз активно тестировался.

В этом, в общем-то, и мораль: и Вадим, и его критики говорят более-менее об одном и хотят примерно одного и того же: чтобы выпуск глючной недоделанной игры не назывался “релизом” и чтобы за коллекционки с ней не просили 200 долларов, потому что это обман потребителей. Вадим мельком упомянул, что в его мире для сырых проектов надо “иначе работать с ценами” – да, цена в ноль евро за абсолютно сырой продукт, думаю, всех устроит.

Другое дело, что с этого надо было и начинать разговор, чтобы перекинуть мостик от дискурса к дискурсу.

Константин Говорун

Сказать спасибо:

12 комментариев

Популярные

    18+ ЗАПРЕЩЕНО ДЛЯ ДЕТЕЙ