Игры
Стартовая цена – ноль евро
Сколько должны стоить недоделанные AAA-игросервисы, вроде Fallout 76

Последние пару дней все обсуждают колонку Вадима Елистратова на DTF о том, что пора бы для игр-сервисов с AAA-амбициями придумать аналог Early Access, чтобы первые покупатели четко понимали: они платят деньги за сырой продукт, который будет протестирован на комьюнити и когда-нибудь доведен до ума.
Зачем? Вадим заявляет, что нельзя обманывать пользователей: “Главная проблема Fallout 76 в лицемерии издателя — нельзя называть игру «экспериментальной» и открыто признавать её сырость, при этом выпуская для неё коллекционные издания за 200 долларов”.
Решение проблемы выглядит так: “Чего хочется посоветовать EA, Bethesda и другим большим издателям, так это наконец-то перестать стыдиться слов «бета» и «ранний доступ», а потом открыто признать: «Да, вот сейчас мы выпустим игру, она будет немного сырой и по сути бетой, но потом мы с вашей помощью сделаем всё хорошо — иначе никак». Для этого, возможно, придётся иначе работать с ценами, поменять своё отношение к ритейлу и выработать абсолютно новый формат взаимодействия с игроками”.
Если немного включить голову, то все логично.
В Steam давно существует формат Early Access: покупатели заранее знают, что платят за сырой кусок недоделанной игры, чтобы ее авторы смогли заработать немного денег, протестировать продукт на живых людях и довести его до релиза (в идеале). Многие игры в Early Access полностью работоспособны, но пользователь все равно осознанно рискует.
В онлайн-играх (а речь только о них) давным-давно существует формат открытого бета-тестирования, которое длится годами. Люди играют, заносят деньги, проект зарабатывает сотни миллионов долларов, а релиза все нет и нет. Баги? У нас же бета. Better than nothing.
Разумеется, не всем может быть комфортно участвовать в тестировании продукта и не получать за это деньги от компании, а наоборот – платить ей за право поработать на большую корпорацию. Но, в общем, никто не заставляет это делать. Не зря ведь многие шутят по поводу игр, выходящих сначала на консолях, а через месяцы и годы – на ПК, что консольный релиз – это всего лишь бета-тестирование. Когда на коробке честно будет написано “Early Access” или “Beta”, пользователь предупрежден, а раз так – нет никакой недобросовестной рекламы, все честно.
Проблема в том, что предложенное решение проблемы, хоть и является реакцией на претензии потребителей, на самом деле сформулировано исключительно с позиции издателя. Есть проблема: люди жалуются и выкидывают диски в помойку. Как более правильно продавать такой продукт (ничего в нем не меняя), подправив только PR и маркетинг (ну и, возможно, бизнес-модель – скинув цену на продукт или превратив его в free-to-play)?
Идеальная историческая аналогия – фраза “Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!”, которую Руссо приписывал Марии-Антуанетте.
Если немного включить голову, то все логично. Представьте себе: вы приходите в “Азбуку Вкуса”, а там вообще нет хлеба, ноль. Почему бы не взять парочку круассанов вместо того, чтобы ныть и идти с вилами на Красную площадь? Но есть один нюанс: проблема вовсе не в том, что у людей “нет хлеба”.
Так и здесь: весь срач вокруг колонки разгорелся прежде всего потому, что люди плохо слышат друг друга и одновременно обсуждают одно и то же событие в различных дискурсах. Вадиму хочется, чтобы Fallout 76 стала успешной игрой. Его читателям хочется, чтобы ее не существовало вовсе. Поэтому они читают колонку и воображают себе вещи, которых на самом деле в ней нет.
Елистратов: пишет, что современные многопользовательские игры выпускают недоделанными – а это факт, мы все это видим. Пишет, что на них нужно честно писать "ранний доступ"
Твиттерские:
— ЕЛИСТРАТОВ ОПРАВДЫВАЕТ НЕДОДЕЛАННЫЕ ИГРЫ!Да ёб вашу мать. Писать научились, а читать – нет
— Злой Гик (@zloygik) December 1, 2018
Другое дело, что это не твиттерские читают жопой. Они читают головой, но их голову волнуют другие вещи.
Шрайер: пишет, что у Bethesda не движок кривой, а культура разработки — было бы все организовано нормально, были бы охуенные игры и на этом движке
Твиттерские: ОН ЗАЩИЩАЕТ ПЛОХОЙ ДВИЖОК
Мне кажется, надо уже тексты писать очень короткие и с картинками. Иначе никак)
— Vadim Elistratov (@great_laziness) December 1, 2018
К сожалению, короткие тексты с картинками тут не помогут. Все не настолько просто.
Возможно, все дело в выбранном примере. Проблема Fallout 76 не столько в глючности (вспомните о глюках вполне сингловой Skyrim) или в цене или в нехватке контента (хотя и это все верно), сколько в том, что она неинтересна. И если ошибки в глючном коде можно исправить, то ошибки в ДНК игры – вряд ли.
Но скорее дело в другом. Early Access могут простить инди-играм, которые делают муж, жена и кошка Мурка, но не транснациональным корпорациям. Бесконечное открытое бета-тестирование – условно-бесплатным онлайн-играм, а не коробочным AAA-релизам за 60 евро. Да, можно поправить бизнес-модель, но штука-то как раз в том, что консольные геймеры не хотят этих изменений. Они ценят коробочные AAA-релизы (даже если покупают их в цифре) именно за то, что они покупают законченный, готовый продукт. И если неизбежные DLC еще можно простить (не всегда), то сырость на релизе – нет.
Отсюда – и позиция “пусть игра выйдет тогда, когда будет готова, даже придется подождать лишний год”.
И дело не только в глюках (которые действительно дико раздражают и которые можно отловить тестированием, в том числе и массовым и полностью бесплатным бета-тестированием), но и в нехватке контента. Меня до сих пор бесят обе части Destiny, в которых на старте не было почти ничего (глюков, впрочем, я тоже не заметил). Возможно, если бы на диске было написано Beta или если бы игра стоила 30 евро, мне было бы чуточку приятнее. Но я бы предпочел подождать и заплатить 60, но за полноценный продукт.
Да, бета-тестирование помогает не только отловить баги, но и понять, куда развивать продукт (то есть, какой контент делать в первую очередь), но в мире геймеров это проблемы издателя, а не потребителей.
При этом нельзя сказать, что само слово “бета” вызывает у людей изжогу, и они не хотят добровольно и бесплатно помогать издателю развивать продукт. Отвергая идеи Вадима о том, что бета-тестирование может сделать игры лучше и требуя выпускать сразу законченный продукт, они приводят в пример Overwatch. Который как раз активно тестировался.
А ещё мы можем вспомнить что у Близзард не было опыта создания шутеров, но почему-то Овервотч и без всякой биг дата а только через честные бесплатные беты в течение года дошёл до нормального релиза? Просто надо смотрить на хорошие примеры и ставить их в пример. Активно.
— ®️9⃣?? (@R9snick) December 1, 2018
В этом, в общем-то, и мораль: и Вадим, и его критики говорят более-менее об одном и хотят примерно одного и того же: чтобы выпуск глючной недоделанной игры не назывался “релизом” и чтобы за коллекционки с ней не просили 200 долларов, потому что это обман потребителей. Вадим мельком упомянул, что в его мире для сырых проектов надо “иначе работать с ценами” – да, цена в ноль евро за абсолютно сырой продукт, думаю, всех устроит.
Другое дело, что с этого надо было и начинать разговор, чтобы перекинуть мостик от дискурса к дискурсу.
Константин Говорун
Сказать спасибо:
- Игры6 лет ago
PlayStation не виновата
- Игры5 лет ago
Пост-обзор Final Fantasy XIII
- Игры5 лет ago
Spec Ops: из грязи в князи
- Игры5 лет ago
Почему все говорят об игре “Великий Султан”
- Игры5 лет ago
10 причин поиграть в Arcanum
- Игры6 лет ago
Куда плывут “Корсары: Черная метка”?
- Игры5 лет ago
Светлая сторона YouTube: Alina Gingertail
- Игры5 лет ago
Xbox уходит из России?