Свяжитесь с нами

Игры

Почему все не так с The Last of Us Part II

Игры должны объединять людей, а не разделять их.

Релиз The Last of Us Part II должен был стать чем угодно, но не этим. Нил Дракманн, автор игры, публично гордится тем, что пользователи Metacritic окончательно опозорили саму идею пользовательских оценок на Metacritic. Российский игровой журналист угрожает судом изданию, которое ответило ему оскорблением на оскорбление. Сайт Polygon спрашивает, зачем The Last of Us Part II стыдит игрока за поступки, которые он не хотел и совершать. Людям жалко собачку. 

Я уже не раз говорил, что сам не планировал и не планирую играть в The Last of Us Part II. В моем представлении любой сиквел с абсолютно любым сюжетом обесценивает финал первой части, память о которой мне важнее, чем любые новые впечатления. Есть истории, которые просто не надо продолжать, – “Властелина Колец”, “Анну Каренину”, “Преступление и наказание”. Другое дело, что невозможно игнорировать The Last of Us Part II полностью – лента твиттера все равно приносит разное.

Чего в ленте нет – так это осмысленной дискуссии о том, чем игра хороша или плоха. И в этом виноваты примерно все участники процесса.

Кто, например, сформировал миф о том, что The Last of Us Part II – история о мести злой лесбиянки за подругу? Осознанно или неосознанно, но это сделал именно Дракманн. Вместо того, чтобы объяснить, какую историю он хочет рассказать, или держать все в тайне до последнего, он повел игроков по ложному пути, запутал их и в итоге переиграл сам себя. А когда к нему пришли с вопросами в первый раз – отреагировал агрессивно и тут же навесил на всех ярлыки гомофобов. Его, в общем, можно понять (к нему пришли как раз гомофобы), но лучше, наверное, защищать реальное содержание игры, а не выдуманное.

Журналисты сейчас жалуются, что аудитория оскорбляет их, – называет продажными шлюшками, которые ставят высокие оценки в расчете на чемоданы денег от Sony. Никаких чемоданов, конечно, не существует, но все равно плюс-минус повторяется сценарий геймергейта (ну или избрание Трампа президентом США): люди видят, что ни одно из игровых изданий не защищает их точку зрения, словно существует некий заговор. Ненормально, когда существуют десятки, сотни тысяч игроков с позицией, которая не представлена в медиа ну хотя бы колонкой с альтернативным мнением. Что, неужели всем журналистам в мире (кроме редакции iXBT) игра нравится? Да ладно.

Наконец, обоснованные претензии игроков льются в соцсетях вперемешку с гомофобными оскорблениями, а набеги хейтеров на Metacritic и обвинения журналистов в “продажности” никак не помогают им с репрезентацией (опять же, повторяется сценарий геймергейта). Самое чудовищное здесь то, что люди критикуют не игру, а слухи об игре. Они ничего сами не видели, они не играли (даже в первую часть, наверное, нет), но мнение имеют. Спокойно поговорить с теми, кто играл, невозможно, ведь в дискуссию всегда врываются все новые и новые гомофобы с активной жизненной позицией.

Кто-то может сказать: Врен, ну напрягись, поиграй сам и напиши рецензию как надо. Дескать, ну да, не хочешь, но надо же – ради индустрии, ради правды. 

Но писать рецензию сейчас – это прыгать в яму, заполненную змеями. И никакой награды, ничего на дне нет – только ядовитые твари.

Во-первых, любая критика ЛБГТ-персонажа или персонажа, похожего на ЛГБТ, невозможна. Я не смогу написать ни слова о том, что он поступает нелогично или что говорит невпопад или что как-то не так выглядит. Возможно, в игре все прекрасно – надеюсь, что это так. Но, допустим, я говорю: “постельная сцена нелепо поставлена”, и мне в ответ: “да ты просто гомофоб”. И что я буду с этим делать, как отпираться? Проще не говорить ничего.

Во-вторых, любой текст в защиту игры тоже невозможен. Позитива написано уже много, так что в ответ на любую похвалу я буду получать “да тебе тоже чемоданы занесли”. И зачем мне это надо? Тем более, что позитивных рецензий действительно хватает.

Конечно, при желании я могу пройти между Сциллой и Харибдой, тонко проанализировать всю игру так, что никто не сможет мне ничего приписать (все равно будут, но я хотя бы смогу их спокойно перебанить). Но есть другая проблема: текущий уровень дискуссии вокруг игры (очень низкий) вообще не предполагает, что кто-то будет читать мой текст по-настоящему. Люди будут искать в нем маркеры того, гомофоб я или гей дрожащий, и реагировать только на них, а не на аргументы.

То есть, вся работа будет проделана ни для чего. А так как игра сама по себе мне неинтересна, то и писать о ней мне незачем. Ноль мотивации.

Могу разве что посоветовать пару вещей тем, кто все же хочет поговорить о The Last of Us Part II.

Пол, гендер и цвет кожи персонажей неважны. Игра не становится лучше или хуже от того, за кого вам предлагают играть. “Элли сделали лесбиянкой” – ну и что? Критикуя игру, не надо опускаться до тупых гомофобных оскорблений. Но и незачем радоваться тому, какой баттхерт она вызывает у дремучих мужиков. Игры должны объединять людей, а не разделять их.

Если вам лично неприятно что-то в игре или, наоборот, нравится – попробуйте разобраться в себе и напишите об этом, а не подстраивайтесь под общественное мнение. Позиция “не хочу играть, потому что там убивают собаку” – нормальная, честная позиция. Ровно так же нормально не хотеть покупать игру из-за некрасивой, неприятной обложки. Незачем искать какие-то дополнительные аргументы и рассуждать о судьбах Отечества. И да, ЛГБТ-герои никак не противоречат законам РФ – достаточно поставить лейбл “18+”, чтобы снять все вопросы.

И, главное: попробуйте сесть, подумать и сформулировать, о чем эта игра вообще. Набор шок-сцен и нелепый внешний вид героев – это ведь не цель, а инструмент, который зачем-то (наверное) нужен.  Первая часть The Last of Us была о том, как и почему главный герой решил пожертвовать человечеством ради одной хорошей девочки. А вторая – о чем она?

Константин Говорун

25 комментариев

Популярные

18+ ЗАПРЕЩЕНО ДЛЯ ДЕТЕЙ