Свяжитесь с нами

Игры

Свобода играть в Fortnite вместе

Почему Xbox и Nintendo дружат против PlayStation.

Год за годом журналисты дежурно спрашивали у авторов онлайн-игр о кросс-платформенном мультиплеере, а в ответ получали невнятное мычание: “Мы бы и рады, мы подумаем, но…”. Проблема была в позиции платформодержателей, которые не хотели пускать чужих игроков в собственную экосистему. Главный итог скандала вокруг Fortnite: мы и не заметили, как Sony в этой войне осталась совсем одна, и отступать ей почти что и некуда.

Напомню, что с релизом Fortnite на Nintendo Switch пользователи обнаружили, что если игровой аккаунт хоть раз был использован на PlayStation 4, в него нельзя будет войти на консоли Nintendo. Собственно, на Xbox One тоже нельзя и всегда было нельзя, но это мало кого волновало. А вот переключаться между стационарной PlayStation 4 и портативной Nintendo Switch – отличная идея, но увы – запрещено Sony. Также Fortnite позволяет организовывать смешанные команды из владельцев разных платформ – PC, Xbox One, мобильных телефонов, Nintendo Switch и PS4 – в любых комбинациях, кроме “PS4 + Switch” и “PS4 + Xbox One” (“PS4 + PC” или “PS4 + телефоны” – можно). Нетрудно заметить, что в этой дружной семье платформ есть одна белая ворона – PlayStation 4.

Джон Смидли, бывший президент Sony Online Entertainment, пояснил, что Sony “не нравится, когда человек покупает что-то на Xbox и использует это на PlayStation”. Логика в этом есть: теоретически можно покупать внутриигровые предметы на Xbox, использовать на PlayStation, и Sony не получит от этого ни копейки. В Fortnite уже встроена некоторая защита от таких действий: премиальная валюта, купленная за деньги на одной платформе (например, на Xbox), недоступна на другой (например, на Nintendo Switch), хотя предметы, конечно, доступны. С другой стороны, с учетом популярности PlayStation, именно Sony выиграла бы больше всего от таких случайных трат “не на той платформе”.

Другое дело, что сегментация популярных онлайн-игр по платформам очень выгодна лидеру рынка и невыгодна догоняющим. Человек, впервые покупающий консоль, с большей вероятностью купит ту консоль, которая уже есть у друзей, потому что только так он сможет играть в Call of Duty, Destiny или Battlefield вместе с ними. PlayStation 4 – лидер, поэтому почти всегда это оказывается именно PlayStation 4, и никакие маркетинговые усилия Microsoft не смогут это изменить до очередной смены поколений консолей. Если бы кросс-плей был распространен, то фактор “есть у друзей” стал бы значительно менее важен, и можно было бы обратить внимание на то, например, что на Xbox One X “лучше графика”. Именно поэтому Microsoft больше всего заинтересована в стирании границ между экосистемами. Так проще догонять PlayStation 4.

Для Nintendo кросс-плей идеально дополняет философию Nintendo Switch как консоли, на которой можно продолжить игровую сессию, начатую дома у телевизора. В случае с бесплатной Fortnite можно начинать ее даже не на Nintendo Switch в док-станции, а на Xbox One с более крутой графикой и не доплачивая ничего сверху ни за игру, ни за предметы. Симбиоз Nintendo Switch и Xbox One выглядит настолько привлекательно, что ей-богу, может быть, Nintendo стоит выкупить у Microsoft весь Xbox-бизнес, чтобы сделать Xbox той самой “улучшенной док-станцией” для Nintendo Switch, о которой многие мечтают.

Пока это все лишь мысли вслух, но Microsoft и Nintendo уже устроили броманс-шоу в твиттере, обменявшись дружелюбными сообщениями и даже запустив рекламную кампанию Survive Together, нацеленную против общего врага – PlayStation. Я очень сильно сомневаюсь в том, что это ситуативный SMM: такие вещи одобряются месяцами. Скорее всего, негативная реакция игроков и прессы на запреты Sony была давно просчитана и учтена в планах. Что, конечно, не делает эти планы менее креативными и срывающими крышу.

К слову, незачем удивляться тому, что платформодержатели-конкуренты вдруг дружат. Microsoft не так давно издавала Minecraft на Wii U и Nintendo Switch. Игра Blue Dragon: Awakened Shadow, спин-офф к Xbox-эксклюзиву Blue Dragon, выходила на Nintendo DS. Студия Rare, принадлежащая Microsoft, выпустила Viva Piñata: Pocket Paradise, спин-офф к Xbox-эксклюзиву Viva Pinata, тоже на Nintendo DS. Для Microsoft портативный бизнес Nintendo всегда был скорее возможностью, чем угрозой.

Скандал вокруг Fortnite, конечно, ничего не изменит в политике PlayStation в этом поколении, ведь нельзя разрешить кросс-плей для одной игры и запретить его всем остальным. Но когда читаешь о том, что кросс-плей для Xbox One и PS4 запрещен, а для PC и PS4 – нет, трудно отделаться от мысли, что это не столько осознанная стратегия Sony, сколько странный рудимент, осколок давно проигранной войны за тотальную закрытость экосистемы. В конце концов, региональная блокировка тоже была когда-то вполне вменяемо мотивирована бизнес-интересами (нельзя позволять американскому издателю продавать игру в обход европейского издателя той же игры), но в современном глобальном мире она стала выглядеть совершенно издевательски, и от нее отказалась даже Nintendo.

Другое дело, что не следует считать таким же рудиментом эксклюзивность собственных игр Sony. Есть соблазн сказать: а зачем вообще они нужны, почему не объединить все платформы в одну, а не заставлять людей покупать отдельно PlayStation 4 ради Detroit: Become Human, Xbox One – ради Gears 5, Nintendo Switch – ради Super Mario Odyssey? Ответ очень прост: именно конкуренция двигает индустрию вперед, а имиджевые проекты платформодержателей, созданные для продвижения консолей, очень часто становятся эталоном, образцом для подражания. Если Nintendo, Sony и Microsoft перестанут соревноваться в творчестве, а игроки будут выбирать только между комплектациями железа, мир многое потеряет.

Вот только конкурировать, конечно же, надо с помощью игр или уникальных технических решений, а не искусственных, чисто бюрократических ограничений, которым не место в 2018 году.

Константин Говорун

Сказать спасибо:

26 комментариев

Популярные

18+ ЗАПРЕЩЕНО ДЛЯ ДЕТЕЙ