Свяжитесь с нами

Игры

Как создавалась Space Invaders

Основатель первого в США издания о видеоиграх рассказывает о культовой аркадной игре

Предисловие от Алексея Беспалько:
В 2008 году Space Invaders отметила тридцатилетие. Каким-то немыслимым способом (через Винса Дези! нет, правда!!) «Страна Игр» вышла на Билла Кункеля, основателя Electronic Games, первого в США издания о видеоиграх (выходил с 1981 по 1985 гг.). Билл предложил статью о Space Invaders, и в результате у нас в журнале один человек-легенда рассказывает о другом. Билл Кункель пристально следил за развитием индустрии с ее самых первых шагов, поэтому его взгляд на эту историю особенно интересен.

Три десятилетия назад японский джентльмен по имени Томохиро Нисикадо намеревался изменить мир. После того как Ральф Баер создал первую игру для приставки в 1971 году, а Нолан Бушнелл дал нам Pong и компанию по имени Atari, видеоигры пережили первый небольшой всплеск популярности. Игровые системы, которые не могли выдавать ничего, что бы не было в них запрограммировано заранее, доминировали на рынке следующие полдюжины лет, по крайней мере 75 компаний производили вариации на тему Pong, простые гонки в стиле Night Driver и шутеры для светового пистолета.
Но к 1978 году мода на эти ограниченные игры почти прошла и общественное мнение готово уже было отправить видеоигры на свалку поп-культуры вместе с камнями-домашними животными (и, конечно, инструкциями по их дрессировке, вроде «Как научить ваш камень переворачиваться и притворяться мертвым». – Прим. ред.), хулахупами (обручами. – Прим. ред.) и перстнями для определения настроения (а это еще что такое? – Прим. ред). Нисикадо-сан, тем временем, искал новую идею. «Когда я начинал работать в индустрии, – рассказал он нашему автору через Анатоля Брауна, переводчика, – большинство игр производилось в Соединенных Штатах. Так что я решил исследовать их досконально».

Изучая игры, Нисикадо и сам кое-что делал. «На это ушло шесть или семь лет между Pong и SI, – отметил он. – В это время я успел поработать над десятком игр».

На самом деле, две из них, Speed Race и Western Gun, вышли в Соединенных Штатах, в то же время другая, Soccer, была использована для первого аркадного автомата в Японии (в апреле 1973 года, если верить http://taito.co.jp).

Нисикадо «рисовал графику, собирал оборудование и программировал» Space Invaders.

Нисикадо считает, что свою музу он встретил, познакомившись с очередной американской новинкой. «Когда я прорабатывал различные идеи, в Соединенных Штатах вышел Breakout, и, скорее всего, он оказал наибольшее влияние на дизайн Space Invaders», – вспоминает маститый автор.

В самом начале предполагалось, что в игре геймеры будут стрелять по обычным аэропланам и военным объектам (что-то похожее позже сделала Atari в игре Air-Sea Battle). В интервью журналу Edge Нисикадо рассказал, что историю об инопланетянах он придумывал, вспоминая «Войну миров» Герберта Уэллса. Предполагается, что эти «танцующие ножки» в нижних частях монстров – щупальца.

Разрабатывая игру, первоначально названную Space Monster, Нисикадо был, что называется, и швец, и жнец, и на дуде игрец). «Я делал все, – решительно говорит он. – Я рисовал графику, собирал компьютерное оборудование и программировал». Интересно, что единственным элементом, к которому он не приложил руку, стали знаменитые звуковые эффекты «тумпа-тумпа». «Они были добавлены после того, как я закончил игру», – подтвердил Нисикадо.

Успех оказался беспрецедентным. Японскому монетному двору пришлось чеканить дополнительные иены, чтобы обеспечить мелочью всех желающих приобщиться к этому хиту, а Atari заплатила Taito неслыханную сумму за права на издание игры, несмотря на то, что в те годы каждый производитель в числе прочего предлагал и такую игру, которую, по чести сказать, следовало бы отнести к жанру Alienvasion. Space Invaders передирали, похоже, чаще, и на большем количестве платформ, чем любой другой хит в истории.

Мало того, Space Invaders, благодаря продаже прав, сделала Atari VCS (почти так же, как Tetris «продал» Game Boy) доминирующей системой в своем поколении. Желая развить успех и еще больше подогреть интерес публики, Atari также организовала первый видеоигровой турнир в США, на который съехались участники со всей страны. Я тогда писал о северо-восточном финале (насколько помню, к тому времени они провели отборочные туры в Лос-Анджелесе, Далласе и, возможно, на Северо-Западе). Чемпионат проходил в молле великолепного небоскреба Citicorp Center на Лексингтон-авеню в манхэттенском ист-сайде, и когда я вышел из подземки, то поразился тому, что очередь из желающих попасть на состязания тянулась от здания на Лексингтон и вниз по 53-й улице.

Победителем нью-йоркского соревнования оказался смышленый мальчишка из Лонг-Айленда по имени Фрэнк Тетро, который потом стал вести колонку Strategy Session в журнале Electronic Games. Как видите, произошло еще одно чудо, которое Space Invaders неплохо подготовила, – это была первая видеоигра, в которой нужно было придерживаться определенной стратегии! Именно благодаря Space Invaders на свет появилось понятие «tips and tricks»!

Учитывая, как сложны стратегии в сегодняшних видеоиграх, «трюк» (trick) для победы в Space Invaders сейчас наверняка покажется слишком очевидным. Идея состояла в том, чтобы сначала уничтожать самые правые или самые левые вертикальные колонны захватчиков. Это увеличивало горизонтальную дистанцию, которую инопланетянам предстояло пройти, прежде чем они спустятся поближе к игроку. Когда захватчики достигали вашей движущейся горизонтально лазерной пушки, вы теряли одну из трех жизней (к слову, именно с тех пор и очень долгое время в большинстве игр геймеру давалось именно три попытки).

До этого практически все игры были типа «мячик-ракетка» (их стратегия сводилась к одному: ударьте мячик правильной стороной своей ракетки), гонками (главное – не разбейтесь) или представляли собой тир со световым ружьем (только попадите в цель). Space Invaders показала, что в видеоиграх есть место и для более интересных схем.

День ото дня стратегии становились разнообразней, поток все усложняющихся игр не ослабевал, а тем временем появился новый жанр. И если верно, что подражание – самая честная форма лести, то Нисикадо в конце 70-х и начале 80-х должен был чувствовать себя на седьмом небе от такого рода восхвалений. С возникновением нового направления в аркадах стало появляться больше игр с инопланетными захватчиками, которые предлагали экшн в стиле SI, но с дополнительными особенностями – скажем, поединки с монстрами, пикирующими на игрока подобно инопланетным орлам, или разнообразными уровнями, такими как Phoenix, Galaga и самый первый клон Space Invaders, Galaxian. «Из всех подражаний Space Invaders, – отметил Нисикадо, – Galaxian произвела на меня самое большое впечатление. Там были очень красивые цвета».

Заметно отличалась от версии для игрового автомата, и нельзя сказать, что в худшую сторону.

Сложно переоценить значение картинок из Space Invaders для мировой поп-культуры. Достаточно внимательно оглядеться вокруг, чтобы обнаружить что-либо, связанное с SI, – от ретро-футболок (на днях одну такую маечку с надписью Space Invaders мы заметили на вполне нормальном пассажире московского метрополитена! – Прим. ред.) и современных логотипов (таких, как использовавшиеся для серии концертов Video Games Live, организованной Томми Талларико, талисман которой – инопланетянин в наушниках) до произведений искусства.

Да, именно так! Таинственный художник, известный как Space Invader, или просто Invader, создал великолепные мозаичные копии классических персонажей Space Invaders, и теперь их можно увидеть в разных городах США. «Я об этом слышал, – заметил Нисикадо насчет мозаик. – До меня доходили слухи, и я знаю об этом человеке, но я никогда его не встречал».

Тем, кто хочет посмотреть на мозаику Invader’a, стоит заглянуть на http://www.space-invaders.com. На этом же сайте есть карта «захваченных» мест. Ну а самую известную его работу можно найти на знаменитом знаке Hollywood.

Созданное Томохиро Нисикадо стало краеугольным камнем видеоигр. Интересно, узнает ли публика Нисикадо-сана в Японии? «Я дал множество интервью и появлялся на телевидении, когда Space Invaders была популярной игрой, – ответил мэтр. – Люди, которые были в теме в то время, узнают меня».

Огромные роялти, отчислявшиеся за его произведение, не сделали Нисикадо миллионером. «Я не получаю роялти с какой-либо игры или продукта, связанного со Space Invaders, – объясняет он. – Все уходит Taito».

Под маркой Mastif, принадлежащей Taito, несколько лет назад была выпущена игра для Nintendo DS под названием Space Invaders Revolution, которая предлагает и оригинал, и его усовершенствованную версию с дополнительными видами оружия и врагов. Она получила в основном очень сдержанные отзывы. Когда критик говорит, что игра «выглядит устаревшей», а не «сделана в стиле ретро» – это не самый лучший показатель коммерческого успеха. Да и для многих современных геймеров она оказалась чересчур простой.

Космические наследники (Алексей Беспалько)
В Galaxian (Namco, 1979) впервые по-настоящему использовался цвет. До нее игры делались либо монохромными, где картинку раскрашивали покрывающие экран полосы разноцветной пленки (так было и в Space Invaders), либо цветными, но с однотонными объектами. Galaga (Namco, 1981), продолжение Galaxian, отличалось тем, что в нем инопланетяне были способны захватить ваш звездолет. Потом вы могли его отбить и использовать в сражениях уже два истребителя одновременно! Gorf (Midway, 1981) – игра опередила свое время и наметила дальнейшие пути развития жанра: в ней имелось 5 миссий с разными бэкграундами и непохожими) врагами (львиная доля которых, правда, все равно позаимствована из SI и Galaxian), а на пятом уровне поджидал босс. Space Commanders (Columbia Data Products, 1983) – лучший клон Space Invaders на IBM PC. Благодаря свободе перемещения в четырех направлениях, вы уже можете не просто таиться за укреплениями, а выйти в авангард и биться с инопланетянами лицом к лицу.

Напоследок мы поинтересовались у человека, имя которого вписано золотыми буквами в историю видеоигр, тем, что он думает о современных проектах. «Конечно, меня поражают графика и 3D-технологии, – без колебаний ответил он. – Но я думаю, что контент частенько слабоват. Геймплей не слишком впечатляет».

И, приобщившись к мудрости отца-основателя целого жанра, мы поздравляем с тридцатым днем рождения трясущих щупальцами «Космических захватчиков», которые немало сделали, чтобы в их время всем жилось веселее.

Билл «The Game Doctor» Кункель
Статья из журнала “Страна Игр” №12(261), июнь 2008 года

Открыть комментарии

Популярные

18+ ЗАПРЕЩЕНО ДЛЯ ДЕТЕЙ