Свяжитесь с нами

Игры

Кому на Руси жить хорошо?

Текст о том, почему вам не стоит мечтать о работе игровым журналистом.

Бывает, открываю почту – а там письмо с вопросом: «Куда пойти учиться, чтобы попасть на работу в СИ»? Мальчики, девочки, 50-летние мужики – все хотят к нам. Увы, все не так просто.

Для начала посмотрите в зеркало и трезво оцените собственные возможности. Любить и понимать игры, красиво и внятно писать, выдумывать интересные штуки и быть яркой, интересной личностью, умело и охотно управлять людьми и ресурсами, – четыре навыка, которые идут в дело. Первого достаточно, чтобы читать «СИ». Первых двух – для написания новостных заметок и других конвейерных текстов. Первых трех – для статуса штатного автора. Всех четырех – редактора. То же, плюс мотивация сильной вороны из анекдота – главного… впрочем, это уже другая тема.

Однако главная беда игровой прессы – ее малочисленность. Серьезно, сколько в 143-миллионной России есть людей, которые могут делать приличный профильный журнал (текстовый; видео – это, опять же, совсем другая тема)? Не по совместительству – а фулл-тайм. Сейчас посчитаю (9+3+2+1+3=18): восемнадцать – в существующих изданиях и семь – недавно сменивших специализацию (ушли в PR, разработку и т.п.). Двадцать пять человек. Максимум – тридцать. Неудивительно, что многие из них считают себя незаменимыми: уволишь – чрезвычайно сложно найти адекватную замену. С другой стороны, и вакансий для игровых журналистов в России не сильно много – с полсотни, включая крупные онлайн-порталы. Слишком мало места для гонок по карьерной лестнице. Уволишься – в лучшем случае поменяешь шило на мыло.

Но вернемся к вопросу о билете в тусовку. Чтобы получить работу в игровой прессе, нужно оказаться лучше кого-то из тех, кто в ней уже работает. Если из 50 вычесть 30, получим два десятка потенциальных вакансий, на которые действительно могут претендовать молодые и талантливые. Лет восемь назад народ вообще не стеснялся: купил журнал, нашел статью с двумя десятками фактических ошибок, отправил письмо главреду, через неделю автор уволен, а ты взят на его место. Сейчас этот метод до сих пор работает (в изданиях, где ошибки есть, а редакцию это действительно беспокоит). Если самого факта работы в игровом журнале вам достаточно – да, талант, труд и здоровая наглость вас приведут к мечте.

Однако мы живем в материальном мире, и журналист должен есть хлеб с маслом, оплачивать коммунальные услуги, раз в год возить жену в отпуск. Нельзя сказать, что в игровой прессе зарплаты слишком высокие и низкие – уж кому как. Заработок в абсолютных цифрах зависит от объема работы и зоны ответственности сотрудника, у двух людей может отличаться раз в сто. И даже если взять, скажем, легко собираемую сумму в 30 тыс. рублей: для студента, живущего с родителями в Саратове, – это одни деньги. Для женатого мужика с ребенком, снимающего квартиру-однушку в Москве, – совсем другие. Именно поэтому студенты демпингуют, соглашаясь работать чуть ли не бесплатно, и именно из-за этого взрослым журналистам не остается ничего, кроме как расталкивать других локтями на узкой карьерной лестнице, чтобы поднять личный доход. Причем шанс подняться обычно выдается только тогда, когда главный редактор сам изъявляет желание уйти, и вся команда перетасовывает должности.

И теперь вернемся к первому абзацу. Умный, талантливый, умеющий классно писать, выдумывать штуки, организовывать людей и бизнес-процессы человек толкается на карьерной лестнице – и внезапно обнаруживает, что в соседних областях (просто журналистика, игровая индустрия, PR и маркетинг) конкуренция – меньше, авралы – реже, зарплаты – выше. Я уже не раз вспоминал о том, что все бывшие главреды и редакторы «СИ» занимают хорошие позиции в самых разных областях. Прошедшие школу ночных сдач номеров, переговоров с партнерами, работы на выставках, верстки бюджета, – желанные гости на рынке. Чтобы в таких условиях остаться в журнале, нужно очень сильно любить игры и свое дело – ну и, конечно, не иметь невыплаченных ипотечных кредитов. Либо, например, быть социопатом и ненавидеть все, что касается менеджмента и ответственности (пункт четыре), не иметь амбиций. Поиграл, написал классные статьи, прислал их через Интернет, получил гонорары – и доволен. Именно поэтому те три десятка нынешних журналистов – очень специфический контингент, общее у них – только любовь к собственному хобби.

Какой же совет я могу дать? Планируя свое будущее, подумайте хорошо. Есть ли у вас план B на тот случай, если вы не сможете стать лучше, чем существующие авторы журналов? Готовы ли вы жить на 30 тыс. рублей в месяц, или вам нужно больше? Сколько именно? Сможете ли вы ждать год, два, три, пока не освободится место редактора? И помните: хороший русский язык (плюс английский, конечно), креативность и голова на плечах еще никому не навредили.

Константин Говорун
Колонка из журнала “Страна Игр” №06(322), июнь 2011 года

P.S. из 2018 года (Константин Говорун):

С удивлением перечитал эту колонку, во многом опередившую время. В 2011 году все же разрыв в зарплатах между журналистами и пиарщиками не был столь велик. В 2011 году людей, умеющих вменяемо писать об играх, было больше. При этом я не могу сказать, например, что деньги и таланты перетекли на YouTube. Людей, умеющих вменяемо рассказывать об играх на камеру (и речь не обо мне, я не умею), в России есть от силы человек десять. Сразу уточню: рассказывать о нормальных играх, не только о Minecraft или только о World of Tanks. И рассказывать, а не устраивать шоу ради шоу.

Что изменилось, так это то, что игровых медиа стало очень много. В 2011 году все же почти все доходы доставались нескольким крупным изданиям, у них был серьезный бюджет с возможностью нанимать лучших людей – хотя бы на должность редакторов. В 2018 году примерно те же доходы делятся между множеством средних изданий, у каждого из которых по отдельности хронически не хватает денег. Даже на E3 почти никто не способен съездить за счет редакции – только если издатель оплатит дорогу. Чем меньше денег – тем меньше вменяемых текстов и видео, тем меньше влияния и уважения у издания, тем меньше возможностей у автора. Все очень плохо.

Так что если вам не нравится современная игровая журналистика, не надо ругать отдельных людей. Они пишут как умеют. Не они виноваты – ситуация на рынке такая, что других взять неоткуда. А если же вы хотите стать игровым журналистом и все исправить, не говорите потом, что я вас не предупреждал.

7 комментариев

Популярные

18+ ЗАПРЕЩЕНО ДЛЯ ДЕТЕЙ