Свяжитесь с нами

Игры

Блюдо, которое лучше подавать холодным

Десятилетняя выдержка делает игры лучше

В 2005 году я советовал геймерам-маргиналам, наплевав на рекламную шумиху, играть в проверенную временем классику. Сейчас я понял, что не прочь заняться и некоторыми современными играми… лет через десять.

Когда я писал статью про BioShock Infinite, нашёл в дизайне игры довольно много параллелей с Singularity – тут и пространственно-временные аномалии, и коммунистическая пропаганда, и общая идея «затерянного островка цивилизации, где творится невесть что с научно-фантастическим уклоном». Однако в 2010 году Singularity была мне не очень интересна – очень уж ограниченными казались возможности для хулиганства со временем, с тотальной разрушаемостью Red Faction: Guerrilla и не сравнить. Но теперь, когда я вижу, что нечто очень похожее будет в BioShock Infinite, я другими глазами смотрю на Singularity – ведь в ней есть «завтрашние фишки уже вчера»! При этом сама Infinite мне кажется несовершенной, недостаточно, что ли, интерактивной для игры второго десятилетия третьего миллениума – авторы с размахом строят волшебные декорации, а устраивают в них обычную шутерню с магией, тем паче уже пятый, кажется, раз одну и ту же, с небольшими вариациями. Но – дайте мне эту игру в 2022 году, и я с радостью засяду за неё, удивляясь, как круто они могли десять лет назад, со своим жалким Unreal Engine 3 и Xbox 360 в качестве одной из целевых платформ. Все дизайнерские находки удостоятся своего «вот ведь как умели!», все промахи спишутся на то, что дело было давно, и разработчики просто физически не могли сделать лучше. Но я точно так же могу сейчас запустить System Shock 2 и удивляться, как круто они могли двенадцать лет назад, и как на самом деле мало игра отличается от BioShock – особенно если поставить фанатский патч Rebirth с высокодетализированными моделями персонажей. Кстати, для многих других старых игр, таких как Doom и Duke Nukem 3D, сейчас также существуют созданные энтузиастами «HD-апдейты», позволяющие запускать эти игры на современных машинах в высоких разрешениях, с улучшенной графикой. Если же вы решили, скажем, спустя десять лет после выхода взяться за некогда популярную ретро-RPG из тех, что в момент релиза ругали за обилие багов (а, скажем, прямо, плоха та ролевая игра, что без багов – это означает, что она слишком просто устроена) – будьте уверены, что все возможные патчи и аддоны к ней уже вышли, и вам достанется наиболее полная и стабильная версия. Хотите побиться об оригинальные баги (я вас понимаю) – на здоровье, просто не ставьте патчи, и вперёд! Правда, если вы приобретаете продукт, скажем, на Steam, придётся вам довольствоваться последней версией, без вариантов.

Справедливости ради скажу, что новому «Биошоку» улучшающий графику патч вряд ли понадобится – выглядит игра отлично. В данном конкретном случае хочется перенестись в будущее, чтобы успела забыться рекламная шумиха, заставляющая ждать чего-то несбыточного. Не хочется чувствовать, что тебя взяли за руку и заставили купить BioShock Infinite только потому, что, условно говоря, 20 марта 2012 года больше ничего не вышло. Хочется совершать осознанный выбор – «Я буду играть в новый шутер от Irrational, потому что он лучше старых тем-то и тем-то». Только как я узнаю, чем игра лучше предшественниц, если она только что вышла? Читая рецензии? Но как часто за волной высоких оценок появляются статьи с названиями вроде «Mass Effect – самая переоценённая игра года». Смотря видеоролики? Думаю, вы знаете, как легко с их помощью создать у игрока превратное впечатление. Играя в демоверсию? Но и демо может обмануть.

Признаюсь, загадка нечестная, и ответа я не знаю. Но десять лет спустя и вопрос будет стоять по-другому: не «почему BioShock Infinite?», а «в какой бы шутер поиграть?» Игра встанет в один ряд с другими образцами жанра, и довлеющий критерий «потому что только что вышла» отойдёт на задний план. Как, по-вашему, отбираются игры для «дневников редакции»? На самом деле будет честным ответ «от балды», но этот балда, по крайней мере, закидывает свою верёвку в  омут, где водится не один и не два чёрта, и может позволить себе роскошь выпустить их обратно. Мы не можем, например, не написать в сентябре 2011 года рецензию на Might & Magic Heroes VI. Нам придётся на крейсерской скорости проходить игру, чтобы скорее, скорее закончить её, составить своё мнение и зафиксировать его. И это всё равно будет плохая, поспешная рецензия, неизбежно «разобъективленная» рекламной кампанией – неважно, пойдёт ли автор у неё на поводу или будет писать в пику ей. Хотя вы можете этого всего и не заметить. Так или иначе, эта «битва за страницы» простая, и победить в ней игре будет легко. Другое дело сентябрь 2021 – если в этом месяце мы вдруг из тысяч существующих игр выберем для «Дневников» шестых «Героев», это будет означать, что перед нами действительно выдающийся экземпляр, сияющий сквозь годы если не блеском дизайнерского гения, то хотя бы голым задом из своих сверкающих одежд. Ведь есть и такие игры, о которых мы с удовольствием бы послушали, и порадовались, что кто-то поиграл в них за нас.

Илья Ченцов
Колонка из журнала “Страна Игр” №09(325), сентябрь 2011 года

P.S. из 2018 года (Константин Говорун)
Перечитывая эту колонку, я вспомнил, что примерно с 2002 по 2005 осознанно играл прежде всего в игры для PS One, SNES и Mega Drive (хотя тогда была уже PlayStation 2, конечно). Это было действительно классно, потому что я уже заранее знал о том, какие игры вышли и какие из них прошли проверку временем. И получаемый опыт мне очень нравился.

В девяностые было что-то подобное, но неосознанно – мы просто не знали, какие игры – новые, а какие – старые.

Сейчас я прежде всего играю в новинки, но почему? Наверное, потому что современные игры рассчитаны на потребление здесь и сейчас. В том числе и из-за социализации. Человек, который играет в старье (не культовое ретро из девяностых, а именно в игры пятилетней или десятилетней давности), – это просто чудак. В онлайне тех игр уже никого нет, эти игры ни с кем не обсудить, все спойлеры давно известны. Только очень странный человек возьмется за такое.

А что у вас?

32 комментария

Популярные

18+ ЗАПРЕЩЕНО ДЛЯ ДЕТЕЙ