Свяжитесь с нами

Игры

Рецензия на Devil May Cry 4

И возрыдают демоны: теперь их двое!

Когда сэр Артур Конан-Дойль замышлял расправу над собственным литературным персонажем, знаменитым сыщиком с Бейкер-стрит, его тяготила популярность Холмса и необходимость постоянно выдумывать все новые и новые детективные ребусы на радость публике. Когда продюсер Devil May Cry 4, Хироюки Кобаяси, поведал миру, что бессменному герою сериала, прославленному Данте, предстоит уйти в тень, чтобы его место смог занять молодой да ранний демоноборец Неро, соблазн поверить в нелюбовь создателей к задиристому сыну Спарды оказался очень велик. Но скриншоты и видеоролики красноречиво свидетельствовали: внешность – не единственное, что новичок перенял у тезки итальянского поэта. Белобрысый юнец ошарашивал противников акробатическими трюками и лихо тасовал выстрелы с фехтовальными выпадами, отказавшись от второго пистолета в пользу как будто позаимствованной у одного из демонов руки.

Первая встреча с Данте в бою не станет для Неро серьезным испытанием, зато во второй схватке как будто самонаводящийся и почти неуязвимый сын Спарды не уступит по живучести и финальному боссу.

Как поясняли разработчики, Данте оказался слишком хорош для главной роли. Согласно сюжету четвертой части, и расправа над полубезумным Аркхэмом из DMC 3, и схватка с императором Мундусом из оригинальной DMC остались для владельца агентства Devil May Cry в прошлом. С ходу освоить все уловки, которых он понахватался за долгие годы, – нелегкая задача, которая может и отпугнуть от игры тех, кто не знаком с сериалом. Хотя обилие незнакомых приемов не мешает неофитам от файтингов вникать в премудрости Virtua Fighter или Tekken, создатели экшнов предпочитают либо лишить персонажа всех навыков (как в DMC 2 или God of War 2), либо заменить новичком. И тут же на память приходят частые упреки в адрес непомерно крутых героев: дескать, не развиваются как личности, хоть и горазды скакать по стенам с мечом или винтовкой наперевес. Кризис среднего возраста у Бэтмена послужил темой для замечательного комикса Фрэнка Миллера; в Capcom же как будто решили вновь пересказать историю о взрослении героя. Неудивительно, что сходство Данте и Неро настораживало: далеко ли четвертая часть уйдет от третьей, если из особых примет у нового бойца разве что пресловутая рука – одна-единственная разновидность оружия, да та же целеустремленность, что отличала Вергилия, брата Данте? И если сам Данте все равно появится в игре и успеет покрасоваться в личных миссиях?

Порой даже обидно, что сражения в DMC 4 так стремительны: в пылу битвы не успеваешь толком оглядеться по сторонам и восхититься красоте окружающего мира. И без того добротные декорации сменились прямо-таки архитектурным буйством.

И вот занавес поднят, актеры заняли места. Неро, как и положено заправскому прогульщику, врывается на сцену последним. Хоть он и состоит в рыцарском ордене, чья цель – истреблять демонических тварей повсеместно по примеру великого Спарды (даром, что тот сам был демоном), почувствовать себя частью общины молодцу не удается – необычная рука красноречиво свидетельствует, что и с его собственным происхождением не все гладко. Да и если бы не сладкоголосая певица Кирие, сестра главнокомандующего Ордена, юный храмовник давно бы уже всем проповедям и службам предпочел уличные потасовки с исчадиями преисподней. Вопреки традициям, романтические устремления героя не связаны с девушкой, которая при случае охотно отдубасит его мотоциклом или пустит пулю в лоб: Кирие умеет хлопать ресницами, взвизгивать при виде врагов и к оружию не притрагивается. Дескать, брат – лучший мечник Ордена, вот пусть и дерется за двоих.

Cтоит Неро завести мотор меча, как анимация и убойная сила некоторых ударов меняется.

Ромео из рода Монтекки любит Джульетту из рода Капулетти, недодемон Неро любит благочестивую Кирие. До шекспировских высот драма их взаимоотношений, впрочем, не взмывает – недругам этот союз даже на руку, и исход его очевиден с самого начала. Главный конфликт DMC 4 совсем в другом: как именно произойдет передача эстафетной палочки от одного демоноборца к другому и как Неро приживется в мире, где уже есть Данте.

Захват демонической рукой анимируется для каждого вида врагов по-разному: ящеролюдей Неро хватает за хвост, «ожившие доспехи» впечатывает в пол, пользуясь их же собственным копьем как рычагом.


Реверанс в сторону предыдущих частей или хорошо замаскированный римейк – этим вопросом задаешься каждый раз, попадая в знакомые ситуации. С самого начала было известно, что разработчики взяли за основу декорации самой первой DMC, а заодно переселили в четвертый выпуск и большинство монстров. Ощущение дежавю крепнет, когда идешь по картинной галерее или заходишь в библиотеку готического замка: кажется, что вот-вот с пейзажей в тяжелых рамах соскользнут закутанные в лохмотья враги-призраки. Напоминает о себе и третья часть: одна из боссовых схваток разыгрывается на круглой арене, в точности как противостояние Данте и Вергилия. Тем не менее, монстры не прибегают к старым уловкам, босс не унаследовал все приемы у второго сына Спарды, а в окрестностях готического замка обнаруживаются и заснеженные горы, и пышные джунгли с – о диво! – собственными оригинальными ловушками.

Миссии за Нерона буквально усеяны платформенными элементами. Незадачливых прыгунов внизу ждет теплый прием и возможность отточить боевое мастерство на полчищах врагов!

Головоломки в DMC издавна славились прямолинейностью: доберись единственно возможным путем до некоего предмета и затем воспользуйся им, чтобы пройти туда, куда раньше дорога была закрыта. Не в ребусах счастье и в четвертом выпуске: вчитываться в подсказки придется от силы пару раз. Зато редкая миссия обходится без платформенных элементов, причем на долю Неро гимнастических упражнений выпадает куда больше. Сперва кажется, что все они проходятся влегкую: цепкая демоническая ручища быстро разживается умением хвататься за специальные синие крюки и подтягивать хозяина к тем уступам и балконам, куда не забраться ни обычным, ни двойным прыжком. Затем гимнастические упражнения начинают усложняться: то предлагается в воздухе менять направление прыжка, то вдобавок требуется приземлиться на движущуюся платформу, то платформы постепенно тают под ногами героя, а надоедливые враги пытаются помешать ему пройти вперед. Сложно? Еще бы! Невыполнимо? Вовсе нет, даже на «нормальном» уровне сложности, который в DMC 3 скорей походил на тот режим, что обычно именуют «хард», препятствия – бодрящий вызов, а не стена, в которую с отчаяния впору хоть лбом биться.

В драках с боссами захваты – верный способ основательно попортить кровь неприятелю. Впрочем, прежде чем враг ослабеет настолько, что не сумеет избежать демонической хватки, необходимо разгадать его секрет.

В отличие от Данте, Неро не полагается на боевые стили и не меняет оружие: единожды вооружившись мечом на моторной тяге и револьвером, он растет как воин, приобретая новые приемы и способности за так называемые «гордые души» (proud souls), которые выдаются как после удачного завершения миссий, так и в случае провала вместо утешительного приза. Навыки стоят достаточно дорого, чтобы нельзя было вмиг разучить все кульбиты, но – приятная особенность! – сделать неправильный выбор попросту невозможно. Если герою мало толку от трюка, он может отказаться от него, забрав обратно уплаченный взнос. Для особо боязливых предусмотрена автозакупка приемов.

Неро и Данте старательно рядятся под героев файтингов: даже разучили особые приемы-«дразнилки». Если выполнить их после удара, персонажу накидывают лишние очки стильности.

Как и прежде, даже сотни демонов, выдворенных обратно в ад, – небольшая заслуга для охотника на нечисть, если он не воспользовался всем арсеналом доступных приемов, не заставил дьявольские челюсти отвиснуть при виде той небрежной ловкости, с которой подкидывания в воздух перемежаются мощными ударами, припечатывающими жертву обратно к земле, а свист пуль сменяется рычанием мотора и треском искр. Пока враги не попадут по герою, а тот не забудет разнообразить уловки, показатель стильности будет расти, а вместе с ним и урожай призовых сфер – от тех, на которые предлагается покупать предметы, до тех, что восстанавливают здоровье.

Уникальные навыки, присущие боевым стилям Данте, теперь по-разному анимируются в зависимости от вида оружия. Вдобавок, совершенствуя знание стиля, Данте пополняет запас трюков: помимо стандартных ударов предусмотрены и финты, «заточенные» под определенное вооружение.

И ведь не преувеличивал Кобаяси-сан, когда обещал, что Неро станет едва ли не мощней Данте. Демоническая рука оказывается настолько отличным подспорьем в битвах, что юный рыцарь умудряется влет раскручивать счетчик стильности и вдобавок не слишком уж подражать сыну Спарды. Между тем охотно укладываться штабелями горазды лишь самые примитивные адские твари: прочие монстры пытаются задавить бойца числом, скоростью, блокируют удары. Иных и вовсе ни меч, ни пуля не берет, пока не попадешь по уязвимому месту. Особенно ловко имитируют бессмертие боссы, оттого и схватки с ними разыгрываются как по нотам: увернуться от злодейских выпадов, разгадать секрет неуязвимости, уцепить за «ахиллесову пяту», повторить все сначала. И, опять же, даже на «обычном» уровне сложности вполне возможно завершить игру, не используя «легкий» режим, чтобы сперва прокачать персонажа.

Арсенал Данте пополняется после схваток с боссами: на смену набору кулачного бойца Beowulf приходит похожий набор, но уже под кодовым именем Gilgamesh. Зато пистолеты Ebony & Ivory вместе с мечом Rebellion никуда не испарились!

Если по убойной силе Неро вполне годится в главные герои, то по готовности зубоскалить и рисоваться при каждом удобном (и неудобном) случае безнадежно проигрывает предшественнику. Дух бесшабашности начисто исчез бы из четвертой части, не окажись в актерском составе персонажей вроде Глории, которая балансирует на грани между стильностью и вульгарностью, исследователя Агнуса, напоминающего Джокера из DMC 3, и самого Данте. И ведь не сказать, что это плохо! Формально герой сменился, но на деле Неро все первые десять миссий из кожи вон лезет, чтобы дорасти до звездной роли, а не ведет себя точно клон.

Заучивать уловки боссов и отыскивать их слабые места – исключительно так и проходятся «генеральные» сражения. Впрочем, четвертая часть настолько дружелюбна к новичкам, насколько это только возможно: на аренах то и дело отыскиваются восстанавливающие здоровье зеленые сферы.
Нет предела совершенству
Секретные миссии и многоуровневый тест на выживание, Bloody Palace, – далеко не все приманки, которыми Capcom подбивает геймеров оттачивать боевое мастерство и достигать невиданных высот в драках за Данте или Неро. Отныне, если вам вздумается перепройти миссию, на экране высветится ваш предыдущий рекорд по отвоеванным у врагов красным сферам и оценка за прохождение. А по ходу битв игра будет неутомимо подсказывать, сколько именно очков стильности принесла каждая стычка.

А что Данте? В четвертой части его положение куда завидней, чем у Вергилия в Devil May Cry 3: Special Edition. Хоть он в большинстве собственных миссий проходит те же уровни, что и Неро, ему выдают личный набор заданий и маршрут, у боссов для него находится отдельное приветствие, да и для расправы с ними Данте приходится изыскивать свои способы, ведь у юнца ключом ко всем вражеским шарадам служила демоническая рука. Изобилие видов оружия (ни босса без подарка!) и возможность переключаться между ними в любой момент с лихвой искупляют мизерные наборы приемов у каждого отдельного меча и пистолета. Перекочевали в DMC 4 и боевые стили с уникальными навыками. Если раньше предлагалось перед началом миссии выбрать лишь один, то теперь для пущей стильности важно не забывать о всех четырех – менять их тоже разрешается без каких-либо ограничений. Ассортимент трюков даже ошарашивает: выучиться стильной игре за Данте и после DMC 3 – все равно, что освоиться в незнакомом файтинге уровня того же Tekken 5.


Ложку дегтя в бочку меда традиционно подкладывает камера, что в зависимости от заданий то показывает происходящее под фиксированным углом, то разрешает повертеть головой по сторонам. Но до настройки обзора ли дело, когда со всех сторон наседает нечисть? И вот, в особенно ожесточенных драках или чересчур узких коридорах герой внезапно пропадает из кадра – камера не успела отследить его действия. Случаются такие конфузы не слишком часто, но раздражают неимоверно. Не все гладко и с фиксированными ракурсами: несется Неро или Данте по мосту вдаль, демонстрируя геймеру могучую спину, и вдруг спина сменяется видом анфас, а персонаж уже бежит прямо на камеру.

Как и раньше, персонаж может воспользоваться любым выученным навыком и при повторном прохождении миссий, и при выполнении заданий на другом уровне сложности.
Война – не женское дело?
История Данте никогда не отличалась последовательностью: в DMC 2 о событиях первой части как будто забыли, лишив сына Спарды и бывших спутников, и завоеванных артефактов. Devil May Cry 4 перебрасывает мостик между старыми выпусками сериала и тем, что еще ждет нас впереди. Еще когда игра находилась в разработке, стало известно, что взамен новой «девушки Данте» к нам вернутся сразу две знакомые красотки: демоница Триш из оригинальной DMC и повзрослевшая Леди из DMC 3. Увы, сражаться от лица барышень не разрешат: обе появляются лишь в видеороликах. Вот такое вот ущемление прав женщин в отдельно взятом экшне от Capcom! (примечание из 2019 года: в переиздании Devil May Cry 4: Special Edition Леди, Триш и Вергилий – играбельные персонажи)

Ближе к финалу миссии начинают стремительно сокращаться, битва с колоссом, вопреки едким замечаниям Кобаяси-сана из ранних интервью, выглядит своеобразной отсылкой к God of War (разве что контекстных клавиш не хватает), а предпоследняя миссия, по традиции, которую вполне можно было бы и не соблюдать, сталкивает Неро лицом к лицу с уже единожды побежденными боссами. И вот все испытания позади, за плечами остались и в меру заковыристые поединки, и удобная система чекпойнтов, благодаря которой необязательно проходить длиннющую миссию с самого начала (особенно если не играть ради высокой финальной оценки), и неуклюжие ухаживания Неро за Кирие, и позерство Данте, и интересные трюки, что гравитация проделывает с бюстом Триш. И если бы сейчас мне удалось отправить письмо самой себе в 2007 год, я бы обязательно написала: «Все обещания сбылись, но сага еще не закончилась!».

Наталья Одинцова
Рецензия из журнала “Страна Игр” №04(253), февраль 2008 года

P.S. из 2019 года (Константин Говорун и Наталья Одинцова):

В оригинальной версии рецензии мы называли Nero по-русски “Нероном”, потому что полагали, что его имя отсылает к римскому императору Нерону (как Virgil – это Вергилий из “Божественной комедии”). Мы уточнили это у европейских пиарщиков Capcom, и они нам подтвердили – да, как император. Однако позже мы задали этот же вопрос напрямую Хидеаки Ицуно и выяснили, что Неро – это просто Неро (как слово “черный” в итальянском языке), без каких-либо подтекстов.

6 комментариев

Популярные

18+ ЗАПРЕЩЕНО ДЛЯ ДЕТЕЙ