Свяжитесь с нами

Игры

Горшочек, не вари!

Игры про Вторую мировую войну представляют собой один сплошной парадокс, удивительный и пугающий одновременно.

C одной стороны, эта страница всемирной истории – превосходный сеттинг для создания компьютерной игры. Огромная география боевых действий (хочешь – северные моря, хочешь – пустыни, хочешь – джунгли), гигантское количество воюющих армий (включая японский батальон, сражавшийся за США, и части сикхов, дравшиеся за Гитлера), бесконечное разнообразие оружия и техники (вплоть до переделанных в танки тракторов и плавающих бункеров), куча сведений по любому вопросу (из томов о Второй мировой можно дом построить) и, конечно же, огромное количество интриг и авантюр (полет Гесса, операции Скорцени, деятельность Зорге и еще миллион таких же эпизодов). Казалось бы – ваяй, твори, удивляй: весь мир у твоих ног. Но нет, при всем безумном богатстве исходного материала игры о самой большой войне прошлого столетия умудрились надоесть. Кто из вас не был на Омаха-бич? Не видел Сталинград? Не помнит наизусть очертания Сайпана? Не знает маршрут до Тобрука лучше местных бомбил? Целые военные кампании, масштабные столкновения огромных армий (вспомните ту же ликвидацию Квантунской армии) никак не отражены в играх (исключая разве что малотиражные хардкорные варгеймы). Сколько более мелких битв и стычек пропустили разработчики – и не сосчитать. Зато ту же Нормандию мы с вами знаем лучше родного района. Понятно, что там произошла самая крупная десантная операция в истории и это главный предмет гордости американцев (читай – крупнейшего рынка), но здравый смысл-то надо иметь! Двух-трех игр вполне хватило бы – никто же, черт возьми, не выпускает пятнадцать версий «Спасти рядового Райна» с одной и той же сценой высадки на пляже! Урвать кусок мяса вслед за лидером – базовый инстинкт животного мира, но в данном случае разработчики кусают дочиста обглоданный скелет. Те же из игр про Вторую мировую, что умудряются «выстрелить», делают это за счет интересного игрового процесса, визуальной части, драматургии – чего угодно, но только не из-за мокрого нормандского песка, хрустящего на зубах уже который год.

Впрочем, это не самое смешное в удивительном феномене игр о данном периоде. Вторая мировая привлекательна еще и из-за своего злого гения, Гитлера. Он – абсолютный негодяй, маньяк, восставший из ада, борьба с ним – это борьба с сатаной, обретшим плоть. Само его существование автоматически дает мотивацию для главных героев – как можно спокойно спать, когда по земле бродит Князь Тьмы? Его злобность и безумие настолько сами собой разумеются, что в историях о Второй мировой их просто… не показывают. Я не могу вспомнить ни одной игры, где бы демонстрировались пытки в застенках гестапо, газовые камеры, лагеря уничтожения и абажуры из человеческой кожи – их просто нет. Вынесены за кадр. Вся жестокость нацистского режима, на выпячивании которой в Голливуде строят отличное драматическое кино, в играх отсутствует начисто. Где колонны худых, как скелеты, евреев, взглянув на которые главный герой испытывает жалость? Где страшные горы человеческих волос? Где, в конце концов, та самая сожженная врагами хата? Ее нет. В крайнем случае протагонист может мельком помянуть, что, дескать, фашистские изверги чего-то там сотворили. И все. Но природа не терпит пустоты, зло и безумие должны находить какое-то выражение – и оно материализуется в выдумках про некое секретное оружие, которым Гитлер хочет покорить мир. Истинные трагедии, реальные трупы и слезы заменяются вымученными сказками о страдающем комплексом неполноценности Докторе Зло из фильмов про Джеймса Бонда (а то и вовсе Остина Пауэрса). Истории о настоящей войне с настоящими жертвами (пусть и опрощенные, пусть и огрубленные, но все же) превращаются в авангардный спектакль «по мотивам». Гитлер, оказывается, не убивал евреев, не резал русских, не топил сербов – Гитлер строил Фау-2, которой хотел угрожать свободному миру! Гитлер организовал экспедицию в Шамбалу и нашел Секретную Летающую Тарелку! Маньяк хочет открыть Ворота Тьмы, и только вы, Индиана Бонд Капитан Америка фон Райан, можете остановить его! Надевайте свои красные лосины и бабочку, злодей с комиксными пузырями у рта уже ждет вас! А то, что этот усатый дядька кроме строительства полумифической Фау-2 успел угробить еще и десятки миллионов реальных людей, с именами, фамилиями, семьями и мечтами, – так это кого волнует? Главное, что армию из зомби не успел создать.

Егор Просвирнин
Колонка из журнала “Страна Игр” №18(267), сентябрь 2008 года

4 комментария

Популярные

18+ ЗАПРЕЩЕНО ДЛЯ ДЕТЕЙ