Свяжитесь с нами

Игры

Добро пожаловать в семью, игрок

Последние лет пять я постоянно удивляюсь одному факту: еще далеко не все люди знакомы с видеоиграми. Как такое могло произойти?

Подхожу к коллеге в офисе и спрашиваю напрямую: «Во что играешь?» В ответ – смешки, признание, что на это нет времени, да и не тот возраст уже. Можно нахмурить брови и показать таким людям работу Хейзинги, но какого черта! В первую очередь претензии стоит предъявить нашему поколению. Взрослевшие с Денди и Сегой, у кого сердце вибрирует в такт загрузочной заставки PS one, на вас ведь было столько надежды! В детстве казалось очевидным, что появление новой технологии для развлечений цепляет каждого. Так почему же сейчас все, от стариков до школьниц, безошибочно узнают iPhone, но до сих пор не различают PlayStation и Xbox?

Мой дед – бывший летчик на пенсии. За последние годы он прошел треть библиотеки Dreamcast, а в 2008 ему подарили Xbox 360, где он освоил все летательные аркады. Потом переключился на World of Tanks, пробовал Call of Duty. Никто не усаживал его перед экраном и не приучал к играм, все дело в здоровом интересе взрослого человека к новым технологиям. При этом даже не думайте говорить о загруженности работой. Лет пятнадцать назад этот человек вообще половину времени проводил в небе, но летом всегда находил часок на Sonic Adventures 2 или Unreal Tournament (напомню, крутить головой там надо было кнопками A/B/X/Y, ведь второго аналогового стика у Dreamcast нет).

Не с теми бедами видеоигр мы воюем. Какие проблемы с лутбоксами и F2P, когда у вас мама не знает, как выглядит Battlefield? Это же так просто – поиграть вместе с кем-то. Давайте опять вернемся к «Homo Ludens», без него тут не справиться. Трактат «Человек Играющий» был написан в 1938 году и разъяснял само понятие “игр” в широком смысле. Отрицал несерьезность, которую часто приписывают этому слову. Хейзинга считал, что игра – основополагающая форма коммуникации биологических существ. Игра – это язык, общение, торговля, спорт и передача опыта. Без них не обойтись любому человеку. И то, что сегодня игры приняли еще и обличие match-3 на телефоне, не делает их менее важными. Всегда казалось, что мы постоянно продвигаем громкие слоганы, вроде «игры как искусство», подчеркиваем значимость игр. На деле же слово «задрот» из обидного превратилось в повседневное, теперь геймер по определению – субъект неприятный. Некоторым даже нравится противопоставлять себя обществу, что только усугубляет проблему. Увлекаться видеоиграми – нормально. Увлекаться чем угодно так, чтобы никого в это увлечение не пускать и упиваться маргинальностью, – не очень.

Тетя Инна учила делать фаталити в МК и помогала с боссами в Чип-и-Дейл 2, когда мне было лет 5. Например, сначала мы читали, собирали пазлы или просто гуляли, а потом она предлагала «добить все-таки эту башню». Такой опыт на фундаментальном уровне делает общение ребенка и взрослого доверительнее. Как вообще можно не доверять человеку, который ради тебя победил кентавра из другого измерения?!

Победить Мотаро мне никогда не удавалось, на этих уровнях я был только наблюдателем

Больше остального не нравится то, как говорящие головы рассказывают о так называемых «семейных играх» и советуют новичкам начать знакомство с Little Big Plаnet, Walking Dead и LEGO-игр. Издевательство! Представьте себе, что вы – 25-летняя девушка, которую пытаются убедить, что всю жизнь она была неправа и игры – это круто. И вот вы видите тряпичные куколки под закадровый голос рассказчика. Естественно, вы сразу же сбежите. Такие советы дают те, кто в жизни ни с кем не играл и живых людей не видел. Своей жене я подарил Wii с The Legend of Zelda: Skyward Sword. Человек жил в деревне, о которой не знают карты Apple, но при этом влюбился в серию сразу и бесповоротно. Управление, сложность, отсутствие локализации – это неважно, когда погружаешься в процесс и понимаешь внутренние правила. После этого было совместное прохождение антологии Halo и я не могу представить ничего более сближающего, чем совместное преодоление эпических трудностей. Игры для детей, яркие и незамысловатые аркады – это не то. Несерьезные развлечения не цепляют, поэтому такие игровые пробы и заканчиваются ничем.

С мамой общаться выходит далеко не каждый день, но приложение на телефоне помогает видеть, когда она заходит в Hearthstone. Мы можем сыграть партию-другую даже когда я на работе. Это веселая, умная и яркая игра, которую по моему совету мама установила еще на этапе беты. С того момента не было ни одного раза, чтобы она не получила ежемесячную награду за сколько-то-там побед или пропустила сюжетный аддон. При этом с ней живет мой младший брат, и пусть она не в курсе внутренних интриг каждой новой игры и кто ее геймдизайнер, базовые принципы все равно понятны, и посмотреть на диване вечером час-другой Dishonored или XCOM – занятие ничуть для нее не странное. То есть, она дает советы, задает вопросы, переживает за героев. Так что это вы виноваты, что видите в родственниках и друзьях, не играющих в игры, каких-то умалишенных. На самом деле, родители спокойно разберутся с десятью кнопками на геймпаде и соотнесут движение мышки с поворотом головы персонажа. Это вам лень их заинтересовать, вы не можете показать игры так, чтобы это заразило других.

Мама заходит в Hearthstone регулярно, минимум раз за день

Ситуация зеркальна той, что складывается с книгами. Попробуйте объяснить 15-летнему брату, что читать – это круто. Поделиться любимыми произведениями, рассказать, что даже одна и та же книга читается по-новому с каждым прожитым годом. Можно объяснить саму суть классики и то, как даже немыслимые жизненные судьбы уже описывались и критиковались кем-то сотни лет назад. Вы же не будете давать человеку для начала букварь или книжку-раскладушку, аргументируя выбор простым слогом и крупными буквами. Не будете надеяться на то, что человек увлечется современными писателями, почитав сначала пару-тройку рекламных брошюр. Так вот и к играм относитесь так же. А иначе такой человек пойдет работать в рекламный бизнес и будет утверждать в печать плакаты, на которых восторженные люди неестественно вытягивают руки с геймпадами от разных платформ по направлению к телевизору. Или станет журналистом и на миллионную аудиторию расскажет, что DOOM стала причиной массовых убийств.

Поверьте, это легче, чем кажется. Однажды я пришел на работу с Nintendo Switch и при первом же интересе со стороны коллеги вручил ему джойконы. За следующие полчаса человек прошел первый мир в Super Mario Odyssey, хотя до этого ничего подобного никогда не видел. Недавно он спросил, какую PlayStation лучше взять и почему. Дело нескольких месяцев. Если бы мы внимательнее относились к окружающим – не было бы такого недопонимания и со стороны властей. Если бы сын Германа Клименко нашел способ затащить отца в TAG-режим Tekken или дочь Владимира Путина устроила семейные выходные в Dota 2 – и нам было бы проще, и семьи стали бы крепче.

Понятна ситуация, когда в девяностых ребенку дарили игровую консоль в качестве игрушки. Одному – набор пистолетов, другому – Mega Drive 2, третьему – мяч футбольный. Взрослые относились к этому, как к модному увлечению, которое со временем потеряет смысл в глазах тех же детей. Но мы-то знали, насколько приключения червяка Джима – эпическое и серьезное дело. Нам-то не надо было объяснять, что спасение президента в Jungle Strike – это сюжет, который будет передаваться из уст в уста по всей школе. А теперь те же бывшие одноклассники предпочтут полистать социальные сети, чем включить консоль. И в этом, напоминаю, виноваты вы.

На днях в Твиттере задали вопрос, который звучал так: «Представьте, что перед вами человек, ничего не понимающий в видеоиграх. У вас есть максимум 2 часа времени, чтобы показать лучшее, на что способны игры. Как вы поступите?». Какой бы ни был ответ – хочу поинтересоваться: как вообще мы до таких вопросов докатились?

Виктор Антипенко

Сказать спасибо:

23 комментария

Популярные

18+ ЗАПРЕЩЕНО ДЛЯ ДЕТЕЙ