Свяжитесь с нами

Игры

PlayStation верна идеалам

Немного игр, ни одна не удивляет так уж сильно, но хочется купить их все.

Не спать всю ночь, чтобы посмотреть конференцию PlayStation, – это нормально. К ее началу, пожалуй, самым убедительным было выступление Xbox – в первый раз за много лет. Но линейка даже известных игр PlayStation настолько хороша, что не победить компания не могла. Наверное, по очкам она и победила, хотя сделала все для поражения.

Не до конца понятно, как конференция была устроена на месте (говорят, что гостей табуном перегоняли из одной локации в другую), но для зрителей стрима промежутки между трейлерами казались невыносимо долгими, и они были заполнены не выступлениями спикеров, а болтовней из студии и анимационными хохмочками. У конференции даже не было четких начала и конца, и некоторые медиа поспешили опубликовать итоги до того, как был сделан еще один, самый последний анонс. Зачем, зачем так?

А еще PlayStation не анонсировала ничего крупного и своего впрок: только показала релизы, о которых уже было известно (да и то не все). Складывается ощущение, что в компании уже идет подготовка к старту следующего поколения (как и у Xbox), и то, что мы видим сейчас и что будет выпущено в 2018-2019 годах, – это последние релизы для PlayStation 4.

Чрезвычайно спорной стала и демонстрация The Last of Us Part 2, которая состояла из двух частей: затянутая бытовая кат-сцена на танцах, где Элли мирно целуется с подругой, и запись геймплея, где Элли жестоко убивает людей. Одно и другим мало состыковывается: видимо, авторы хотели показать контраст между Элли в мирной жизни и Элли в бою, но лучше бы геймплей был прямо мотивирован сюжетом, лучше бы с Элли случилось некоторое дерьмо, объясняющее тему мести. В итоге одни зрители были возмущены излишней жестокостью игры, другие – сценой откровенного лесбийского поцелуя (в дополнении Left Behind он был все же невинным), а меня лично смутило отсутствие хоть каких-то новых игровых механик. The Last of Us Part 2 действительно больше похожа на “вторую часть”, большое DLC, а не настоящий сиквел.

Чтобы закрыть тему лесбийского поцелуя, надо сказать две вещи. Во-первых, в комментариях на стриме шутили, что игра будет запрещена в России, но нет: отечественное законодательство просто требует, чтобы на коробку наклеили 18+, а The Last of Us и так заслужила это хотя бы жестокостью. Во-вторых, может показаться, что гомофобные российские геймеры будут игнорировать сиквел, но гомофобия в российском обществе довольно специфична: девочкам в кадре целоваться можно, мальчикам – нет, потому что первое эстетически приемлемо в обществе, а второе – нет. Чтобы это проиллюстрировать, я накидал несколько опросов в твиттере, и результат оказался еще поразительнее: в консервативной России публичный поцелуй двух девушек даже более допустим, чем поцелуй парня и девушки. Живите с этим.

В опросе стоило бы использовать слово “девушек” вместо “девочек”, но “девушки”, судя по комментариям, набрали бы еще больше голосов “за” или “все равно”.

Отдельно отмечу, что речь не о моем личном мнении, а о настроениях в обществе. Я никого не заставлял голосовать. А в случае с наклейкой 18+ – не о том, что я лично хочу, а о том, что требует российское законодательство.

Что же касается геймплея в The Last of Us Part II, то есть два взгляда на него. Одни указывают на то, как классно выглядят сцены с убийством врагов. Другие спрашивают, где же новые механики. Все дело в том, что в The Last of Us и Uncharted уже давным-давно используется такой подход: для каждого действия героя нужно подготовить сверхизбыточное количество вариантов анимации, и в разных ситуациях показывать разное. Нажимаешь на одну и ту же кнопку, а персонаж бьет по-разному, использует окружение по-разному, прыгает с уступа на уступ по-разному. Зрелищность в результате зашкаливает – не вопрос, и абсолютно понятно, как улучшать ее дальше. Но дело в том, что The Last of Us была интересна еще и механиками: она предложила простой интуитивный стелс с минимумом условностей: просто крадешься за автомобилями, просто кидаешь бутылку, чтобы отвлечь врагов, просто внимательно прислушиваешься к их движениям; игра отсекла накопившийся в жанре лишний жирок и хорошо при этом работала. Но в The Last of Us Part II не показали ни единой новой сцены, ни единого нового способа расправиться с врагами – все то же “прокрасться за автомобилем и напасть сзади”. И это притом, что Shadow of the Tomb Raider, пусть и с более корявой анимацией, но отработала формат “крадусь по джунглям и убиваю врагов” в несколько раз разнообразнее. К слову, сериал Uncharted не постеснялся позаимствовать у Tomb Raider пару механик (веревка, например), и не очень понятно, почему The Last of Us так старомодна.

Однако при всех претензиях к The Last of Us Part II, в нее хочется играть. Год назад Bethesda всех уверяла, что стоит на страже сингловых развлечений, но посмотрите на линейку конференции PlayStation. Ghost of Tsushima, Death Stranding, Spiderman, Ni-Oh 2, Control, Kingdom Hearts 3. Все эти игры – не сервисы и не инди, а полноценные однопользовательские релизы для геймеров старой школы – тех, кто играет со времен первой PlayStation, если не дольше. Именно такие люди и приезжают на E3, именно они и смотрят конференции в четыре часа ночи о Москве. Успех PlayStation 4 в этом поколении во многом и связан с тем, что Sony осознала: без лояльности core-аудитории невозможно создать ауру успешной, востребованной консоли, и подтянуть новых пользователей.

Кроме того, линейка PlayStation – это еще и игры, которые обеими ногами заступают на территорию искусства. Можно спорить о том, хороша или нет механика фехтования в Ghost of Tsushima, но стильный визуальный ряд и необычный сеттинг – это уже прекрасно. Можно гадать о геймплее в Death Stranding, но гений Кодзима что-нибудь придумает, а эстетически игра прекрасна – напоминает и о сериале Stranger Things, и о сцене из Metal Gear Solid 3: Snake Eater с призраками убитых врагов. Можно не любить игры о супергероях, но Spiderman выглядит отличным ответом на Batman от Rocksteady. Серьезно, на конференции PlayStation не возникало мыслей, вроде “раз все делают Battle Royale, то и у нас должен быть Battle Royale”. В этом смысле даже хорошо, что на конференции не показали Days Gone – она как раз выглядит конъюнктурной.

Чтобы убедительно “победить” на E3, PlayStation стоило показать побольше игр (трейлер Devil May Cry 5 был бы уместнее здесь), но по большому счету количество не так важно; важно, что направление мысли – правильное. Даже за это направление мысли PlayStation хочется занести денег. При этом игры как сервисы ведь никуда не исчезают (дополнение к Destiny 2 тоже ведь показали), но с этим добром и так прекрасно справятся сторонние издатели.

Константин Говорун

Сказать спасибо:

16 комментариев

Популярные

18+ ЗАПРЕЩЕНО ДЛЯ ДЕТЕЙ