PDA-версия Текстовая версия форумаНа главную страницуНаписать в редакциюКаталог игр
Включите отображение фреймой в вашем браузере
НОВОСТИ ОБЗОРЫ ПРЕВЬЮ ТРЕЙЛЕРЫ ГАЛЕРЕЯ СПЕЦЫ КОДЫ ГИДЫ БАЗА ИГР

Total War: SHOGUN 2

PC

Shogun 2: Total War


Shogun 2: Total War

На Новый год Sega подарила мне титул даймё одной из четырех провинций Сикоку. К Рождеству медленные самураи Врена высадились на Хонсю и дошли до Осаки. Дальше – уже только в полной версии Shogun 2: Total War.

Трудно быть мальчиком и не читать книжки о храбрых воинах, хитроумных полководцах, мудрых правителях. И чем дальше они от современности – тем увлекательнее. Ведь мечники и лучники, всадники и копьеносцы – лучшие фигурки для игры в солдатики. Смотришь на них и веришь в разные глупости, вроде идеалов рыцарства или кодекса бусидо. Все потому, что пока умные люди не придумали форму цвета хаки, мобилизацию и пулемет «Максим», войны были жестокие, но... по-своему красивые. Именно они и воссозданы в стратегиях цикла Total War.

Две стороны медали

Если превратиться в занудного игрожура, можно прибить Total War гвоздем к стене формулой: «Это Civilization плюс Warcraft, но без строительства базы», ну и дальше – с головой в описание геймплея, юнитов... Все проще: много лет назад люди из студии Creative Assembly придумали технологию исторической реконструкции и теперь неспешно перебирают конфликты и эпохи. Меняются доска, коробка с солдатиками и сами фигурки, правила остаются прежними. Левой рукой мы изображаем из себя правителя, правой – генерала. Первый медленно думает и ходит пошагово, второй быстро действует и гоняет солдат по полю в реальном времени. Правитель забривает крестьян в солдаты, строит крепости, ссорится с соседями, женится на принцессах. Генерал топчет посевы, сжигает города и командует армией в битвах. Можно играть левой и правой руками попеременно, можно – какой-то одной, отдавая часть решений на откуп компьютеру. Так Total War полностью раскрывает тему, но позволяет пропустить любые фрагменты, не интересные лично вам. Наконец, для освоения игры необязательно быть экспертом по TBS и RTS. Достаточно здравого смысла и самых базовых знаний о солдатиках. – Кем вы остановите вражескую конницу? – Конечно же, копьеносцами! – Годен!

Опять Япония!

Shogun 2: Total War

Оцените интригу! Sengoku jidai, самый яркий момент японской истории, не описан в наших школьных учебниках. Зато события чужой гражданской войны уже во второй раз пересказывает нам PC-стратегия от британской студии Creative Assembly. Что ж, весьма популярный жанр, самая популярная в России платформа; тут уж хоть о походах чукчей в Калифорнию за черными рабынями вещай – все равно пойдет на ура. Вот только статья о Shogun 2: Total War публикуется в «Стране Игр» – единственном в России журнале, чьи читатели могут отличить Оду Нобунагу от Тоётоми Хидэёси. Ведь эти сражения так или иначе мы уже видели – в Kessen, Samurai Warriors, Sengoku Basara, Onimusha. Нам есть с чем сравнивать. Да и выходит в свет Shogun 2: Total War под логотипом Sega – японского издательства, прочно связанного в нашей памяти с ежиком Соником и приставкой Mega Drive. Тут уж даже самый хардкорный геймер отложит ненадолго PlayStation 3 или Xbox 360 да поставит на рабочий компьютер первую в жизни PC-игру.

Зима, весна, лето, осень: поле боя меняется в зависимости от времени года. Лучники умеют выпускать огненные стрелы и поджигать вражеские укрепления. Хороший способ выкурить гадов из-за стен.
Зима, весна, лето, осень: поле боя меняется в зависимости от времени года.
Лучники умеют выпускать огненные стрелы и поджигать вражеские укрепления. Хороший способ выкурить гадов из-за стен.
Военачальник – главный человек в том, что касается морали солдат. Часто бывает так, что полновесный отряд бежит с поля боя. Его обязательно нужно остановить и убедить вернуться в строй
Военачальник – главный человек в том, что касается морали солдат. Часто бывает так, что полновесный отряд бежит с поля боя. Его обязательно нужно остановить и убедить вернуться в строй
Почему Япония?

Shogun 2: Total War

Вот кто-то сейчас скажет: «Надоели уже со своей Японией» или там «менеджеры Sega заставили их!» Но дело в том, что игровая механика Total War работает не для всех эпох и народов. Во-первых, нужно, чтобы технологии укладывались в определенные рамки; двадцатый век с его пулеметами, авиацией и окопными войнами для цикла закрыт. Во-вторых, сеттинг должен подразумевать наличие нескольких различных сторон конфликта, каждая из которых, цитирую геймдизайнера, «имеет реальные шансы на глобальную победу». История Total War началась с Японии именно поэтому – в период раздробленности каждый даймё был сам себе хозяином, мог выставить сильную армию и теоретически претендовал на титул сёгуна. Перебрав эпохи, Creative Assembly дошла до Наполеона и вернулась к корнам. Почему нельзя искусственно уравнивать возможности государств или выдумывать несуществующие конфликты? Да потому, что поклонник Total War – это всегда фанат книжек об истории, и пусть условно, но игра должна быть реалистичной. Чтобы вот сидишь перед экраном, двигаешь мышкой – и показываешь детям, какова роль личности в истории.

Поехали!

В превью-версии все начинается с лучников. Самураи демо-клана Тёсокабэ предпочитают разить врага издалека, а в ближнем бою полагаются на крестьян-асигару с копьями. Кстати, как будете играть сами – обратите внимание, насколько классно озвучены все реплики комментатора в тьюториале. Английский текст идет с обычной интонацией, а вот все японские имена и названия произносятся акцентированно и с такой любовью в голосе, что за жену диктора немного обидно. Асигару клана Тёсокабе! Против самураев клана Миёси! Банзай!

Первые битвы выигрываются довольно просто: лучники используются, как застрельщики, наносят урон приближающимся шеренгам противника, потом убегают в тыл или на фланги и поддерживают огнем неумелых, но храбрых асигару. Даймё прохаживается за сражающимися шеренгами, подбадривая бойцов. Развязка наступает, когда копья асигару добираются до вражеского военачальника. Оставшись без командира, его самураи получают минус к морали и позорно бегут с поля боя. Штурм столицы провинции – уже формальность. При трехкратном превосходстве нет смысла отыгрывать битву самостоятельно; выбираем вариант «просчитать результат автоматически» – и наслаждаемся добычей.

Осад будет еще парочка, ведь всего на Сикоку четыре провинции. Их спецресурсы – лесопилка, питомник лошадей, порт и каменные рудники. Города естественным образом специализированы: на лучниках, копейщиках, коннице. Добавляем куда-нибудь додзё для самураев с катаной – получаем полный комплект. Вдобавок, один город умеет производить ниндзя, другой – контр-ниндзя. Находим на побережье Хонсю дружественный клан – начинаем с ним торговать. Флотом перекрываем кислород вражеским портам и подрываем благосостояние их купцов. Практически полное самообеспечение, да и деньги текут рекой. Что ж, теперь, пожалуй, можно подумать и о походе за море.

Прокачка и технологии

Все открытия делятся на два типа – военные и общественно-политические. Дерево видно сразу, можно покрутить мышкой и посмотреть, какие открывают новые типы строений, а какие – успокаивают на пару пунктов население (что позволит сразу поднять налоги!). Ученые, впрочем, никогда не будут простаивать; по умолчанию, дерево открытий будет обходиться последовательно, и рано или поздно вы все получите. Да и бесполезных вещей там нет. Но если хочется быстро-быстро добраться именно до самураев с нагинатами – расставляйте приоритеты вручную.

Другое дело – прокачка персонажей. И генералы, и агенты (ниндзя, монахи) за успешные действия получают опыт и уровни – довольно неспешно, правда. Рано или поздно игра разрешит выбрать для героя дополнительный навык. Это важное решение, и за вас его никто не примет. Смотрите на варианты и решайте, на чем хотите специализировать человека. Что касается генералов, то у них еще есть отдельно очки чести, плюс автоматические перки, вроде «Кровавый» (для тех, кто слишком часто грабит захваченные города). И, конечно, особенно жалко, когда персонаж с опытом и историей вдруг погибает в битве. Дети-то у него молодые, неопытные, да и вообще – когда еще подрастут...


Shogun 2: Total War 
Shogun 2: Total War

Shogun 2: Total War 
Shogun 2: Total War

Порядок в доме

Самостоятельный отыгрыш морских сражений в Shogun 2 – недавнее изобретение, которое перекочевало прямиком из Empire и Napoleon. Раньше результат всегда просчитывался компьютером автоматически. А вот экономика и политика – привет из первой части Shogun. Один ход длится один сезон, в каждой провинции есть уникальный ресурс, число слотов под постройки в городах сильно ограничено. И, конечно, никаких выборов императора Священной римской империи и заданий от Папы. Зато генералы могут совершать сеппуку. Нет тяжелой рыцарской конницы и арбалетчиков – но доступны самураи с нагинатами и стрелки с импортными аркебузами. И, конечно, никогда не стоит забывать о простом народе, который чуть что не так – поднимает восстание.

Четыре города, армия и флот – чрезвычайно хрупкое хозяйство, чуть нарушишь баланс – и вся система пойдет в разнос. Тьюториал честно предупреждает: захваченные в плен вражеские суда лучше пустить на дно – иначе upkeep cost похоронит вашу экономику. Есть соблазн поднять налоги и удержать население от волнений мощными гарнизонами, но цена содержания армии едва ли не выше, чем потенциальный доход от измученного населения. А распустите войска – тут же придут добрые соседи. Веселее всего вышло, когда я потратил всю казну на расширение замков, не подумав о сопутствующем росте потребления еды. Налоги низкие – а жрать людям все равно нечего, бунтуют. Дескать, «все съели проклятые самураи!». Быстро проблему решить не удалось. Ведь более продвинутые ирригационные поля нужно было еще изобрести, а потом построить – и за этот десяток ходов крестьянские волнения уничтожили всю мою новоявленную империю. Пришлось прибегнуть к ниндзюцу под названием load last save.

Ошибки, впрочем, и нужны, чтобы учиться. Да, жалко распускать боевые отряды и топить корабли, но что поделать, если за ход юнит проедает 200 рублей при стоимости обучения с нуля в 600? Если войны не намечается прямо сейчас, дешевле будет набрать их заново, потом – уже под конкретную кампанию. В Total War все организовано очень просто и естественно, арифметика на уровне начальной школы. Да, и конечно же, нет смысла строить в каждом городе все типы возможных зданий, лучше всего сохранять существующую специализацию. Весь менеджмент города укладывается в шесть-семь иконок с всплывающими подсказками. Смотришь на них и решаешь, что улучшать в первую очередь: поля с рисом или же тренировочную базу лучников? Налоги и вовсе устанавливаются ползунком с четырьмя возможными положениями; тут же показывается и вероятность восстаний. А как хозяйство налажено – можно и помечтать о паре-тройке отрядов элитной самурайской конницы.

Кто все эти люди?

Shogun 2: Total War

Император Японии

Династия японских императоров ведет происхождение аж от богини Аматэрасу (ее вы, гм, знаете по игре Okami). По легенде, правит она уже больше двух с половиной тысяч лет, но полторы тысячи – уж точно. В любом случае, это самая древняя династия в мире. В наше время (как, впрочем, и большую часть истории страны) реальных властных полномочий у императора меньше, чем у британской королевы. Зато в синтоизме – традиционной религии Японии – он является главным духовным авторитетом. Тоже неплохо.


Shogun 2: Total War

Сёгун

Само слово является сокращением от «сейитайсёгун» и буквально обозначает главнокомандующего войсками, посланного на усмирение северных варваров. На деле это верховный правитель Японии. Смысл в том, что никакой самурай не мог узурпировать трон – кровь не та. А вот править от имени императора, прикрываясь красивым титулом, – пожалуйста.


Shogun 2: Total War

Сэнгоку

В середине XV века сёгуны клана Асикага перестали контролировать страну, и Япония развалилась на множество враждующих провинций. Войны шли постоянно, но за сто с лишним лет никто не мог взять верх. В итоге Ода Нобунага, а затем – Тоётоми Хидэёси и Иэясу Токугава сначала одолели врагов, а затем последовательно «собрали» утерянные земли. Даже до Кореи дошли – но там уже закрепиться не удалось. Клан Токугава правил Японией до самой Реставрации Мэйдзи, но это уже другая история.


Shogun 2: Total War

Асигару

Первоначально – мобилизованные в самурайскую армию люди из низших сословий. В период Сэнгоку армия даймё всегда находилась в боевой готовности, поэтому раз призванные асигару уже потом к выращиванию риса не возвращались. Конечно, они уступали по выучке самураям, но аркебузы – простое и эффективное оружие – в их руках творили чудеса. К концу Сэнгоку опытные асигару фактически превратились в самураев низкого ранга. Мобилизационную армию отменили, не было нужды доверять оружие крестьянам.


Shogun 2: Total War 
Shogun 2: Total War

Хонсю на горизонте!

Демо-кампания так устроена, что самые сильные и опасные армии – крестьянские полчища. У них нет ни upkeep cost, ни тренировочного цикла в два-три хода на отряд. Бац – и появились из ниоткуда. Численность, судя по всему, пропорциональна уровню развития местного замка. И обычно это сравнимо со всей вашей основной армией. Если восстания поднялись в четырех провинциях сразу – дело пахнет катастрофой. Ведь оборонять крепость стандартным гарнизоном, генералом (если повезет) и двумя-тремя регулярными отрядами – та еще задачка. Перебить всех врагов чрезвычайно сложно; остается один шанс – измотать обстрелом и короткими выпадами и обратить необученных крестьян в бегство. Но при трехкратном превосходстве врага и это уже не помогает. Бог на стороне больших батальонов, так что старайтесь дружить с собственным народом.

Японцы знамениты спокойным отношением к смерти. Но если несправедливо попросить генерала совершить самоубийство, он может поднять восстание!
Японцы знамениты спокойным отношением к смерти. Но если несправедливо попросить генерала совершить самоубийство, он может поднять восстание!

Куда веселее и интеллектуальнее битвы с основной армией коллеги-даймё. Она у него обычно одна, сопоставима по силам с вашей, зато хорошо обучена, мотивирована, да и пользуется ей компьютер умело. Самый запоминающийся мой опыт – когда я пошел воевать чужую столицу и наткнулся на засаду в лесу. Заранее проверить маршрут с помощью ниндзя я попросту поленился. Загрузилась карта битвы – и я оказываюсь просто в безвыходном положении. Поляна посреди леса, на поляне – моя элитная конница и немного пехоты, а вокруг – деревья и никого. Двигаюсь по поляне вперед, вижу немногочисленных врагов, ввязываюсь в драку – и тут со всех сторон стрелы да шеренги копейщиков. Разом потеряв половину армии, я отступил чуть назад, занял пехотой оборонительную позицию, а остатки конницы повел длинным кружным путем в тыл противника. Битву я все равно проиграл, зато сумел найти и убить вражеского военачальника. А это был бездетный лидер клана. Бац – и вся фракция уничтожена. Но армию все равно пришлось набирать заново.

В демо-кампании всего с полтора десятка провинций – Сикоку да прилегающее побережье Хонсю. Плюс торговый пост Китайской империи на одном из мелких островков. В финале игра эффектно показывает вам всю карту Японии – от южной оконечности Кюсю до Хоккайдо; дескать, все это были цветочки, а вот вам – ягодки. В таких масштабах понадобятся все заложенные в игру возможности – и продвинутая дипломатия (сосед не торопится заключать союз? Отправьте собственного сына как заложника!), и дерево обучения ниндзя (один лучше всего умеет открывать ворота вражеских городов, другой специализируется на тайных убийствах). В определенный момент вы получите доступ к огнестрельному оружию – но можете и отказаться от него. Хотя бы и из эстетических соображений. В конце концов, кто знает, как развивалась бы история Японии, если бы в битве при Нагасино кавалерия Такеды одолела стрелков Нобунаги?

Возвращаясь к началу статьи, повторю то, что когда-то писал в тексте о Command & Conquer. Да, есть стратегии, сделанные как спортивный снаряд или же аналог настольной игры с кубиками и табличками. В них надо играть с серьезным лицом. StarCraft и Europa Universalis – лучшие тому примеры. Зато есть и другие – где вы чувствуете себя ребенком, дорвавшимся до гигантской коробки с танчиками или солдатиками. Важно не победить, но все сделать честно, красиво, в соответствии с выбранной ролью. И если компьютерный враг ослаб и не может сопротивляться – не жалко и подарить ему десяток провинций, чтобы сравнять силы и продлить удовольствие. Мы не раз виделись с геймдизайнерами Creative Assembly – и в их британском офисе, и в Москве. Они рассказывают не о цифрах и полигонах, а о простых правилах войны, придуманных еще Сун Цзы, о радостях победы и горечи поражения. Им интересно сами возиться с игрой дологими вечерами и пробовать новые штуки. Поэтому в Total War всегда чувствуются энергия, драйв, искренние эмоции разработчиков. И это прекрасно.

Осада замков

Shogun 2: Total War

Японские замки – во всяком случае из виденных мной – не отличаются высотой стен. Не нужны ни осадные башни, ни даже лестницы. Самураи прекрасно взберутся на них и так. Более продвинутые замки отличаются от слабеньких не высотой стен, а числом линий обороны. Если враг прорвется через первую линию укреплений, можно отступить назад, потом еще раз назад. Зато японские замки снабжены автоматическими башнями-турелями, которые стреляют самостоятельно, без людей. Как и ворота, они являются контрольными точками и могут быть захвачены. Ну, в смысле, забежали ваши самураи к врагу в крепость, постояли в круге рядом с башней какое-то время – и теперь она стреляет уже по бывшим владельцам. Поэтому при отступлении иногда есть смысл сжигать оборонительные укрепления. Но самое главное: в каждом замке есть гарнизон по умолчанию – из лучников-асигару и маленького отряда элитных самураев-мечников. Его не нужно специально набирать или лечить, он есть всегда. Но за пределами замка использовать халявную армию не выйдет – разве что при прорыве осады.


Shogun 2: Total War 
Shogun 2: Total War
 
 
ИНФОРМАЦИЯ
Жанр: strategy;
Количество игроков: 1
Наличие сетевой игры: нет
Сайт: открыть
ДАТЫ ВЫХОДА
Россия: 15.03.2011
Европа: 15.03.2011
США: 15.03.2011
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ НАЗВАНИЯ
США: Shogun 2: Total War
РАЗРАБОТЧИК
ИЗДАТЕЛИ
Россия: Sega Europe
Европа: Sega Europe
США: Sega
ДИСТРИБЬЮТОР В РОССИИ
gameland.ru
 
-.-
Журнала «Страна Игр»
 
8.0
Журнала «PC ИГРЫ»
 
9.0
Читателей
Проголосовало: 61
8.5
Eще материалы по игре

DLC: Otomo Clan Pack

Видео загружаемого дополнения “Otomo Clan Pack” для стратег…
Трейлер
 

DLC: Saints and Heroes Unit Pack

Видео загружаемого дополнения для стратегической игры Total…
Трейлер
 

DLC: Fall of the Samurai

SEGA выпустила трейлер, демонстрирующий дополнение “Fall of…
Трейлер
 

DLC: Rise of the Samurai

Ролик дополнения “Rise of the Samurai” для стратегической и…
Трейлер
Предыдущая Следующая

Страна Игр в соцсетях

ОБОИ ДНЯ

Самые свежие игровые обои от Gamewallpapers.com